ГлавнаяКомментарииФинансирование ЖКХ Городам оставят больше налогов

Городам оставят больше налогов

Изменения в Бюджетный кодекс предусматривают перечисление собранных налогов городами в госбюджет согласно показателям за предыдущий год, благодаря чему у местных властей появляется стимул увеличивать сбор налогов.

Изменения в Бюджетный кодекс предусматривают перечисление собранных налогов городами в госбюджет согласно показателям за предыдущий год, благодаря чему у местных властей появляется стимул увеличивать сбор налогов. Однако остается так и не решенным вопрос финансирование делегированных полномочий. Например, в Польше образование и медицина финансируются напрямую из госбюджета.

Верховной Радой на прошлой неделе был зарегистрирован законопроект № 10466 о внесении изменений в Бюджетный кодекс, направленных на усиление финансовых основ местных бюджетов. Автор документа – глава парламентского комитета по вопросам государственного строительства и местного самоуправления, бывший мэр Киева народный депутат Александр Омельченко (внефракционный).

Законопроектом депутат предлагает вернуть Киеву и Севастополю право зачислять в городской бюджет 100% сумм от налога на доходы физических лиц (подоходного налога). Сейчас все города Украины, кроме Киева, формируют доходную часть бюджета за счет зачисления 100% подоходного налога, а Киев был лишен этой возможности в 2011 году.

«Я, как бывший мэр, полностью поддерживаю данную инициативу. Уже второй год у нас происходит нарушение Бюджетного кодекса при изъятии части подоходного налога в Киеве», - считает председатель Бюджетного комитета Верховной Рады народный депутат (Народная партия) Валерий Баранов.

В 2011 году Киев перечислил половину собранного подоходного налога в госбюджет в размере 6,16 млрд грн. При этом, согласно закону «О столице Украины - городе-герое Киеве», в госбюджете ежегодно утверждается объем средств на финансирование полномочий столицы. В 2011 году – эта сумма составила 2 млрд грн. Таким образом, изъятия составили более чем в три раза, чем трансферт на выполнение функций столицы. В результате этого дефицит бюджета в прошлом году составил 646 млн грн.

Читайте такжеОперация «анти-Киев»

При этом город не справляется с всё возрастающими расходами на ЖКХ. Только для замены 60% теплосетей уже в ближайшие несколько лет Киеву понадобиться более 7 млрд грн при бюджете столицы около 17 млрд грн. В 2012 году на три-четверти частное предприятие ПАО «Киевэнерго» планирует инвестировать в модернизацию теплосетей только 171 млн гривен.

Кроме того, документом предлагается ввести в Бюджетный кодекс принцип среднесрочного планирования отчислений в госбюджет. В случае принятия законопроекта расчетный объем передаваемых средств в госбюджет будет устанавливаться на три года, и ежегодно он не сможет превышать бюджетные показатели за предыдущий год с учетом заложенных темпов роста.

Благодаря этой норме у местных властей появляется стимул увеличивать доходы. Потому что сейчас чем больше зарабатывает местный бюджет, тем больше у него забирают в центр. А прогнозируемость отчислений развяжет руки местным властям и даст возможность реализовывать долгосрочные проекты, привлекать кредитные средства и даже зарабатывать проценты, разместив их на депозитах.

«Это желание любого мэра иметь стабильность в планировании расходов городского бюджета. Я полностью поддерживаю этот законопроект», - заявляет Валерий Баранов. Однако принятие законопроекта не увеличит доходы местных бюджетов, т.к. до сих пор остается не решенным вопрос полного финансирования делегированных полномочий из госбюджета.

«У нас ненормальная ситуация с выполнением делегированных полномочий. Государство в течение всех двадцати лет независимости обсчитывало местные власти и недодавало средства на финансирование социальных программ. Места были вынуждены оголять местные бюджеты для финансирования делегированных полномочий и недофинонсировать ремонты дорог», - считает Валерий Баранов.

«Этот переход происходит 20 лет и сейчас потихоньку выравнивается. В прошлом году было пересмотрено финансирование капитальных ремонтов. В следующем – согласно бюджетной резолюции, которую мы сейчас рассматриваем, планируются новые источники налогов для пополнения местных бюджетов. Это часть налога на прибыль и налог на недвижимость, который еще нужно доработать», - сообщил Валерий Баранов.

 «Мы не проиграем, а выиграем в случае принятия этой нормы. Последние изменения в Бюджетный кодекс уже облегчили жизнь городам. Поступления от единого налога, продажи земли и имущества перевели из основного фонда в фонд развития, что позволило Луганску самостоятельно, без помощи государства. более 80 млн грн направить на капитальное строительство (31 млн - на ремонт внутриквартальных дорог, 10 млн – на ремонт крыш и часть средств на подтопление)», - считает мэр Луганска Сергей Кравченко.

Постепенное перераспределение собранных налогов в пользу местным бюджетам позволяет обеспечить финансирование делегированных полномочий и отыскивать средства на коммунальное хозяйство. Хотя в соседней Польше финансирование объектов здравоохранения и образования в городах происходит напрямую из госбюджета. В то время как в Украине расходы по содержанию школ и больниц, оплаты труда медперсонала и учителей финансируются из местной казны и составляют до 80% затрат местных бюджетов. Как следствие, ЖКХ финансируется по остаточному принципу и во многом зависит от доходов граждан, соответствия тарифов экономически обоснованным затратам и своевременности дотаций и субвенций из государственного бюджета.

Сергей Купин

 
Комментарии (0)