ИНФОГРАФИКА:
Хто має звернутися за субсидією на наступний період?
Як працює державна програма єОселя
Опалювальний сезон у Євросоюзі
Як Україна пройшла найважчий в історії опалювальний сезон
Яка мінімальна температура у приміщеннях у країнах Європи
Роз'яснення, як оплачувати комуналку під час війни
Что делать, если дома холодные батареи
Перечень льгот на ЖКУ, предусмотренных для участников боевых действий
Какие нормативы используются при расчете субсидии
Как рассчитывается жилищная субсидия и кому предназначается
Сколько лет должно служить дом, лифт или самолет
Производство электроэнергии из ВИЭ
ЖКХ Украины: деньгам вход запрещен!
В Киевской области на два дня отключат воду
Части ВПЛ придется вернуть денежную помощь
Комітет ВР схвалив до повторного читання законопроєкт про підвищення податків
О том, что украинское ЖКХ требует средств сказано и написано немало. Любые политики, которые приходят к власти обещают сделаете все возможное для привлечения частного капитала и инвестиций для модернизации коммунальных предприятий. Государственно-частное партнерство стало политическим лозунгом, а опыт украинских теплоэнергетиков и водоснабженцев в концессии и аренде такой, что стыдно рассказывать. Но «Украина Коммунальная» все же решила проанализировать специфику украинских концессий в сфере водоснабжения (механизмы ГЧП наиболее распространены именно в этом сегменте ЖКХ).
Разрушительная сила дефолта
После трагических событий января-февраля этого года Украина находится в самом глубоком за всю историю своей независимости экономическом, политическом и социальном кризисе. Премьер-министр Арсений Яценюк официально признал, что дефицит государственного бюджета в 2013 году составил 65 млрд грн, а с учетом всех обязательств правительства - более 80 млрд грн. В то же время, совокупный внешний долг на конец прошлого года достиг 140 млрд долл. или около 80% ВВП, из этой суммы краткосрочные долговые обязательства составили 65 млрд долл., что более чем в 4 раза превышает золотовалютный запас государства, который составляет сегодня лишь 15 млрд долл.
Такое преддефолтное состояние украинской экономики не может не сказаться на состоянии отрасли жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), которая является самым уязвимым среди всех секторов национальной экономики. С августа 2013 года украинские теплоэнергетические и водоснабжающие предприятия непрерывно наращивали долги и продолжают это делать до сих пор. По данным Госстата, в течение последних 6 месяцев задолженность предприятий коммунальной теплоэнергетики за потребленный природный газ выросла до заоблачных 27 млрд грн, а украинские водоканалы виноваты поставщикам электрической энергии более 4 млрд грн.
Очевидно, что в такой ситуации надеяться на дальнейшее дотирование из бюджета разницы в тарифах на природный газ для выработки тепловой энергии для населения, или на выделение финансирования программ таких, как «Питьевая вода Украины», - дело бесполезное. Но без денежных вливаний на модернизацию объектов коммунального хозяйства Украина рискует в краткосрочной перспективе получить «второй Чернобыль», теперь уже коммунальный...
Чужие деньги
Частные инвестиции - не единственное, что может спасти отрасль от окончательного краха, ведь на сегодня нужно честно признать, что ни государство, ни органы местного самоуправления, которые в большинстве своем являются учредителями предприятий тепло- и водоснабжения, не имеют достаточных финансовых и управленческих ресурсов для содержания объектов хотя бы в рабочем состоянии, не говоря уже об их модернизации.
Читайте также: ГЧП как решение противоречий
Государственно-частное партнерство (ГЧП) в форме концессии - это то, что спасло такие страны как Великобритания, Польша, Румыния, Литва от коммунального коллапса. В идеале концессия должна проводиться так. Органы местного самоуправления отдают частному инвестору в пользование по концессионному соглашению инфраструктуру: трубы, коллекторы, насосные станции, котельные, и, в свою очередь, гарантируют определенный уровень тарифов на более-менее долгосрочную перспективу. Компания-инвестор берет на себя обязательства модернизировать полученное имущество. Имея на руках гарантии от власти по тарифам, а значит, и гарантированный будущий доход, концессионер привлекает кредиты, вкладывает средства в обновление сетей и оборудования.
