ГлавнаяПубликацииТранспорт «Евро-2012»: деньги на ветер

«Евро-2012»: деньги на ветер

Всего затраты на подготовку к чемпионату за все годы составила из всех источников более 100 млрд грн.
Подготовка чемпионата по футболу «Евро-2012» еще до его проведения обошлась украинским властям более чем в 100 млрд грн. Несмотря на стопроцентную готовность крупнейших объектов транспортной инфраструктуры, государству придется в течении десяти лет выполнять обязательства по банковским кредитам. При этом бизнес рискует потерять часть вложенных в подготовку средств, в случае, если европейские болельщики будут бойкотировать чемпионат.
 
Меньше чем через месяц – 8 июня – состоится официальное открытие футбольного чемпионата «Евро-2012».  Однако ситуацию несколько омрачили недавние призывы европейских чиновников к болельщикам бойкотировать чемпионат в Украине по политическим причинам. Впрочем, директор Нацагентства по подготовке Евро-2012 («Укревроинфрапроект») Маркиян Лубкивский убежден, что чемпионат состоится вовремя, как и было запланировано. «Какой бойкот? Турнир состоится в любую погоду!», - заверил он журналистов 8 мая.
 
Напомним, согласно постановлению Кабинета Министров №357, которым утверждена государственная программа подготовки и проведения в Украине финальной части чемпионата Европы-2012 года, на эти цели предусмотрено финансирование в размере 107,3 млрд грн, из них около 53 млрд грн – государственные средства и средства привлеченные под государственные гарантии, а 3,7 млрд – средства местных бюджетов.
 
Документ должен был определять основные задачи, которые должны были быть реализованы в ходе подготовки к проведению футбольного турнира. Вместе с тем, в программе цели по расходованию средств определены не четко: до конца 2012 года программой планируется обеспечить проведение чемпионата согласно требованиям УЕФА, значительно улучшить транспортную инфраструктуру (аэропорты, автомобильные дороги общего пользования, железнодорожный транспорт); привлечь инвестиции в сумме, более 80 млрд гривен, в том числе: частные инвестиции в строительство и реконструкцию спортивных сооружений, развитие транспортной инфраструктуры, построить 4 стадиона.

«Мы поедем, мы помчимся…»?

Согласно правительственной программе, к турниру должна была полностью приведена в порядок вся сеть автомобильных дорог общего пользования, – а это более 2 тыс. км – в соответствие с европейскими стандартами. По данным «Укравтодора», за 2011 год было отремонтировано и построено более 1,7 тыс км дорог общего пользования. Для сравнения в 2009 году было открыто движение лишь на 92 км дорог, а уже в 2010 году — 973 км. Только на строительство дорог к «Евро-2012» в госбюджете предусмотрено более 3 млрд грн. Всего на финансирование дорожного хозяйства страны в 2012-м году будет потрачено более 20 млрд грн. При этом, одним из источников финансирования дорожного строительства являются так называемые дорожные сборы с автомобилистов. Тем не менее, за четыре года подготовки к «Евро-2012» в Украине привели в порядок лишь два процента путей от общего количества дорог, нуждающихся в реконструкции. Эти два процента касаются лишь главных магистралей, которые соединяют города Львов, Донецк, Харьков и Киев.
Как сообщили «У.К.» в Харьковском горсовете город будет полностью готов к проведению чемпионата. «Аэропорт уже готов на 100%. Остались незначительные недоработки по ремонту автодорог в районе стадиона, также мы завершаем ремонт основной трассы – проспект Гагарина. Все это мы успеем сделать до 1 июня», - сообщил директор департамента по подготовке к «Евро-2012» горсовета Харькова Юрий Калгушкин.
 
При этом крупнейшие проекты по строительству объектов инфраструктуры профинансированы за счет частных инвестиций. Как заявлял ранее заместитель главы Нацагентства по подготовке Евро-2012 (Укревроинфрапроект) Валерий Жалдак, средства бизнес-структур, направленные на подготовку к чемпионату составили более 20 млрд грн.  Самыми дорогостоящими стали строительство стадиона в Донецке - 310 млн евро и термінал аэропорта в Харькове – порядка 200 млн евро.

«Под крылом самолета...»

Самый большой аэровокзал Украины - терминал «D» аэропорта Борисполь во время чемпионата  станет главными «воздушными воротами» страны, принимая весь пассажирский поток, начиная от команд и руководителей УЕФА и ФИФА, первых лиц государств, заканчивая многочисленной армией болельщиков. После запуска терминала «D» будет принимать до 3 тыс. человек в час (или 15 млн в год). Стоимость проекта составила 600 млн долл. Во Львове и Донецке новые терминалы готовы принимать пассажиров с 15 мая. Кроме того, аэропорт «Львов» сможет принимать у 2,5 раза больше самолетов.
 
Власти обещают, что уже с 27 мая с Киевского железнодорожного вокзала начнут курсировать шесть скоростных поездов «Hyundai», которые соединят столицу с другими городами, принимающими Евро - Львовом, Донецком и Харьковом. Финансирование поставок «Hyundai» осуществляется за счёт кредитных и собственных средств «Укрзализницы», в частности, 85% от общей стоимости 10 электропоездов (261 млн долл.) будет оплачиваться за счёт кредитных средств «Эксимбанка» Республики Корея сроком на 10 лет. 
Для трансфертов из аэропорта для болельщиков Евро-2012 из Киева будет работать 40 автобусов сверхвместимости. Это важно, потому что по прогнозам УЕФА, большинство фанатов Евро-2012 прибудут в Киев именно самолетами. Это будет не менее 85% от прибывающих из-за границы болельщиков. Автобусы из «Борисполя» будут перевозить до 4 тысяч человек в час. Для болельщиков, имеющих билеты на матчи, трасферт из столичного аэропорта будет бесплатным. Для остальных - он обойдется всего в 15 гривень.
 
Кроме того, в Киеве во время Евро-2012 будет работать 200 государственных такси Sky Taxi. Стоимость проезда в такси будет определяться из расчета 6,5 грн/км до центра и 3,5 грн/км из центра в аэропорт. Что касается городского транспорта - в столице на маршруты общественного транспорта вышли 60 новых троллейбусов и 150 автобусов, приобретенных на кредитные средства ЕБРР.
 
Как сообщили «У.К.» в Департаменте по подготовке к Евро-2012 Львовского горсовета для удобного передвижения во время чемпионата было закуплено 32 новых низкопольных автобусов. Всего затраты на подготовку к чемпионату за все годы составила из всех источников более 1 млрд грн.
 
Сергей Купин
 
Комментарии (0)