ГлавнаяИнтервьюИнтервью«Снижение цены на газ не повлияет на экономику украинской теплоенергетики», - Валерий Саратов

«Снижение цены на газ не повлияет на экономику украинской теплоенергетики», - Валерий Саратов

Почему у государства нет экономических оснований для пересмотра стоимости тепла для бытовых потребителей, каким будет 2014 год для коммунальной теплоэнергетики, «У.К.» рассказал глава отраслевого регулятора – Нацкомуслуг – Валерий Саратов.
Возможность покупать российский газ с практически 30-процентным дисконтом обернулась для Украины не только социально-политическими дискуссиями, но и повлекла экономические изменения. Разочарование большинства украинцев связано отчасти и с тем, что рассчитывать на снижение стоимости услуг централизованного отопления им не придется. При этом, бюджетная сфера и бизнес, напротив, получат послабление финансовой нагрузки при оплате за потребленную тепловую энергию. Почему у государства нет экономических оснований для пересмотра стоимости тепла для бытовых потребителей, каким будет 2014 год для коммунальной теплоэнергетики, а также где искать средства на модернизацию сектора теплоснабжения «У.К.» рассказал глава отраслевого регулятора – Национальной комиссии, осуществляющей госрегулирование в сфере коммунальных услуг – Валерий Саратов
 
- Валерий Владимирович, в связи с удешевлением стоимости импортного российского газа не только бюджетные организации и юрлица, но также и население ожидают снижения тарифов на тепловую энергию. Почему для бытовых абонентов стоимость тепла останется неизменной?
 
В прошлом году объем внутренней добычи природного газа в Украине составил 20 миллиардов кубометров. Из них приблизительно 3,5 миллиарда расходуется самими предприятиями на технологические нужды. Оставшиеся около 17 миллиардов кубометров население использует для удовлетворения собственных нужд. То есть, этот газ используется бытовыми потребителями для приготовления пищи, а также сжигается в системах индивидуального отопления. В результате, - собственного газа для обеспечения коммунальной теплоэнергетики энергоносителем не остается. Объем импортного газа, который ежегодно сжигают теплоснабжающие предприятия, зависит от фактора сезонности и в среднем составляет около 8,3 миллиардов кубических метров. Как известно, в Украине стоимость природного газа для населения дифференцируется по объему потребления. В частности, если бытовые абоненты при наличии приборов учета в год потребляют до 2,5 тысяч кубометров, то предельная цена на газ составляет 725,4 гривны за тысячу кубов («У.К.» - без счетчика – 798 гривен), а максимальная его стоимость при ежегодном объеме потребления свыше 12 тысяч кубометров составляет почти 2,7 тысяч гривен. А, например, в богатой газом России предельная цена при минимальном объеме потребления варьируется в диапазоне 1,1-1,3 гривен за тысячу кубометров.
 
Валерий Саратов
 
Оборудование, которое стоит на наших котельных, при средней температуре позволяет обеспечить стабильную подачу тепловой энергии в квартиры украинцев, но важно понимать, что газ для этого используется покупной. И, если бы в стоимость тепловой энергии для населения закладывалась рыночная цена импортного газа, которая доходила порой и до 430 долларов за тысячу кубометров, то представьте, насколько бы пришлось увеличились тарифы на тепло для бытовых потребителей! Во избежание значительного тарифного роста, в 2011 году НКРЭ установила стоимость газа для теплокоммунэнерго, который используется для обеспечения украинцев теплом, на уровне 163 доллара (1309 гривен) за тысячу кубометров. Сегодня – это компромиссная цена между возможностью бюджета компенсировать разницу в тарифах и уровнем потребительских платежей. То есть, даже после снижения на 30 процентов стоимости российского природного газа («У.К.» - до 268,5 долл./тыс. куб.м или 2,5 тыс. грн), цена на газ для теплокоммунэнерго, установленная НКРЭ, все равно остается значительно ниже. Соответственно, оснований для пересмотра стоимости тепловой энергии для населения нет, поскольку государство заранее заложило в тариф небольшую цену на газ, чтобы людям было проще платить за отопление.
 
- Можно ли тогда говорить о том, что удешевление импортного газа снизит нагрузку на бюджет в части возмещения тарифной разницы, и несколько улучшит финансово-экономическую ситуацию предприятий теплоэнергетики?
 
