ГлавнаяИнтервьюФинансирование ЖКХКиев в ожидании масштабных перемен

Киев в ожидании масштабных перемен

Столицу ожидает проведение чемпионата «Евро-2012», а согласно Программе социально-экономического развития города, в 2012 году столицу ожидает реализация масштабных проектов в сфере ЖКХ и благоустройства.

Текущий год должен стать для Киева ключевым. Столицу ожидает проведение чемпионата «Евро-2012», а согласно Программе социально-экономического развития города, в 2012 году столицу ожидает реализация масштабных проектов в сфере ЖКХ и благоустройства. О текущей ситуации, планах и перспективах развития Киева с ИА «Украина Коммунальная» поделился глава постоянной комиссии Киевсовета по вопросам ЖКХ и ТЭК Юрий Бондарь.
 

Какие первоочередные задачи по реализации Программы социально-экономического развития Киева в текущем году планируются к реализации?

- Приоритетными являются вопросы энергосбережения в отрасли. В течение минувшего года разрабатывалась соответствующая программа в этой сфере, без реализации которой нельзя будет ни экономить, ни реформировать ЖКХ, ни привлекать средства на развитие – все будет уходить на покрытие разницы в тарифах. Уже запущены первые проекты, которые касаются замены электроплит в школах, энергоаудит бюджетных учреждений, а именно больниц, школ, детских садов, за счет средств бюджета города и средств, полученных от реализации киотских механизмов, в частности, схемы зеленых инвестиций. Более того, было подписано соглашение меров городов, которое открывает Киеву доступ к обмену технологиями, которые применялись во Львове, Варшаве, Петербурге, Париже, Барселоне, Лионе и т.д.. Всего в соглашении участвуют около 2 тысяч городов. Основным критерием для отбора проектов, предлагающих энергосберегающие и ресурсоэффективные технологии, является их экономическая и производственная эффективность.

Какова ситуация с проектами по созданию эффективных форм управления жилищным фондом?

- К сожалению, тормозится у нас программа создания и развития объединений совладельцев многоквартирных домов («У.К.» - ОСМД). Проблема в том, что в доме, который передается на баланс объединения, должен быть проведен первый капитальный ремонт. Финансирование ремонта - за счет бюджета города. И тут мы входим в клинч – у предприятий ЖКХ нет средств на то, чтобы выполнить ремонтные работы, а предоставить ОСМД средства на его проведение тоже нельзя, поскольку законодательством не предусмотрено денежная компенсация  стоимости ремонта. Поэтому ЖЭКи придумывают различные условия, которые оттягивают момент проведения ремонта и передачи дома на баланс жильцам. Например, обещают провести капитальный ремонт только после того, как жильцы дома, имеющие задолженность за услуги ЖКХ, ее погасят.

Как планируется решать сложившуюся проблему?

- Мы предлагаем внести изменения в действующее законодательство, которое позволит не выполнять физически работы по ремонту, а перечислить на счет  ОСМД средства, которые они смогут направлять на проведение капитальных или текущих ремонтов, по усмотрению общины дома. То есть предоставить возможность выбирать – или проводить работы или забрать денежную компенсацию. Посколько программа о создании ОСМД государственная, то и госбюджет должен принимать участие в выплате компенсации за ремонт минимум на 50%. Кроме того, многие люди вообще не понимают необходимость создания ОСМД, поэтому мы планируем проводить разъяснительную работу и подготовку информационной поддержки деятельности ОСМД. Это планы долгоиграющие, не на один год.

Насколько одобренный парламентом законопроект №8474, которым предлагается разрешить отвод земельного участка как ОСМД, так и управляющим жилфондом компаниям, будет содействовать в решении проблемы с землей и придомовыми территориями?

- Я считаю, что земля должна отводиться ОСМД как юридическому лицу, а не компаниям, поскольку управляющая компания сегодня работает с объединением, завтра – нет. Если отводить земельные участки на обслуживающую компанию, то жильцы могут потерять свой участок. Однажды дом просыпается, а во дворе, в соответствии с разрешительными документами, уже ведутся работы. Поэтому все права на землю возле здания и двор должны принадлежать общине дома.

