ГлавнаяНовости ЖКХФинансирование ЖКХАМКУ установил нарушение закона о защите экономической конкуренции в бездействии НКРЭКУ на рынке электроэнергии

АМКУ установил нарушение закона о защите экономической конкуренции в бездействии НКРЭКУ на рынке электроэнергии

АМКУ установил признаки нарушения закона о защите экономической конкуренции в бездеятельности Нацкомиссии, осуществляющей госрегулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, на рынке электроэнергии и дал этому регулятору обязательные для рассмотрен
Антимонопольный комитет Украины  установил признаки нарушения закона о защите экономической конкуренции в бездеятельности Нацкомиссии, осуществляющей госрегулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, на рынке электроэнергии и дал этому регулятору обязательные для рассмотрения рекомендации.
 
Об этом сообщила пресс-служба АМКУ.
 
В АМКУ считают, что Нацрегулятор не представлял Кабмину предложения об улучшении условий режима специальных обязанностей (ПСО), ненадлежащим образом проводил и обнародовал результаты мониторинга функционирования рынка э/э, а также ненадлежащим образом обеспечивал оператором системы передачи работу балансирующего рынка.
 
Ссылаясь на письмо Службы безопасности Украины, АМКУ указал на внедренный с марта этого года компаниями тепловой электрогенерации (ТЭС и ТЭЦ) механизм, заключающийся в продаже подконтрольным поставщикам объема электроэнергии, значительно превышающего объемы реальной генерации.
 
"Учитывая систематический профицит электроэнергии в ОЭС  Украины и создание прогнозируемых положительных небалансов ГП "НАЭК "Энергоатом", оператор системы передачи (ОСП) акцептует заявки ТЭС и ТЭЦ на разгрузку от общей установленной мощности, а не от диспетчерского графика нагрузки. После получения команды диспетчера на разгрузку ТЭС и ТЭЦ покупают соответствующие объемы электрической энергии у ОСП по цене РСВ - 45% с целью выполнения договорных обязательств с подконтрольными поставщиками и последующей перепродажи на РСВ и получения сверхприбылей", – описало этот механизм антимонопольное ведомство.
 
По его мнению, следствием таких действий является искусственное падение цены РСВ, реализация большей части объема электроэнергии "Энергоатома" и ГП "Гарантированный покупатель" на балансирующем рынке по ценам, существенно ниже рыночных, риск необоснованного повышения тарифа "Укрэнерго" и в целом дестабилизация работы ОЭС Украины с потерями для госбюджета.
 
"Указанные действия отдельных участников рынка становятся возможными из-за прогнозируемости объемов и уровня цен электрической энергии, которые предлагаются на РСВ "Энергоатомом" и "Гарантированным покупателем". Причиной указанной "прогнозируемости" является несовершенный механизм ПСО", – указал АМКУ.
 
Комитет напомнил, что о таких рисках предупреждал НКРЭКУ и Минэнерго в октябре 2019 года и в мае 2020 года.
 
АМКУ также обвинил НКРЭКУ в утвержденных регулятором несовершенных правилах рынка, допускающих подобные манипуляции.
 
Антимонопольное ведомство добавило, что с момента запуска нового рынка электроэнергии 1 июля 2019 года НКРЭКУ ни разу не сообщал о нарушениях антимонопольного законодательства, а последний опубликованный им мониторинг оптового рынка сделан за третий квартал 2019 года.
 
В сообщении АМКУ также отмечено, что система управления рынком (MMS) не поддерживает всего необходимого функционала для ее управления, в результате чего часть диспетчерских команд фиксируется в ручном режиме, а не в программном комплексе, соответственно в ОСП участились случаи некорректного расчета цен небаланса и т.п.
 
В связи с этим АМКУ рекомендовал НКРЭКУ подать Кабмину свои рекомендации по улучшению режима ПСО, чтобы устранить искажение конкуренции на РСВ, создание искусственных небалансов "Энергоатома" и "Гарантированного покупателя" и недобросовестную конкуренцию производителей электроэнергии и трейдеров.
 
Среди других рекомендаций – обеспечение своевременного обнародования результатов мониторинга функционирования рынка электроэнергии и его сегментов, прозрачности и конкуренции на рынке, в том числе цен по двусторонним договорам и цен на организованных сегментах рынка, а также любых практик, приводящих к искажению или ограничению конкуренции.
 

АМКУ также рассчитывает получить от НКРЭКУ информацию о выявленных возможных признаках нарушения антимонопольного законодательства в действиях Оператора системы передачи за последний год. Речь, в частности, идет о формировании и предоставлении диспетчерских команд, которые приводили или могли привести к созданию искусственного дефицита на балансирующем рынке, нарушении обязательств по срокам оплаты за купленную/проданную электроэнергию на балансирующем рынке. 

 
Комментарии (0)