ГлавнаяПубликацииАналитикаРеформа ЖКХ: шаг вперед и два - назад

Реформа ЖКХ: шаг вперед и два - назад

Кризис в жилищно-коммунальном секторе украинской экономики вызван системным кризисом управления отраслью, ведь существующая форма управления предприятиями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги.

В последние годы словосочетание «кризис жилищно-коммунального хозяйства» стало аксиомой жизни и принципом деятельности государственных органов, призванных регулировать эту многострадальную сферу, руководителей и работников коммунальных предприятий, которые в основном функционируют не благодаря, а вопреки властным решениям и экономической ситуации в стране, потребителей, уставших ждать улучшения качества коммунальных услуг, которого несмотря на все обещания не произошло, и не произойдет, по крайней мере в этом веке точно.

Не в последнюю очередь кризис в жилищно-коммунальном секторе украинской экономики вызван системным кризисом управления отраслью, ведь существующая форма управления предприятиями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги, не соответствует современным реалиям экономической жизни страны, не дает возможности территориальным общинам как собственникам имущества, которым управляет и пользуется коммунальное предприятие в полной мере осуществлять права собственника, не дает высокопрофессиональным специалистам и специалистам коммунальных предприятий внедрять современные технологии на производстве.

Об очевидном кризисе в системе управления в сфере ЖКХ говорят и сами представители власти, в частности Виктор Матчук, народный депутат член парламентского Комитета по вопросам строительства, градостроения и жилищно-коммунального хозяйства и региональной политики, в интервью «У.К.» признал, что власть теряет контроль за развитием ситуации в области, ведь работа в сфере жилищно-коммунального хозяйства проводится не системно и не продумано.

Трудно не согласиться с мнением господина Матчука, поскольку предыдущий год действительно ярко засвидетельствовал тот факт, что отечественный политикум в независимости от политической окраски понимая, что с системой ЖКХ делать что-то надо, но при этом не имея четкой стратегии развития и программы осуществления реформ в сфере ЖКХ , идет так называемым «путем Ленина»: шаг вперед, два шага назад. Несомненно, что некоторые предложения и идеи были удачными, их воплощение в жизнь положительно отразилось на деятельности предприятий ЖКХ (например, внесение изменений летом 2010 года в Гражданский процессуальный кодекс Украины относительно упрощения процедуры взыскания задолженности за коммунальные услуги с должников-физических лиц или внесения изменений в законодательство в январе 2011 года, которое упростило процедуру пересмотра тарифов на коммунальные услуги).

Однако, были и откровенно неудачные шаги, реализация которых могла бы привести к тотальному коллапсу и фактическому прекращению деятельности большинства коммунальных предприятий (например, известный законопроект № 8134, который, слава Президенту, им же и ветирован, предусматривающий введение распределительных специальных счетов при расчетах коммунальщиков за энергоносители).

К сожалению, при внедрении в жизнь этих противоречивых идей отечественным законодательством самим коммунальным предприятиям отведена роль статиста, наблюдателя, который может высказать свое мнение, но напрямую влиять на ситуацию не может. То есть роль самих коммунальщиков в процессе, который называется «Реформа ЖКХ» - роль молчаливого ягненка, которого ведут на бойню, из одноименного фильма 1991 года «Молчание ягнят».

Конечно, с такой предложенной ролью коммунальщикам трудно согласиться. Изменить эту ситуацию и, выражаясь футбольным термином (а куда от них деться накануне Евро-2012), «вернуть футбольный мяч на свою половину поля», можно только одним путем - сплотиться коллективом коммунального предприятия вокруг идеи самим стать собственниками своего же предприятия и в рамках действующего законодательства решать вопросы деятельности предприятия независимо от органов местного самоуправления, которые, к сожалению, очень политизированны, что негативно влияет на результаты деятельности коммунальщиков, прежде всего экономические.

Читайте также: Реформа ЖКХ не может быть одновекторной

Нормы Закона Украины «Об аренде государственного и коммунального имущества», который по отношению к коммунальным предприятиям применяется с учетом особенностей, установленных Законом Украины «Об особенностях передачи в аренду или концессию объектов централизованного водо-, теплоснабжения и водоотвода, находящихся в коммунальной собственности», позволяют быть арендаторами целостных имущественных комплексов предприятий тепло-и водоснабжения хозяйственным обществам, которые созданы членами трудового коллектива предприятия.

Поскольку хозяйственное общество с Хозяйственным кодексом Украины является юридическим лицом, а нормы Закона Украины «Об особенностях передачи в аренду или концессию объектов централизованного водо-, теплоснабжения и водоотвода, находящихся в коммунальной собственности» в круг потенциальных арендаторов относят именно юридических лиц, то с юридической стороны нет препятствий для объявления общего собрания коллектива коммунального предприятия и принятия решения о взятии в аренду целостного имущественного комплекса коммунального предприятия. При этом следует отметить, что хозяйственное общество в форме публичного акционерного общества имеет преимущественное право заключить договор аренды на срок от 2 до 10 лет перед другими потенциальными арендаторами.

С момента заключения договора аренды с соответствующим местным советом трудового коллектива арендатору принадлежит продукция и доходы, полученные в результате использования арендованного объекта централизованного тепло, водоснабжения и водоотведения, т.е. трудовой коллектив получает экономическую мотивацию предоставлять больший объем услуг лучшего качества, ведь в его распоряжении окажется прибыль от реализации услуг, которую можно использовать на модернизацию производства.

Кроме этого, прекращение деятельности (в том числе ликвидация) предприятия коммунальной собственности, осуществлявшего эксплуатацию соответствующего объекта до его передачи в аренду не влечет за собой присоединение такого предприятия к арендатору или правопреемства арендатора относительно такого предприятия, то есть трудовой коллектив начинает свою деятельность с чистого листа, без задолженностей в пользу энергоснабжающих организаций, а это значит, что при осуществлении профессионального и прагматичного менеджмента предприятием появляется возможность достичь определенных положительных экономических показателей деятельности предприятия.

Возможно, кому-то такой путь решения проблем коммунального предприятия покажется слишком идеалистическим и нереальным, учитывая национальную ментальность украинцев. Так, предложенный путь является идеалистическим и обязательно столкнется в случае воплощения его в жизнь со многими бюрократическими препонами, но не ошибается тот, кто ничего не делает. Если просто ждать позитивных изменений и ничего не делать, коммунальщики действительно превратятся в молчаливых ягнят, а от этого потеряют все - государственные чиновники, которые собираются на выборы, трудовые коллективы коммунальщиков, рядовые потребители, которые так никогда и не получат качественную коммунальную услугу по справедливой цене. Никто кроме нас, коммунальщиков, не сможет изменить все к лучшему.
 
Андрей Осадчий

 
Комментарии (0)