ГлавнаяКомментарииКомментарииЗадача украинской ГТС: сохранить транзитные возможности и рабочие места

Задача украинской ГТС: сохранить транзитные возможности и рабочие места

Свое мнение о ГТС Украины ИА «Украина Коммунальная» высказал Богдан Клюк, президент Украинской нефтегазовой академии.

В СМИ появилась неофициальная информация, что в ходе переговоров, на которых Украина пытается добиться снижения цены на импортируемый российский газ, обсуждается вариант создания двух СП «Газпрома» и «Нафтогаза», одно из которых получило бы контроль над магистральной газотранспортной системой (ГТС), второе - над внутренними украинскими газораспределительными сетями. Свое мнение о ГТС Украины ИА «Украина Коммунальная» высказал Богдан КЛЮК, президент Украинской нефтегазовой академии.

В настоящее время в Европейском Союзе наблюдается значительное сокращение потребления газа. По расчетам института энергетической стратегии России, Европа должна была бы потреблять 200-250 млрд куб. м российского газа. 

В отношении нашей страны надо признать, что Украина действительно владеет развитой газовой инфраструктурой. Мы все были свидетелями того, что все выборы у нас проходили под лозунгом: «Построим газопровод и газифицируем города и села Украины!». И надо признать, что этим настолько увлеклись, что газопроводы были построены там, где не нужны, и где могли бы обойтись и без них. Сейчас сложилась такая ситуация, что в некоторых местах газопровод построен, но не работает, так как стоимость газа увеличилась, и его стало невыгодно использовать.  В отдельных же случаях строительство просто не завершено.

В начале 90-х годов прошлого столетия Украина потребляла 90 млрд куб. м газа, сейчас мы потребляем 60-65 млрд куб. м, то есть на 30 млрд куб. м мы снизили его потребление.

На определенном этапе развития была допущена непростительная ошибка: «подвязали» потребление газа с газотранспортной системой. Этого нельзя было делать, так как добыча, транспортировка, экспорт и потребление газа - это совершенно разные виды деятельности.

Сегодня государство не может нести ответственность за потребление газа на металлургических комбинатах, химических объединениях и на других предприятиях, которые уже давно не являются государственными. В нынешних условиях государство должно отвечать за своих граждан. Люди должны получать тепло и газ, и получать по той цене, которую устанавливает рынок.

В свое время была попытка создать электронную газовую биржу, и если бы она в Украине была создана, и был бы доступ к газовому ресурсу, тогда не было бы нынешней ситуации, когда газ закупается на уровне правительства - и была бы совершенно другая ситуация с нашей газотранспортной системой.

То, что Россия строит газопроводы в обход Украины – понятно. Увеличиваются объемы поставок газа, если ранее было 120 млрд куб. м, то в этом году этот показатель вырастет до 140-148 млрд куб. м.

В то же время украинская газотранспортная система имеет большой резерв. Если в прошлом году через нашу систему «прошло» 95 млрд куб. м газа, то в этом году – 92-95 млрд куб., но система имеет производственную мощность на уровне 140 млрд куб. м. Как видим, значительная часть газотранспортной системы не задействована в транзите газа. Это очень большой резерв мощностей. И понятно, что все газопроводы, которые строились в советский период нашей истории, начинались с месторождений, расположенных на севере Тюменской области, и были направлены к западным границам.

В свое время была проведена большая работа по заключению соглашения между Украиной и Россией по транспортировке российского газа в Европу через нашу ГТС на уровне 150 млрд куб. м. Украинская сторона приложила большие усилия в решении этого вопроса, были построены дополнительные мощности - и мы вышли на уровень 140 млрд куб. м газа.

Наша задача заключается в том, чтобы сохранить транзитные возможности нашей газотранспортной системы, сохранить рабочие места и, естественно, максимально загрузить ГТС Украины.

 
Комментарии (0)