ГлавнаяПубликацииТранспорт Железнодорожный транспорт: реформа тянется позади проблем

Железнодорожный транспорт: реформа тянется позади проблем

Из-за нехватки капиталовложений со стороны государства на протяжении последних 20 лет технический ресурс украинских железных дорог практически исчерпан. Правительство делает ставку на реформирование отрасли и принятия нового Закона.

В дорожно-транспортном комплексе Украины особое место отведено железнодорожному транспорту. Он обеспечивает 82% грузовых и почти 50% пассажирских перевозок, осуществляемых всеми видами транспорта страны, и составляет здоровую конкуренцию железным дорогам Евроазиатского континента. В частности, по данным Мининфраструктуры, украинские железные дороги занимают среди них четвертое место по объемам грузовых перевозок, уступая лишь железным дорогам Китая, России и Индии. Их грузонапряженность (годовой объем перевозок на 1 км) в 3-5 раз превышает соответствующий показатель развитых европейских стран.

Кроме этого, важность железнодорожного транспорта в системе транспортных коммуникаций Украины усиливается тем, что через территорию государства пролегают основные транспортные трансъевропейские коридоры: Восток – Запад, Балтика – Черное море. Украинские железные дороги непосредственно граничат и взаимодействуют с железными дорогами России, Беларуси, Молдовы, Польши, Румынии, Словакии, Венгрии и обеспечивают работу по 40 международным железнодорожным переходам, а также обслуживают 18 украинских морских портов Черноморско-Азовского бассейна.
 
Однако, несмотря на свою весомость отрасль не лишена проблем. «До сих пор железной дороги полностью обеспечивали потребности экономики и населения в перевозках. Достигалось это, в основном, благодаря избытку технических мощностей, созданных в советские времена за счет централизованного бюджетного финансирования. За последнее двадцатилетие капиталовложения в обновление основных средств происходили исключительно за счет собственных средств железных дорог, которые не позволяют обеспечить даже нормальное воспроизводство основных средств, особенно их активной части – подвижного состава» - отмечают в Мининфраструктуры. Таким образом в настоящее время технический ресурс железных дорог практически исчерпан и существует угроза необеспечения железнодорожным транспортом в дальнейшем потребности экономики Украины в перевозках. 
 
Чтобы этого не произошло правительством было принято решение реформировать отрасль с акцентом на развитии конкуренции на рынке железнодорожных перевозок и повышения эффективности деятельности самой отрасли. В частности, такие намерения закреплены Государственной целевой программой реформирования железнодорожного транспорта на 2010-2019 годы, утвержденной постановлением КМУ №1390 от 16 декабря 2009 года и планами имплементации некоторых актов законодательства Европейского Союза в сфере железнодорожного транспорта, одобренными распоряжением КМУ №1148 от 26 ноября 2014 года. 
 
Сейчас правительство может похвастаться лишь прохождением первого этапа (из трех запланированных) реформирования, в ходе которого было принято Закон Украины «Об особенностях образования публичного акционерного общества железнодорожного транспорта общего пользования», основной задачей которого является определение особенностей создания публичного акционерного общества железнодорожного транспорта общего пользования и внесения имущества в его уставный капитал, а также создание условий по повышению эффективности его функционирования для удовлетворения потребностей национальной экономики и населения в перевозках; и постановления КМУ №200 от 25 июня 2014 года «О создании публичного акционерного общества «Украинская железная дорога» - политическое решение Правительства о начале процесса создания Общества; и №604 от 12 ноября 2014 года «Об особенностях осуществления инвентаризации и учета имущества на оккупированных территориях и в зоне проведения антитеррористической операции», которым определен механизм проведения учета активов железной дороги, расположенных на временно оккупированной территории АР Крым и в зоне проведения антитеррористической операции.
 
Наряду с этим, стоит заметить, до сих пор продолжаются мероприятия по образованию ПАО «Украинская железная дорога». Как отмечают в Мининфраструктуры, уже проведена инвентаризация имущества предприятий, учреждений и организаций железнодорожного транспорта, а также хозяйственных обществ, 100% акций которых вносится в уставный капитал ПАО «Украинская железная дорога», дело осталось за оценкой указанного имущества независимым оценщиком – компанией Deloitte&Touche.
 