На экономику сегмента теплоснабжения это не повлияет. Во-первых, потому что, как я уже говорил, для обеспечения тепловой энергией бытовых абонентов стоимость газа останется неизменной - 163 доллара. Что касается бюджетных организации и юридических лиц, то, в соответствии с решением Комиссии от 31 декабря 2013 года, тарифы на тепло для небытовых потребителей корректируется в сторону уменьшения. Стоимость тепловой энергии снижена для 160 теплоснабжающих предприятий-лицензиатов регулятора. Получается, сейчас теплоснабжающие предприятия закупают газ по двум разным ценам. Это связано с тем, что в хранилища закачивался газ еще по высокой цене, и этот объем топлива необходимо использовать. Думаю, что к концу года НКРЭ стоимость газа откорректирует, и она выровняется.
 
Безусловно, уменьшение стоимости импортного газа снизит расходы госбюджета на выплату компенсаций НАК «Нафтогаз-Украины» и улучшит состояние газоснабжающих предприятий, а также сократит затраты коммерческих организаций и бюджетных учреждений (больниц, школ, детских садов) на тепловую энергию.
 
- В результате корректировки насколько снизилась себестоимость гигакалории тепла для бюджетных организаций и других категорий потребителей?
 
Для бюджетной сферы стоимость тепловой энергии в среднем уменьшилась более чем на 20 процентов: с 728 до 591 гривны за гигакалорию, для бизнеса снижение составило 12 процентов – с 733 до 657 гривен. В соответствии с нашими расчетами, экономия составит порядка 2 миллиардов гривен, из которых 1,5 миллиарда – придется на местные бюджеты. Эти средства органы местного самоуправления смогут использовать на ремонт и содержание бюджетной сферы, а около 500-600 миллионов – оборотные средства, которые сможет высвободить промышленность и бизнес для ведения своей хозяйственной деятельности.
 
Саратов
 
- Согласно договоренностям Украины с РФ, цена на импорт природного газа будет меняться ежеквартально в соответствии с величиной специальных коэффицентов, установленных «Газпромом». Насколько оперативно Нацкомуслуг сможет корректировать стоимость тепловой энергии для небытовых потребителей, и какой будет механизм этой корректировки?
 
Этот механизм действует уже сейчас: стоимость природного газа, согласно формуле, корректируется в соответствии с колебаниями цены на нефть. Регулятор утверждает перерасчет тарифа лицензиатам, если себестоимость продукции изменилась более чем на 5 процентов. В противном случае, предприятие в состоянии перекрыть свои потери другими источниками. Колебания цен на газ будут незначительны, поэтому оснований для ежеквартального перерасчета стоимости тепловой энергии не возникнет. Но, если изменения будут существенными, Комиссия сможет оперативно пересчитать тарифы.
 
На сегодня мы установили экономически обоснованный тариф на тепловую энергию для 50 предприятий-лицензиатов, остальным – тарифы откорректировали. Но это скорее связано с процессом становления Нацкомуслуг, разработкой и апробацией базовых методик, развитием взаимоотношений лицензиатов и регулятора. В этом году мы планируем завершить начатый процесс по расчету экономически обоснованной стоимости гигакалории тепла и кубометра воды для наших лицензиатов.
 
- После подписания новых газовых соглашений в экспертной среде высказывалось мнение, что снижение стоимости природного газа замедлит проведение модернизации тепловой энергетики. Разделяете ли вы эту точку зрения?
 
Вряд ли подобные предположения можно назвать экспертными, поскольку помимо снижения уровня энергоемкости оборудования, у предприятий еще существует немало проблем, связанных с необходимостью сокращать потери в сетях, проводить модернизацию основных мощностей, оптимизировать технологические процессы. Стратегия модернизации лицензиатов заложена в инвестиционные программы, которые одобряются Комиссией. Инвестиционные программы позволяют предусмотреть в тарифе для тепло- и водоснабжающих предприятий средства на их реализацию. Сейчас Нацкомуслуг утверждает программы предприятиям, и, хочу подчеркнуть, что их выполнение на сегодня не зависит от цены на газ! Учитывая, что действующие тарифы не покрывают затраты предприятий, мы просчитывали финансирование этих программ в размере амортизационных отчислений, а также с учетом средств, предусмотренных в местных бюджетах или государственных программах. Например, в 2012 году по данным бухгалтерского учета, объем амортизационных отчислений составил 769,88 миллионов гривен.
 
