ГлавнаяПубликацииТарифы ЖКХПовышение тарифов на электроэнергию: что решил суд

Повышение тарифов на электроэнергию: что решил суд

Недавно Окружной административный суд города Киева отменил постановление НКРЭКУ №220 относительно поэтапного повышения тарифов на электроэнергию для населения. Однако, означает ли это, что рост тарифов на свет, начиная с 1 апреля, необоснованный?!

В логике основным правилом доводов является то, что тезис в течении доказательства (или опровержения) должен оставаться неизменным. Правило это означает, что доказывать всегда нужно именно то положение, которое выдвигается как тезис. Нарушение этого правила приводит к ошибке под названием «доводы к публике» и заключается в том, что вместо обоснования тезиса ораторы обращаются к чувствам людей, пытаясь вызвать у них симпатию или антипатию к тому, о чем идет речь, и таким образом заставить поверить в правильность их тезиса. 

Этим приемом довольно часто пользуются отечественные политики, особенно накануне выборов. К примеру, на днях резонанс получила новость о том, что Окружной административный суд города Киева отменил постановление Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг №220 от 26 февраля 2015 года «Об установлении тарифов на электроэнергию, отпускаемую населению». 
 
Как известно, согласно этому документу состоялось уже два этапа повышения тарифов на электрическую энергию для населения. Первый этап повышения тарифов на свет пришелся на 1 апреля этого года. Тогда тарифы на электроэнергию выросли от 5% до 50% в зависимости от категории потребителей. Второй этап стартовал с 1 сентября - стоимость электрической энергии для населения увеличилась в среднем до 62,8 коп. за кВт-ч, что на 23% больше по сравнению с тарифом, который действовал с 1 апреля. 
 
Всего в комиссии рассчитывали, что за 5 этапов повышения тарифов на электроэнергию до 1 марта 2017 года стоимость света для населения приблизится к экономически обоснованному уровню, и будет ликвидировано перекрестное субсидирование. Само же население, которое привыкло не доверять любой власти, восприняло такое решение НКРЭКУ, мягко говоря, прохладно, считая новые тарифы завышенными и экономически необоснованными. Масла в огонь подливали еще и некоторые политические силы, которые построили свою предвыборную кампанию в местные органы самоуправления исключительно на теме непрозрачности тарифов на «коммуналку» и их необоснованности. 
 
 
Поэтому новость об отмене судом постановления НКРЭКУ о повышении тарифов была воспринята как общая победа всех тех, кто считал установленые Нацкомиссией тарифы несправедливыми. Однако, действительно ли суд признал тарифы на электроэнергию для населения необоснованными и завышенными?
 
Согласно мотивировочной части постановления Окружного административного суда города Киева от 8 сентября 2015 года по делу №826/6876/15 по иску Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, о признании противоправной и отмене постановления от 26 февраля 2015 года №220, которая внесена в Единый реестр судебных решений, суд, решая данный спор, исходил из следующего. 
 
В соответствии с положениями статьи 11 Закона Украины «О естественных монополиях» (n 1682-III от 20 апреля 2000 года, далее - Закон №1682) национальные комиссии регулирования естественных монополий (далее - комиссии) являются государственными коллегиальными органами, которые образуются и ликвидируются Президентом Украины. Комиссии подчиняются Президенту Украины, подотчетным Верховной Раде Украины. Комиссии действуют на основании положений, которые утверждаются Президентом Украины. 
 
Государственное регулирование деятельности субъектов природных монополий в сферах, определенных в статье 5 этого Закона, осуществляется национальными комиссиями регулирования природных монополий, которые образуются и функционируют в соответствии с настоящего Закона (ч.1. ст. 4 Закона №1682 ).
 
Законодательство Украины о естественных монополиях состоит из этого Закона, Воздушного кодекса Украины, Кодекса торгового мореплавания Украины, законов Украины «О защите экономической конкуренции», «О железнодорожном транспорте», «Об электроэнергетике», других законов Украины, устанавливающих особенности осуществления предпринимательской деятельности в сферах естественных монополий (статья 3 Закона №1682).
 