Также в рамках первого этапа реформирования ведомство разработало проект новой редакции Закона Украины «О железнодорожном транспорте». На днях его внесли в Верховную Раду под номером №3650.
 
Первое, что нужно подчеркнуть – документ существенно «потяжелел» - преследуя цель совершенствования рыночных механизмов хозяйствования на железнодорожном транспорте и построения новой структуры взаимоотношений участников перевозочного процесса, чиновники расширили его до 52 страниц. 
 
 
«Действующей редакцией Закона Украины «О железнодорожном транспорте» в отношении отдельных субъектов хозяйственной деятельности на железнодорожном транспорте общего и необщего пользования не установлено нормы, которые бы определяли особенности их работы, а также системы взаимоотношений с другими субъектами хозяйственной деятельности и пользователями услуг железнодорожного транспорта», - говорится в пояснительной записке. Так, новым проектом Закона устанавливаются основы государственного регулирования в сфере железнодорожного транспорта и определяются отношения с местными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. 
 
Наряду с этим, в связи с построением новой структуры взаимоотношений на железнодорожном транспорте в документе закреплены основные требования, обязанности и права оператора инфраструктуры, перевозчика, права и обязанности пассажира, нормы относительно управления объектами инфраструктуры, основные требования к железнодорожному подвижному составу и основы деятельности операторов железнодорожного подвижного состава.
 
Также устанавливается принцип равноправного доступа к услугам инфраструктуры, который распространяется на всех лиц, заинтересованных в получении таких услуг.
 
Кроме этого, законопроектом №3650 предусматривается создание системы государственного управления в сфере безопасности на железнодорожном транспорте в соответствии с требованиями положений законодательства Европейского Союза, имплементация которых предусмотрена Соглашением об ассоциации, что, по мнению чиновников, позволит повысить уровень безопасности перевозок в условиях развитой конкуренции на рынке железнодорожных перевозок.
 
И напоследок – проектом предлагается более детально определить особенности проектирования, строительства, реконструкции, содержания и распоряжения объектами инфраструктуры железнодорожного транспорта.
 
Принятие законопроекта №3650, по мнению чиновников, будет способствовать повышению конкурентоспособности железнодорожного транспорта на внутреннем и международном рынках транспортных услуг, создаст дополнительные возможности привлечения инвестиционных ресурсов для технико-технологической модернизации отрасли, позволит обеспечить реализацию соответствующих положений Соглашения об ассоциации и интеграции железнодорожного транспорта Украины в единую железнодорожную систему Европейского Сообщества, а главное – положит начало второму этапу реформирования отрасли, которым предусматривается формирование вертикально-интегрированной системы управления внутри ПАО «Украинская железная дорога».
 
Подробнее с текстом проекта Закона №3650 «О железнодорожный транспорт» можно ознакомиться здесь.
 
Вместо послесловия заметим, в то время, пока реформирование отрасли идет неторопливо, по данным Мининфраструктуры, потребность в средствах, необходимых для выполнения секторальной политики составляет примерно 20-30 млрд грн ежегодно (без учета средств, необходимых для восстановления разрушенной инфраструктуры железнодорожного транспорта в зоне проведения антитеррористической операции на востоке Украины), в том числе: на обновление подвижного состава – 15-20 млрд грн; на реконструкцию и техническое переоснащение объектов инфраструктуры, подвижного состава – 4-6 млрд грн; на реализацию инвестиционных проектов – около 2 млрд грн.
 
На восстановление объектов железнодорожного транспорта, которые пострадали во время боевых и террористических событий на Востоке Украины необходимо финансирование в размере 483,7 млн грн.
 
Вадим Менаев

 

Существует множество способов отопления. Одним из самых востребованных является рекуператор воздуха. Это процесс телепередачи, во время которой тепловая энергия передается путем использования системы вентиляции. Более детально ознакомиться с информацией можно на сайте teplo-heat.ru.

 
Комментарии (0)