ГлавнаяПубликацииОСМДЖилищный Кодекс лишили чести

Жилищный Кодекс лишили чести

6 сентября 2012 Верховная Рада отклонила и сняла с рассмотрения доработанный депутатами проект Жилищного Кодекса.

Украинский парламент уже 8 год подряд пытается утвердить единую правовую базу и урегулировать нормы жилищного законодательства. Но отклонение и снятие с рассмотрения проектов Жилищного Кодекса уже стало парламентской традицией. Что мешало парламентариям этот раз, проанализировали эксперты. 

6 сентября 2012 Верховная Рада отклонила и сняла с рассмотрения доработанный депутатами проект Жилищного Кодекса. Законопроект имеет регистрационный номер 2307-д, его авторами являются группа народных депутатов, членов парламентского Комитета по вопросам строительства, градостроения, ЖКХ и регионального развития. 
 
Проект Кодекса впервые выносился на второе чтение, несмотря на разгромное заключение Главного экспертно-научного управления ВР и настоятельные рекомендации Главного юридического управления ВР доработать документ перед вынесением его на повторное второе чтение. Похоже, авторы Жилищного Кодекса вдруг наступили на «старые грабли» юридического и технического несовершенства документа.

Неутешительная хронология

Представленная в сессионном зале версия ЖК имеет две существенные нормы, которые должны принципиально повлиять на социально-экономические условия жизни и конституционные права граждан Украины. А именно: во-первых, согласно ч. 2 ст. 72 проекта Кодекса, жилье из государственного или коммунального жилищного фонда будет предоставляться гражданам по договору найма только в срочное пользование.
 
Во-вторых, согласно ст.117 проекта, право на приватизацию жилья будут иметь только те граждане, которые пользуются жилыми помещениями в домах государственного и коммунального жилищных фондов общего назначения, построенных и введенных в эксплуатацию до вступления в силу этого Кодекса. Обе нормы противоречат ст. 1, 3, 22 и 24 Конституции Украины. 
 
Согласно положениям Кодекса, граждане, которые длительное время находятся на жилищном учете и имеют право на получение жилья в бессрочное пользование с последующей возможностью его приватизации, в день вступления ЖК в силу такое право теряют.
Таким образом, объем, и содержание прав граждан по проекту ставится в зависимость от времени получения ими жилья из жилого фонда, что прямо противоречит приведенным статьям Основного закона Украины.
 
Подавляющее большинство статей проекта направлено на регулирование отношений, которые уже урегулированы Гражданским Кодексом, законами «О жилищном фонде социального назначения», «Об объединении совладельцев многоквартирного дома», «О жилищно-коммунальных услугах» и других. Учитывая, что законопроект не содержит положений об утрате силы этими законами, и во избежание правовых коллизий соответствующие положения проекта, по мнению экспертов, следует исключить.

Правовые коллизии с ОСМД

Согласно ч. 3 ст. 143 законопроекта, в течение 1 года с момента вступления в силу Кодекса совладельцы многоквартирного дома обязаны были бы принять решение о способе управления жилым домом. Одним из таких способов является создание ОСМД, которое создается общим собранием жильцов дома. Собрание считается правомочным в случае, если в нем приняли участие собственники жилых и нежилых помещений в таком доме, содержащие более 2/3 общего количества голосов. Согласно ч.5 ст. 146 Кодекса, решения общего собрания по вопросам, относящимся к их компетенции, обязательны для исполнения всеми совладельцами жилых и нежилых помещений.
 
 
Итак, жители, которые не согласны с решениями этих общих собраний, будут ограничиваться в праве пользования своей собственностью. Это прямое нарушение ч.1 ст. 41 Конституции. Кроме того, у экспертов есть существенные замечания к ч. 4 ст. 152 проекта закона, согласно которой «в случае определения органом местного самоуправления временного исполнителя услуги по управлению жильем владельцы многоквартирного жилого дома или уполномоченные ими лица обязаны заключить с ним договор об оказании услуг по управлению жильем». Это положение Кодекса противоречит ст. 627 Гражданского Кодекса, согласно которой «стороны свободны в заключении договора, выборе контрагента и определении условий договора».

Повторные недоработки

Несмотря на то, что значительную часть замечаний, которые, были предъявлены к проекту ЖК после повторного первого чтения, авторами его второй версии были учтены, некоторые несогласованности все же остались. Например, ч. 1 ст. 129 проекта Кодекса предлагается установить законодательством порядок принудительного выселения из жилья, приобретенного в кредит, в случае невозврата займа. Такие попытки прямо противоречат нормам ст. 47 Конституции, согласно которой «никто не может быть принудительно лишен жилья иначе как на основании закона по решению суда».
 
Другой пример: согласно ст. 112 проекта предусмотрено начисление пени в размере 0,1% суммы задолженности за каждый день просрочки в случае несвоевременного внесения платы за услуги ЖКХ нанимателем и собственником жилых помещений. Это противоречит сразу ст. 614 Гражданского Кодекса и Закона «О временном запрете взыскания с граждан Украины пени за несвоевременное внесение платы за жилищно-коммунальные услуги». Согласно упомянутым нормативным актам, взыскание пени является мерой гражданско-правовой ответственности, которая может быть применена к гражданину только при наличии его вины.
 
К сожалению, пока в проекте Кодекса не предложено оптимальной формы регулирования именно жилищных отношений, зато большинство его статей посвящены регулированию правоотношений, которые вообще не могут быть предметом жилищного законодательства. Провести работу над ошибками и подготовить очередной проект Жилищного кодекса сможет, скорее всего, следующий парламент.

Информирован, значит вооружен. Это касается всего, но, конечно же, надо начинать с информации. Вот, поэтому, Вашему вниманию на сайте http://hvatitvsem.com/ представлены все действующие кодексы Российской Федерации. Заходите, читайте, и любой вопрос будет с легкостью решен.

 
Комментарии (2)
Андрій Осадчий1
12 сентября 2012 г. 09:55
Що і потрібно було довести! Перед виборами зняли з розгляду всі непопулярні законопроекти: проект Житлового кодексу, проект Трудового кодексу...владі вигідна консервація існуючого становища в ЖКГ, краще ж субсидувати галузь та розпилювати бюджетні кошти в кармани чиновникам ніж дозволити комунальним підприємствам працювати за ринковими методами!
SERGEY1
12 сентября 2012 г. 10:54
Че пилять ? Бюджет пуст, одна дохлая мышь , и та повесилась ! )))