ГлавнаяПубликацииВодоснабжениеОтключить нельзя, ограничить

Отключить нельзя, ограничить

КП «Компания «Вода Донбасса» в очередной раз инициировала введение ограничений на подачу воды горводоканалам, задолжавшим ей за потребленную воду. Но проблема остается нерешенной и может вновь обостриться уже в начале марта.

КП «Компания «Вода Донбасса» в очередной раз инициировала введение ограничений на подачу воды горводоканалам, задолжавшим ей за потребленную воду. На этот раз в группе риска «обезвоживания» в числе других городов оказался Донецк, в котором проживает почти четверть населения 4,5 миллионной Донецкой области, а с учетом трудовой миграции из ближайших городов – и вся треть. Пока угроза введения «экономного» водного режима в отдельных городах региона не реализована. Но проблема остается нерешенной и может вновь обостриться уже в начале марта.

В группе риска в Донецкой области оказались сразу семь городов: Донецк, Мариуполь, Славянск, Харцызск, Красногоровка, Ясиноватая и Зугрэс. Во всех этих городах водоснабжение обеспечивают водоканалы, не входящие в состав компании «Вода Донбасса». Все водоканалы по итогам января 2013 года не в полной мере произвели текущие расчеты за воду, поставленную им «Водой Донбасса». В связи с этим компания заявила о возможном ограничении подачи воды пяти городам – Донецку, Славянску, Харцызску, Краматорску и Красногоровке. Решения областной энергетической комиссии о введении ограничений на подачу воды горводоканалам-должникам должно было вступить в силу 20 февраля, но фактически санкции введены не были. Подача воды была кратковременно ограничена лишь в Красногоровке – с 17 февраля.

Хронология «обезвоживания»

Впрочем, ограничение подачи воды на уровне отдельных городов – для Донецкой области тема не новая. Фактически – это отработанный в регионе механизм административного воздействия на должников из числа водоканалов, не входящих в состав компании «Вода Донбасса» – крупнейшей водоснабжающей компании восточной Украины. Так, четыре года назад – в феврале 2009 года компания «Вода Донбасса» уменьшила на 20% ежесуточную подачу питьевой воды четырем городам Донецкой области – Макеевке, Славянску, Ясиноватой и Харцызску. В сентябре 2010 года была ограничена подача воды Мариуполю. В марте 2011 года на 30% урезано водоснабжение Угледара, в апреле – на 10% уменьшена подача воды Зугрэсу, на 15% – Славянску, и 30% – Краматорску. В мае 2011 году «Вода Добасса» сократила подачу воды Красногоровке, Угледару и Славянску. В августе 2011 года – Мариуполю. В мае 2012 года на 15% была ограничена подача воды Славянску, а компания «Вода Донбасса» объявила о возможном ограничении водоснабжения водоканалов трех городов – Донецка, Мариуполя и Харцызска. В январе 2013 года на режим ограниченного водопотребления в очередной раз перешел Славянск.

Так что в Донецкой области перепады в водоснабжении городов не диковинка, а, можно сказать, региональная традиция. Причем за последние годы в регионе сформировался четкий алгоритм действий по ограничению подачи воды городам. Спусковым крючком в процессе обычно является ухудшение текущих расчетов водоканалов с компанией «Вода Донбасса» за потребленную воду. Вначале компания напоминает должникам о необходимости своевременных расчетов, предупреждает о возможном сокращении подачи воды. Ограничение водоснабжения происходит поэтапно. Подача воды уменьшается пропорционально размеру задолженности – чаще всего на 10-15%, но может быть введено и 30-процентное ограничение. Если санкции не приводят к желаемому результату, ограничение может быть «усилено» и до 50%.

Часто подача воды уменьшается на непродолжительное время. После подписания водоканалом гарантийного письма о погашении задолженности или достижения им соглашения с «Водой Донбасса» о реструктуризации долга, подача городу воды в полном объеме возобновляется. В некоторых случаях до реального ограничения водоснабжения дело даже не доходит. Например, Донецку «Вода Донбасса» прикрутить кран обещала уже неоднократно, но фактически подача воды городу не ограничивалась ни разу. При резком ухудшении уровня оплаты за потребленную воду ситуация рассматривается на уровне области, введение «водных» санкций согласовывается с областной энергетической комиссией.

Февраль – месяц напряженный

Именно по такому сценарию в Донецкой области развивались события и в феврале 2013 года. В начале месяца в регионе было проведено совещание с представителями водоснабжающих компаний и муниципалитетов. Затем – заседание региональной энергетической комиссии под руководством заместителя председателя Донецкой облгосадминистрации Валерия Лукашенко.