Как выходит из части 2 статьи 12 Закона «Об электроэнергетике» №575/97-ВР от 16 октября 1997 года в редакции по состоянию на 26 февраля 2015 года именно Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере энергетики, согласно возложенных на нее задач устанавливает цены (тарифы) на электрическую энергию, отпускаемую населению для бытовых потребностей, в том числе дифференцированные по объемам потребленной электрической энергии и/или по группам потребителей.
 
Как установлено судом из сведений общедоступной электронной версии Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц-предпринимателей НАЦИОНАЛЬНАЯ КОМИССИЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩАЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ЭНЕРГЕТИКИ (НКРЭ) (Идентификационный код юридического лица 38022261) является такой, что отнесена к категории органа государственной власти, созданная на основании указа Президента Украины №1059/2011 от 23 ноября 2011 года, с 3 сентября 2014 года находится в состоянии прекращения.
 
Кроме того, установлено также, что НАЦИОНАЛЬНАЯ КОМИССИЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩАЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРАХ ЭНЕРГЕТИКИ И КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ (Идентификационный код юридического лица 39369133) отнесены к категории органы государственной власти, созданная на основании указа Президента Украины №694/2014 от 27 августа 2014 года.
 
Согласно Указу Президента Украины «О Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг» №694/2014 от 27 августа 2014 года установлено образовать Национальную комиссию, которая осуществляет государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг. При этом любые положения относительно правопреемства в указе отсутствуют.
 
Учитывая вышеизложенное в совокупности, суд с учетом редакцию части 2 статьи 12 Закона «Об электроэнергетике» и дату принятия Постановления, пришел к выводу о ее незаконности, поскольку по состоянию на дату принятия Постановления исключительные полномочия по установлению тарифов на электроэнергию были только в Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики (НКРЭ).
 
 
При этом такие полномочия были предоставлены Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг только Законом «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно обеспечения конкурентных условий производства электроэнергии из альтернативных источников энергии» №514-VI от 4 июня 2015 года, который вступил в силу 16 июля 2015 года.
 
Также суд отмечает, что властные полномочия предоставлены субъекту именно законом, могут быть изменены в сторону уменьшения или могут быть предоставлены другому лицу только законом, а не подзаконным нормативно-правовым актом.
 
Поэтому обжалованная постановление принятая с превышением полномочий, установленных законом, а именно: ч.2 ст. 12, «Об электроэнергетике» №575/97-ВР от 16 октября 1997 года, статьи 3 Закона №1682.
 
Поэтому, как видим, Окружной административный суд города Киева постановил признать незаконным и не действующим с момента принятия постановление НКРЕКП № 220 от 26 февраля 2015 года «Об установлении тарифов на электроэнергию, отпускаемую населению» не потому, что тарифы на электроэнергию завышены и экономически обоснованные, а потому, что когда нашвидоруч в Администрации Президента готовили Указ о ликвидации НКРЭ и НКРЭКУ и образования новой объединенной НКРЭКУ, чиновники забыли отметить, что вновь созданная НКРЭКП является правопреемником обеих комиссий. Между тем, если вышеуказанное решение таки вступит в силу и постановление НКРЭКУ №220 от 26 февраля 2015року «Об установлении тарифов на электроэнергию, отпускаемую населению» таки будет отменено, правительству придется искать в государственной казне дополнительных 40 млрд грн дотаций энергопоставляющим компаниям на ликвидацию разницы в тарифах, а это с вероятностью в 99,9% приведет к экономическому коллапсу и дефолту. Уже не техническому, а реальному. 
 
Андрей Осадчий
 

Когда создается новая продукция, многие учредители выставляют ее на презентацию. Что для этого необходимо сделать? На этот вопрос Вы можете ознакомиться на сайте expo-light.ru. Заходите сюда и перед Вами будет представлен огромный ассортимент эксклюзивных выставочных стендов.

 
Комментарии (0)