Какими будут первоочередные инициативы в сфере водоснабжения столицы?

- Прежде всего, нужно добиться того, чтобы все дома были оснащены системами учета коммунальных услуг. Сейчас подомовыми счетчиками холодной воды оснащены 99% жилищного фонда. Для этого «Киевводоканалом» был учрежден специальный фонд, в который по 2-5 копеек отчислялось с каждого кубометра воды. «Киевводоканал» почти 4 года назад развернул кампанию по установке приборов учета. Да, средств не хватило на то, чтобы полностью наладить коммерческий учет, но эти работы продолжаются. Необходимо создать аналогичный целевой фонд для оснащения счетчиками на горячую воду, тепловую энергию и природный газ. Хотя возникает проблема, связанная с тем, что в Киеве до сих пор не определен производитель горячей воды. Что касается поквартирного учета, то устанавливать их должны сами потребители, только для этого необходимо определить один класс приборов учета, уровень точности. 

Планируется ли в текущем году реализовать проекты по строительству второй ветки главного столичного коллектора, реконструкции Деснянской водопроводной станции?

- Эти проекты движутся, но, к сожалению, не хватает финансирования. Еще 6 лет назад наша фракция в Киевсовете («У.К.» -- фракция Гражданский актив Киева) предлагала принимать программы, не распыляя весь бюджет по мелким мероприятиям, а определить основное задание на год, например, реконструкцию сетей, и львиную долю предусмотренного бюджета вкладывать в этот проект. Мы в конце года получаем ощутимый результат. 

Можно ли для реализации этих проектов привлечь частный капитал, и что уже сделано в направлении поиска частных инвестиций?

- У нас есть опыт привлечения инвестиций, например, в Запорожье были привлечены средства МВФ под госгарантии, за счет которых были реконструированы системы очистных сооружений. Это привело к резкому увеличению тарифов на услуги водоснабжения, у них там порядка 20 грн стоит кубометр питьевой воды. Естественно это вызвало недовольство населения и падение платежной дисциплины. Состояние сетей настолько тяжелое сегодня, что локальная реконструкция водопроводных станций вряд ли приведет к заметному улучшению качества воды. 

Какова ситуация в сфере теплоснабжения города?

- Теплоснабжение столицы существует в трех ипостасях: крупные тепловые станции - ТЭЦ-5, ТЭЦ-6, районные тепловые станции, локальные котельные, которые обслуживают отдельные зоны, но имеет возможность подключения к сетям и индивидуальное отопление, которое наиболее развито в частном секторе, или же в тех новостройках поставили крышные или подвальные котельные.

Должна на полную мощность заработать котельная на Позняках, а мусоросжигательный завод «Энергия» должен пройти реконструкцию и получить возможность сбыта тепловой энергии в общую сеть по «зеленому» тарифу.

На сегодня, предприятие отапливает только один интернат, а все остальное тепло выбрасывают в воздух. А мощность завода позволяет подогревать теплоноситель «на обратном ходе», что позволит уменьшить потребление газа, или отапливать район Пидгирци. Уже есть соответствующий проект, который предполагает реконструкцию котлов на заводе, установку электрогенерации и коммутацию тепла. Финансирование этих проектов предусмотрено за счет бюджетных средств. Также разрабатывается проект установки фильтров химической защиты, поскольку работа завода на сбыт тепловой энергии будет предусматривать его постоянную работу и загрузку мощностей на 70%, следовательно, увеличиться объем выбросов.

Для того, чтобы защитить население необходимо поставить новые фильтры. Вопросы финансирования еще не рассматривались, но одним из участников этого проекта может стать одна из японских индустриальных корпораций. Самое главное не попасть в ситуацию, когда будет установлено дорогое оборудование, за эксплуатацию которого необходимо будет также платить сумасшедшие деньги.
 

Беседовала Мария Цатурян


 

 
Комментарии (0)