Поводом для заседания послужило резкое ухудшение текущих расчетов за потребленную воду. По данным компании «Вода Донбасса», горводоканалы, не входящие в ее состав, в январе оплатили лишь 47,8% текущих платежей. Общая сумма прогнозируемой задолженности за январь достигла 12 млн грн. Из-за этого в сложном финансовом положении оказалась и сама компания «Вода Донбасса». А для Донецкой области это – фактор критический. Именно монопольный поставщик «Вода Донбасса» обеспечивает централизованное водоснабжение в регионе – подачу воды из реки Северский Донец по каналу Северский Донец-Донбасс и Южно-Донбасскому водоводу городам области. Невозможность осуществления «Водой Донбасса» своевременных расчетов за электроэнергию чревато применением санкций со стороны энергетиков – отключением водопроводных и гидротехнических объектов. А это фактически уже ЧП регионального масштаба. Возникает порочный круг.

Поэтому ухудшение текущих расчетов горводоканалов за воду всегда повышает риск ограничения водоснабжения.

«Все возможно, безусловно. Закрыть задвижку – и все возможно, - подчеркивает мэр Донецка Александр Лукьянченко. – Но у этой проблемы несколько составляющих. В состав компании «Вода Донбасса» за последние годы вошли многие водоканалы, в том числе и водоканал наших соседей – Макеевки. Но, принимая водоканал, «Вода Донбасса» не учла долги, которые у него были перед нашим городом. Поэтому есть вопросы. Получается - мы должны, но и нам должны тоже. Мы сегодня работаем над решением этого вопроса, ведем диалог. Для этого и нужна власть – не допустить, чтобы страдали простые люди, которые аккуратно платят за воду, и которые вправе получать качественную услугу вовремя».

В целом, ситуация пока развивается по оптимистическому сценарию.

Как пояснил директор по реализации услуг КП «Компания «Вода Донбасса» Дмитрий Соломка, в настоящий момент компания осуществляет подачу воды в населенные пункты согласно поданным ими заявкам. С Мариупольским ПУВКХ достигнуто соглашение о погашении сложившейся задолженности в течение года. С остальными ведутся переговоры. «В текущем месяце планируется, что водоканалы области приобретут воду на общую сумму около 20 млн грн. По состоянию на 20 февраля 2013 года всего оплачено только около 2,4 млн. грн., из них только 500 тыс. грн. в счет погашения задолженности. Основные платежи от горводоканалов за полученную воду поступают в конце месяца, вот тогда и будем подводить итоги. Что касается Донецкого горводоканала, то в счет погашения задолженности за полученные услуги в предыдущих периодах, в том числе и за январь текущего года, от этого предприятия денежные средства не поступали. К тому же, погодные условия и минусовая температура делают ограничение поставок воды нежелательным, это может неблагоприятно повлиять на систему водоснабжения. Поэтому даже тем городам, водоснабжение которых было ограничено ранее – Красногоровке и Славянску – объемы поставки воды в настоящее время увеличены» - разъяснили в компании «Вода Донбасса».

Планируется, что в начале марта на уровне области будет проведено еще одно совещание. Тогда и станет ясно – будет ли ограничена подача воды городам из группы риск или нет.

Все упирается в тарифы

Вообще же, причин периодических «рецидивов» несвоевременных расчетов между горводоканалами и «Водой Донбасса» несколько. Но главная из них – тарифный дисбаланс: несоответствие тарифов на воду для населения реальной стоимости поставки воды. По словам директора КП «Донецкгорводоканал» Юрия Перебейноса, в настоящее время тарифы покрывают себестоимость услуг водоснабжения лишь на 75%. Финансовую брешь покрывает бюджетная программа № 2761520 – субвенция из государственного бюджета местным бюджетам на погашение задолженности, возникшей из-за несоответствия тарифов и реальной стоимости услуг, в том числе, услуг по централизованному водоснабжению и водоотведению. Так, по данным Минрегиона, в 2012 году госбюджет по программе № 2761520 предусматривал выделение местным бюджетам 15,9 млрд грн. Реально выделена и использована чуть меньшая сумма – 14,4 млрд грн. Но все равно – весьма значительная.

Правда, в начале 2012 года ситуация была совсем иной. Изначально госбюджетом-2012 на программу № 2761520 было выделено 4,6 млрд грн., а по итогам первого полугодия 2012 года местные бюджеты фактически получили 654 млн грн. Кардинально положение изменилось лишь во втором полугодии 2012 года, когда после внесения изменений в бюджет сумма субвенций была утроена.