С проведением переоборудование, затраты инвестора, в первую очередь, на оплату энергоносителей сокращаются, а выручка, благодаря фиксированному тарифу как минимум не снижается, так что прибыль автоматически возрастает (по крайней мере сама эта схема, заложенная в классический механизм стимулирующего тарифного регулирования). Довольными остаются и потребители: повышается качество коммунальных услуг при их относительно неизменной стоимости. Довольна и городская власть: инфраструктура после завершения срока концессии будет в лучшем состоянии, чем до передачи ее инвестору. Но, увы, это все в теории. Украинская практика внедрения концессионных механизмов на основе действующего законодательства пока что обманывает ожидания.
Одесские качели
Одним из первых в Украине реализованным проектом ГЧП является заключение договора аренды целостного имущественного комплекса КП «Одесаводоканал» в декабре 2003 года с ООО «Инфокс» (учредители - Николай Лисин и Николай Злочевский). Основным условием этого договора было вложения 500 млн грн инвестиций со стороны инвестора в развитие водопроводных и канализационных сетей, повышение эффективности использования оборудования. Однако, не случилось. В связи с тем, что в течение 2006-2008 годов тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения так и остались убыточными, и Одесским городским советом не пересматривались, ООО «Инфокс» инициировало пересмотр инвестиционной программы (которая является неотъемлемой частью договора аренды) в сторону уменьшения ежегодных сумм, которые инвестор должен вкладывать в модернизацию производства.
Более того, с целью защиты интересов концессионера в конце 2012 года ООО «Инфокс» был инициирован иск в Хозяйственный суд Одесской области о взыскании с Одесского городского совета 321,6 млн грн задолженности по разнице в тарифах. До точки в этом процессе, который продолжается и сегодня, еще далеко. Впрочем, тот факт, что решением Хозяйственного суда Одесской области от 19 декабря прошлого года повторно была подтверждена правомерность требований концессионера и установлен факт нарушения его законного права на обоснованный тариф, свидетельствует только об одном - государственное частное партнерство в Одессе не удалось.
Луганско-московское противостояние
Решение, которое стало известным на всю страну, особенно в области ЖКХ, было принято в марте 2008 года. Тогда депутаты Луганского облсовета приняли решение о передаче своего коммунального предприятия «Компания Лугансквода» в концессию группе компаний «Росводоканал», входящая в «Альфа-групп» (учредители - российские бизнесмены Михаил Фридман и Герман Хан).
Читайте также: ЖКХ стремится к партнерским отношениям
Сложности с выполнением концессионного договора в «Луганскводы» появились в первые же годы работы. Власти региона, хотя и повысила тариф на воду, однако он все равно остался не сбалансированным, и покрывал лишь 70% затрат предприятия. Герман Хан, который всегда отмечался принципиальной позицией, категорически выражал непонимание такого отношения к концессионеру со стороны власти. «Мы вкладываем средства, а вы требуете от нас инвестиций, чтобы мы и в дальнейшем генерировали себе убытки? Мы не можем так, это же бизнес», - сообщал он.
Такие мировоззренческие споры между властью и «Альфа-групп» на вопросы ведения бизнеса привели к целому ряду исков, результатом которых стали судебные решения, которыми концессионеру предоставлено право на неуплату концессионных платежей до момента достижения предприятием положительного финансового результата от хозяйственной деятельности (прибыли), а также перенесены сроки внесения концессионером основной суммы инвестиционных вложений до 2032 года.
Ради справедливости все-таки стоит отметить, что для улучшения водоснабжения области концессионер сделал очень много. В частности, решил проблему с водой в проблемных шахтерских городах на юге области, значительно снизил энергозатраты, заменил немало аварийных участков водоводов. Однако, все это не помогло найти общий язык местной власти и московским бизнесменам, в результате чего 28 февраля 2013 года Луганским облсоветом было принято решение о расторжении концессионного договора с ООО «Лугансквода» по взаимному согласию.
Читайте продолжение в разделе "Публикации" 14 марта.
Реклама: Любителям дорог в любой момент может понадобиться мотоэвакуация. Важно, чтобы эвакуатор был специально оборудован. На нашем сайте superinstructor.ru Вы сможете в любой момент воспользоваться услугой мотоэвакуации с комфортом для Вас.