Просчитать в тарифе объем средств, необходимых на модернизацию, – не основная задача регулятора. Главная задача регулятора состоит в том, чтобы заменить в структуре тарифа себестоимость на инвестиции. Другими словами, регулятор должен создавать условия, при которых предприятия в рамках установленного тарифа будут снижать уровень издержек, то есть, сокращать себестоимость и наращивать объем инвестиций. Но это уже второй этап нашей работы.
 
- Какими подходами руководствуется регулятор при утверждении инвестиционных программ для предприятий? На решение каких основных проблем в секторе теплоэнергетики они должны быть ориентированы?
 
Комиссия анализирует поданные предприятиями инвестиционные программы, и координирует их, согласно установленному порядку утверждения. Мы используем достаточно эффективный метод бенчмаркинга («У.К.» - англ. benchmarking– метод оценивания, сопоставления и адаптации эффективных примеров работы с целью улучшения общих показателей). Благодаря этой методике мы видим, у какого предприятия наибольшее количество проблем, требующие немедленного реагирования.
 
А проблем у лицензиатов действительно множество. И, когда говорят, что для их решения нужно поменять оборудование, то это не совсем так. У нас затраты условного топлива на выработку одной гигакалории несколько выше, чем в Европе («У.К.» - у.т. - единица учёта нефти, газа и торфа, используемая для расчетов полезного действия различных видов топлива в их суммарном учёте). Если европейцы тратят 150-160 килограмм условного топлива на производство гигакалории тепла, то у нас этот показатель - в среднем 160-165 килограмм. Есть предприятия, которые «выходят» за рамки этих показателей, и, например, расходуют 175 килограмм на гигакалорию. Да, они нуждаются в помощи и там необходимо менять оборудование. Но в целом, я бы не сказал, что ситуация по энергоемкости оборудования на котельных настолько критична, что требует повсеместной его замены.
 
Саратов
 
Намного более существенной проблемой являются значительные потери тепловой энергии в сетях. Мы уже добились практически стопроцентного технологического учета на котельных, и сейчас, в первую очередь, необходимо сосредоточиться на том, чтобы «довести» тепло до стены дома в нужном количестве с минимальным количеством потерь. Сегодня более 30 предприятий не укладываются в нормативные потери тепла. Для понимания: нормативные потери тепла рассчитываются по каждой трубе, подходящей к конкретному дому, в зависимости от того, как она проложена, какой изоляционный материал используется. Но в среднем этот норматив составляет порядка 13 процентов. Для лицензиатов, которые демонстрируют серьезные отклонения от нормативных потерь, реализация инвестиционной программы должна быть направлена в первую очередь на замену и реконструкцию тепловых сетей.
 
Еще одной немаловажной проблемой, которая требует взвешенного и продуманного подхода, является заработная плата теплоэнергетиков. Если доля энергоносителей в структуре себестоимости тепла для населения достигает 60 процентов, то заработная плата, фактически, на втором месте – 20 процентов. На сегодня мы в тариф закладываем среднюю заработную плату в промышленности по региону, которая разнится по областям в силу объективных причин. Соответственно, там, где она выше, то и тепло будет стоить больше. Например, тепло в Макеевке стоит дороже, чем в Хмельницком. Почему? Исторически сложилось, что в Хмельницком работает 57 котельных, а в Макеевке – 138. При этом, разница показателей средней зарплаты между этими городами составляет приблизительно тысячу гривен. В результате получается, что в себестоимость тепловой энергии в Макеевке заложено на 140 гривен заработной платы больше, чем в Хмельницком. Следовательно, для таких предприятий на сегодня решение первоочередной проблемы должно быть направлено на автоматизацию работы множества небольших макеевских котельных, а также на оптимизацию их численности для того, чтобы уменьшить стоимость гигакалории тепла. Комиссия принимает решение по утверждению инвестпрограмм каждому конкретному предприятию, исходя из тех первоочередных проблем, которые требуют скорейшего разрешения.
 
- Скольким лицензиатам в сферах теплоэнергетики и водоснабжения Комиссия уже утвердила инвестпрограммы? Каковы их объемы финансирования и прогнозируемый уровень экономии?
 
По состоянию на январь в Комиссию обратилось 98 лицензиатов в сфере водоснабжения, из которых 46 предприятиям регулятор утвердил инвестиционные программы на общую сумму 438,3 миллионов гривен. Планируется, что в результате реализации программ, предприятия смогут реконструировать около 90 километров водопроводных сетей, заменить более 70 насосов на водонапорных станциях, провести капитальный ремонт 1,1 тысяч километров канализационных коллекторов, установить 642 прибора технологического учета и 2,7 тысячи подомовых счетчиков. В результате такой модернизации водоснабжающие предприятия смогут ежегодно экономить более 90 миллионов гривен.
 