В 2013 году ситуация складывается аналогичная. Бюджетом-2013 размер субвенций по программе № 2761520 установлен в сумме 5,1 млрд грн., то есть на полмиллиарда больший, чем в начале 2012 года. Кроме этого, бюджетом предусмотрена еще одна субвенция местным бюджетам по программе №2761530 – на осуществление капитальных ремонтов систем централизованного водоснабжения и водоотведения – в размере 440 млн грн. Так что ситуация ничуть не хуже, чем год назад. И хотя никакой гарантии нет, что в этом году размер субвенций местным бюджетам будет повышен, исключить такой возможности тоже нельзя.

Но так как выплачиваются субвенции нерегулярно, неизбежно возникают кассовые разрывы, что во многом и обуславливает задержку текущих платежей горводоканалами.

«Если бы государство нам своевременно компенсировало разницу в тарифах, никакой задолженности у нас не возникло бы. Мы за прошлый год рассчитались на 107%. «Донецкгорводоканал» в прошлом году получил субвенцию из госбюджета и 100% транзитом перечислил «Воде Донбасса», -  поясняет Александр Лукьянченко.

«В прошлом году стабилизировать ситуацию с несоответствием тарифов помогло Постановление Кабинета министров Украины № 517, которым был утвержден порядок и условия предоставления субвенции из государственного бюджета местным бюджетам, –уточняет Юрий Перебейнос. - Под эту субвенцию попала и задолженность Донецкого водоканала перед поставщиком «Компанией «Вода Донбасса». Постановление позволило компенсировать убытки коммунальных предприятий, возникшие из-за тарифной разницы, без повышения тарифов для потребителей».

Степь донецкая – фактор критический

Необходимо также учитывать специфику сферы водоснабжения в целом и донецкого региона в частности. Компания «Вода Донбасса» обеспечивает подъем воды на высоту более 250 метров, а это энергоемкий процесс. Поэтому предприятие потребляет до 2,5 млн. кВт/ч. электроэнергии в сутки, а в структуре себестоимости производства и подачи воды в Донецкой области на долю электроэнергии приходится около 56%.

Усугубляет ситуацию высокая дебиторская задолженность. По данным компании «Вода Донбасса», на 1 января 2013 года общий размер дебиторской задолженности перед ней составил 320 млн. грн. Горводоканалы задолжали ей 95 млн. грн., а население – 182 млн. грн. При этом тенденция к росту размера задолженности наблюдается именно в сфере расчетов с населением. Так, в декабре 2010 года, по данным компании «Вода Донбасса», размер задолженности населения перед ней достигал 139 млн. грн., а в ноябре 2011 года – уже 154 млн. грн.

Неплатежи населения являются критическим фактором и для горводоканалов, не входящих в состав «Воды Донбасса». «Уровень расчетов «Донецкгорводоканала» за покупную воду зависит также от платежной дисциплины его главного потребителя – населения Донецка, задолженность которого составляет больше 55 миллионов гривен, - подчеркивает Юрий Перебейнос. - Не в полной мере долги перед «Донецкгорводоканалом» за поставленную воду погасили и КП «Старомихайловка», Марьинское КП «Проминь» и ГКП «Макеевский горводоканал». В общей сложности они задолжали за оказанные услуги 9,1 миллиона гривен».

Нельзя, но можно

Вместе с тем, нельзя не упомянуть и о том, что своя специфика есть и в нормативном регулировании введения ограничений на поставку воды. Так, статьей 6 Закона «О питьевой воде и питьевом водоснабжении», которой утверждены принципы госрегулирования, прямо предусмотрено запрещение отключения объектов питьевого водоснабжения и водоотведения от системы энерго-, газо-  и теплоснабжения как объектов жизнеобеспечения и стратегического значения. Однако на практике этот запрет соблюдается лишь частично. В частности, он «не писан» для энергокомпаний.

Обосновывается это тем, что реализация принципов государственной политики относится к компетенции Кабмина. Между тем целым рядом действующих правительственных постановлений и распоряжений прямо предусмотрено право энергокомпаний на отключение должников от сетей. Так, например в распоряжении Кабмина №133-р от 7 июля 2001 года, подчеркивается, что у энергоснабжающих компаний отсутствуют ограничения права отключения должников от источников энергоснабжения. При этом облгосадмнистрациям прямо запрещается вмешиваться в деятельность энергоснабжающих компаний, связанную с отключением должников.