Что касается сферы теплоэнергетики, то из 120 предприятий, подавших свои инвестиционные программы на рассмотрение, Комиссия утвердила 17 инвестпрограмм на общую сумму 342 миллиона гривен. Эти средства будут направлены на модернизацию около 50 котлов, замену более 100 насосов на энергосберегающие, установку более 200 узлов учета на выходе тепловой энергии, реконструкцию около 33 километров сетей. Таким образом, за счет сокращения своих затрат теплоснабжающие предприятия получат около 250 миллионов гривен экономии в год.
 
Саратов
 
- Помимо амортизационных отчислений и бюджетных средств, какие еще могут быть сегодня источники финансирования инвестиционных программ?
 
Международные кредиты. Но здесь не все так просто. В ближайшие несколько месяцев Комиссия примет все необходимые документы, которые определяют подходы регулятора к нагрузке тарифа. Почему это нужно? Условно, предприятие говорит Комиссии, что намерено заимствовать большой объем средств для того, чтобы как можно быстрее провести модернизацию основных мощностей. Но, большой кредит означает рост тарифа. Я не уверен, что потребители сегодня с пониманием отнесутся к ситуации, когда предприятие оперативно реализует инвестпрограмму, улучшит показатели и качество продукции, но при этом они будут вынуждены платить за коммунальные услуги в три раза дороже. Поэтому Комиссия должна определить, какую величину привлеченного кредита мы дадим лицензиату возможность заложить в тариф, чтобы для потребителей оплата по тарифу оставалась посильной. Мы же не можем пренебречь принципами социальной доступности тарифов и заставить людей всю заработную плату отдавать на оплату коммунальных услуг. Не смотря на рекомендации Всемирного Банка и других финучреждений («У.К.» - международные банки и институции рекомендуют Украине увеличить тарифы на тепловую энергию на 30-50% для сокращения задолженности энергетиков за природный газ), мы понимаем, что нужен продуманный подход.
 
Мы также изучаем европейский опыт, и знаем, например, что в Англии и Франции существует понятие «энергетической бедности», которым предусмотрены компенсационные механизмы, если для семьи плата за отопление превышает более 10 процентов. Регулятор должен выдерживать определенных баланс интересов лицензиатов и потребителей, именно поэтому, мы считаем необходимым разработать алгоритм, следование которому позволит предприятию привлекать займы и при этом «не ударит по карману» потребителя.
 
- Какой объем заимствований коммунальные теплоэнергетики и водоканалы (лицензиаты) уже привлекли?
 
С ЕБРР, ЕИБ и МБРР сегодня сотрудничают 17 водоснабжающих предприятий, которые заключили с этими финучреждениями кредитные договора на сумму 45,5 миллионов евро. К их числу планируют присоединиться еще 8 водоканалов: общая сумма заимствований в сфере водоснабжения составит около 197 миллионов евро.
 
Также 5 теплоснабжающих предприятий заключили договора на сумму 58,5 миллионов евро. Их перечень планирует расшириться до 11 предприятий, а суммарный объем займов в секторе теплоснабжения увеличится до 152 миллионов евро.
 
- Предприятия – лицензиаты Нацкомуслуг говорят, что процесс согласования инвестиционных программ долгий и непростой. Это отчасти подтверждает предоставленная вами статистика. При этом, в октябре 2013 года правительство своим постановлением №750 обязало предприятия для целевого использования средств открывать в уполномоченном банке спецсчета, на которые автоматически зачисляются средства на реализацию инвестпрограмм. Получается, что при отсутствии утвержденной регулятором программы, в тарифе не заложены средства на ее реализацию, а предприятия вынуждены нарушать постановление об обязательном открытии спецсчета и перечислении средств на него?
 
Не нарушают, потому что в раз реализовать комплекс этих процессов невозможно. В чем основная сложность во время утверждения инвестпрограмм? В связи с тем, что большинство предприятий являются коммунальными, а также используют средства государственного бюджета для компенсации тарифной разницы, то на момент утверждения инвестпрограммы они обязаны провести госэкспертизу и иметь заключения экспертов на все работы, которые они проводят. На сегодня предприятия не имеют документации, которая прошла госэкспертизу, но они активно этим сейчас занимаются. Комиссия серьезно следит за соблюдением установленных алгоритмов: фактически, мы вынуждаем предприятия действовать не так как им хочется, а так, как должно быть.
 
Саратов
 
- В прошлом году Комиссия заявила о разработке методике стимулирующего тарифного регулирования также известной в международной практике, как RAB-метод, который предполагает начисление дохода и возврата средств на инвестированный капитал. Будет ли применяться этот механизм, или Комиссия решила отказаться от этой инициативы?
 
Комиссия действует очень последовательно. Мы уже создали всю необходимую базу для перехода на стимулирующее тарифное регулирование. Но для того чтобы это сделать, необходимо утвердить главный документ, в котором прописан алгоритм и методика переоценки основных фондов предприятий. Такой нормативно-правовой акт, который можно взять за основу, уже разработан Фондом госимущества. Но каждое направление переоценки активов имеет свою специфику. И ФГИ сложно адаптировать этот алгоритм к реалиям нашей отрасли с учетом особенностей тепло- и водоснабжающих предприятий. Сейчас мы проводим так называемый пилотный проект: мы выбрали 4 предприятия (по два в сфере водоснабжения и теплоснабжения), которые пользуясь методикой ФГИ, проведут переоценку своих основных активов. На основании результатов, мы откорректируем эту методику. Переход к стимулирующему регулированию возможен только после проведения такой переоценки. Кроме того, Комиссия планирует до конца этого года полностью завершить процесс расчета экономически обоснованной себестоимости тарифов для всех наших предприятий-лицензиатов, и откорректирует механизм переоценки, что, в свою очередь, создаст условия для добровольного перехода предприятий на стимулирующие регулирование.
 
Беседовала Мария Цатурян, фотографировал Александр Гаврилюк

 

 

Валерий Саратов
 
Комментарии (9)
I am5
30 января 2014 г. 17:59
На последней фотке, Саратов говорит: "тариф будет воооооооооооооооттттттт такой!"
Vasiliy5
30 января 2014 г. 21:47

Клево излагает Ревизор. Только ни хрена ему сделать не удасться! они хоть и трындят, что типо "створили незалежний регулятор" - а Папередник и Портрет скажут тарифы не трогать - и вот вам все экономическое, млин, обоснование. жкх как было в жопе так там и будет. а как только оно из этой жопы голову высунуть попробует - его снова тудой отправят. ибо не хер населення великими тарифами лякати. бо якщо злякаються - то гранати полетять. простите за эмоции ...

Vasiliy4
30 января 2014 г. 21:52
И еще! пусть этот умник попробует сам в свой НКВД хоть одну инвестпрограму подать! они ж пока руки не выламают, фиг с маслом будет, а не програма.И що это за невнятный трындеж, пан Ревизор, по поводу постанови 750? да за одно это только убить Папередника и всю вашу компашку надо
Владимир3
31 января 2014 г. 08:07
Сплошное словоблудие , пусть этот умник расскажет как работать по 750 постанове КМУ если не работает закон про ПЕК , не успело предприятие открыть счет как его тут же "положило" ДВС !
Мария Цатурян4
31 января 2014 г. 11:44
http://blog.jkg-portal.com.ua/ua/blog/one/spec-rahunki-dlja-nvestprogrami-msja-nezdjsnenna - ДУМКИ ФАХІВЦЯ З ПРИВОДУ ПОСТАНОВИ УРЯДУ 750, ЯКЩО КОГОСЬ ЦІКАВИТЬ
Мария Цатурян3
31 января 2014 г. 11:47
Дуже добре, що в нас багато небайдужих та кожний має свою думку та правила ввічливості та коректного спілкування ніхто не відміняв
Андрій Осадчий5
31 января 2014 г. 12:24
Господа, коллеги! Я думаю, даже убив ап стену Папередника, Портрета и всех остальных - мы не сделаем лучше, система то останется. Другие Папередники придут и будут то же самое делать. Нужно систему заставить работать по другому, с учетом интересов лицензиатов прежде всего. но первым шагом ко всему этому должно стать понимание того, что больше нельзя перед выборами играть с населением в "добрые тарифы"
Олена2
31 марта 2014 г. 15:46
Интересно, а где сейчас Саратов? В Нацкомиссии его нет.....
Владимир3
09 апреля 2014 г. 22:51
Алэ , Валерик ты где ? Почему на работу забил ?