Кроме этого, деятельность энергоснабжающих компаний регулируется специальным законодательством, которое для них является приоритетным. На практике это приводит к тому, что объекты водоснабжения, принадлежащие должникам, отключаются от энергоснабжения. И происходит это не только в Донецкой области, а по всей Украине.

К счастью, в сфере регулирования Закона «О питьевой воде…» отключение от водоснабжения не предусмотрено, поэтому водоканалу не может быть полностью прекращена поставка воды, даже если он должник.

Хотя и во введении ограничений на поставку воды есть свои нюансы. Дело в том, что статьей 23 Закона «О питьевой воде и питьевом водоснабжении» предприятиям питьевого водоснабжения предоставлена только одна возможность воздействовать на потребителей-юрлиц, которые не в полной мере оплатили потребленную воду – ограничить водоснабжение до уровня экологической брони питьевого водоснабжения. Порядок введения такого ограничения установлен Постановлением Кабмина от 8 февраля 2006 года «Об утверждении Порядка ограничения питьевого водоснабжения до уровня экологической брони». Им в частности, предусмотрено, что о предстоящем введении ограничения компания должна уведомляться письменно не менее чем за 14 дней, а срок ограничения должен согласовываться с органом исполнительной власти и органом местного самоуправления по месту размещения потребителей, то есть городским советом и горисполкомом.

Однако изначально экологическая бронь в Украине была введена Законом от 19 июля 2003 года № 982-IV «О внесении изменений в Закон Украины «Об электроэнергетике» для предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера из-за необдуманного отключения от энергоснабжения. Закон был дополнен нормой о том, что энергопоставщики имеют право при неполной оплате потребителем потребленной электрической энергии ограничить его электропотребление до уровня экологической брони электроснабжения или при отсутствии таковой полностью прекратить электроснабжение потребителю. В 2004 году аналогичной нормой был дополнен и Закон «О питьевой воде…». Однако при этом не было уточнено, что экологическая бронь устанавливается лишь для отдельных объектов водоснабжения.

Хотя на практике норма об экологической брони в сфере водоснабжения применяется аналогично «энергетической», то есть избирательно.

При этом отношения между производителями воды и водоканалами регламентируются на договорном уровне. И поставка воды, и расчеты за потребленную воду, и ограничение водоснабжения осуществляется в соответствии с подписанными договорами. Это, кстати, предусмотрено и постановлением Кабмина от 21 июля 2005 года № 630, которым утверждены правила предоставления услуг по централизованному водоснабжению.

За помощью – в горсоветы

«Нам нельзя допустить отключения объектов «Воды Донбасса», так как это парализует работу всей системы жизнеобеспечения региона. Бесспорно, проблемы отрасли необходимо решать на государственном уровне, но нам необходимо выжить сегодня, - заявила в начале февраля и.о. начальника Главного управления жилищно-коммунального хозяйства Донецкой облгосадминистраци Ольга Соловей. - Поэтому, в качестве временной меры, мы рекомендовали предприятиям водопроводно-канализационного хозяйства, которые испытывают трудности с обеспечением оплаты, обратиться в исполкомы городских советов для получения финансовой помощи для оплаты потребленной воды».

Донецкая облгосадминистрация соответствующие письма уже подготовила и направила в города и районы области. Однако перспективы решения проблемы с финансированием водоканалов на местном уровне вряд ли можно отнести к оптимистичным. «У Донецкого городского совета сегодня нет возможности для оказания финансовой помощи «Донецкгорводоканалу». Помощь ему мы и так уже оказали – утвердили план социально-экономического развития, выделили средства на развитие и модернизацию сетей. Есть задолженность населения перед горводоканалом, есть задолженность промышленных предприятий, есть задолженность госбюджета. И, чтобы ее минимизировать – горводоканалу нужно квалифицировано работать с потребителями», - подчеркивает Александр Лукьянченко.

Если же учесть, что, по данным Минрегиона, в январе 2013 года субвенции на компенсацию разницы затрат и тарифов местным бюджетам не выплачивались вовсе, можно смело предположить, что февральский эксцесс с установлением ограничений на поставку воды городам Донецкой области – далеко не последний. И это проблема не только Донецкой области, а всей Украины. Причем возможных решений у нее всего два – либо очередной пересмотр размера субсидий местным бюджетам, либо очередное повышение тарифов на воду.

Немного истории. Примерно 100 лет назад был изобретено оборудование для перемещения людей и груза между этажами – лифт. В дальнейшем его применение возросло. RPP1 подъемники решит вопрос о подъеме груза. Ассортимент данного оборудования для различных заведений представлен на сайте rpp1-lift.com.ua.

 
Комментарии (0)