ГлавнаяПубликацииПолитикаБюджет-2015 «ставят на тормоза»

Бюджет-2015 «ставят на тормоза»

Конец года, а Украина до сих пор не определилась с бюджетом на 2015 год. Мешает принятию решения, как нереальность намеченных планов, так и раздоры внутри коалиции. Пока нардепы готовятся к очередной сессии, предлагаем вспомнить, что у нас есть на сегодня

Последняя пленарная неделя перед «новогодними каникулами» в Верховной Раде начался с горячих баталий, которые развернулись внутри коалиции депутатских групп и фракций вокруг проекта Закона «О внесении изменений в Закон Украины «О Совете национальной безопасности и обороны Украины» относительно совершенствования координации и контроля в сфере национальной безопасности и обороны» (№1343), и доработанного правительством проекта Закона «О государственном бюджете на 2015 год» (№1000).

Из-за несогласия фракций «Батькивщина» и «Самопомощь» и нежелания идти на компромисс даже внутри коалиции народные избранники не смогли принять закон о СНБО, который существенно расширял права и полномочия этого государственного органа. Для повторного голосования просто не хватило голосов (223 - «за») Чтобы выйти из патовой ситуации, парламентарии были вынуждены отправить законопроект №1343 на повторное второе чтение.
 
Однако, настоящие страсти между фракциями разбушевались, когда весь состав Кабинета Министров во главе с Премьер-министром Арсением Яценюком пришел в сессионный зал представлять доработанный и поданный ночью 22 декабря проект Закона «О государственном бюджете на 2015 год» вместе с 44 законопроектами, которые так или иначе его касаются (изменения Бюджетного, Таможенного и Налогового кодексов).
 
При этом Арсений Яценюк настаивал на так называемом «пакетном» голосовании за эти законопроекты. «Бюджет на 2015 год можно принимать только тогда, когда будут приняты предыдущие законы, потому что он построен на новой налоговой базе, он предусматривает легализацию налогов и детенизацию бизнеса», - пояснил Премьер.
 
Но такая настойчивость господина Яценюка пришлась не по душе другим членам коалиции. «Блок Петра Порошенко» вместе с «Самопомощью» и «Батькивщиной» начали требовать рассмотрения по полной процедуре законодательных документов всего бюджетного пакета. В конце концов нардепами было принято постановление «Об особенностях процедуры рассмотрения и принятия проекта Закона о Государственном бюджете Украины на 2015 год» (№1000-П). Этим документом предусматривается до 28 декабря текущего года обработка поданных Кабинетом Министров проекта бюджета на 2015 год и других законопроектов, а также к 29 декабря их подготовка к первому чтению. Основной претензией народных депутатов к проекту Закона «О государственном бюджете Украины на 2015 год» является то, что, по их мнению, правительство не выполнило ряд договоренностей, которых достигло с депутатскими группами и фракциями раньше.
 
Вообще, доработанный законопроект №1000 мало чем отличается от первоначального варианта, который подавался правительством 12 декабря. Основные макропоказатели государственной казны остались на том же уровне и вычисленные по пессимистическому сценарию. Следовательно, дефицит бюджета составляет 64 млрд грн. Законопроектом №1000 определено, что на 2015 год доходы государственной казны составят 475,24 млрд грн, расходы - 527,19 млрд грн. Кроме этого проект определяет возврат кредитов в бюджет в размере 4 млрд грн и предоставление ссуды из государственной казны на сумму 15,7 млн грн.
 
 
Примечательно, правительство с 1 января 2015 года не намерено поднимать минимальную заработную плату. Она останется на уровне 2014 года и составит 1218 грн до 1 декабря следующего года. После планируется повышение на 160 грн - до 1378 грн.
 
Также непопулярной среди народных депутатов оказалась идея введения налога на недвижимость, который по замыслу правительственного проекта №1578 придется платить всем без исключения. Заметим, этот документ отменяет нормы Налогового кодекса, которые устанавливают базу налогообложения в размере 120 кв. м для квартир и 250 кв. м для домов и 370 кв. м для разных видов жилой недвижимости в совместном владении (домов и квартир). То есть под базу попадут все без исключения жилые объекты. При этом законопроектом предлагается включить в базу по налогу также нежилую недвижимость и сделать налогоплательщиком не только физических, но и юридических лиц. Единая ставка налога составит 2% от минимальной зарплаты за 1 кв. м. Платить нужно будет раз в год.
 
Учитывая дальнейшее поэтапное повышение в следующем году цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги, правительство предлагает существенно увеличить по сравнению с 2014 годом в проекте закона о Государственном бюджете Украины на 2015 год общий объем субвенции из государственного бюджета местным бюджетам на предоставление льгот и жилищных субсидий населению на оплату электроэнергии, природного газа, услуг тепло-, водоснабжения и водоотведения, квартирной платы (содержание домов и сооружений и придомовых территорий), вывоза бытового мусора и жидких нечистот. В следующем году на эти цели предлагают направить 11,5 млрд грн.
 
С грустью констатируем, что увеличение расходов на жилищные субсидии населению - это единственное увеличение расходов на нужды жилищно-коммунального хозяйства в проекте Государственного бюджета Украины на 2015 год. Законопроектом №1000 расходы для Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства предусмотрены в сумме 3,004 млрд грн, в том числе по общему фонду - 1,268 млрд грн, по специальному - 1,737 млрд грн.
 
Из них по бюджетной программе «Проведение земельной реформы» планируются бюджетные ассигнования в сумме 44,8 млн грн. Согласно пояснительной записке к законопроекту, эти средства будут направлены на осуществление мероприятий по проведению земельной реформы, в частности, инвентаризацию земель сельскохозяйственного назначения государственной собственности и ведения и функционирование Государственного земельного кадастра. По мнению правительства, это будет способствовать упорядочению земельных отношений и закреплению права собственности граждан на землю. 
 
 
За бюджетной программой «Компенсация разницы в тарифах на производство тепловой энергии для населения на теплогенерирующих установках (кроме теплоэлектроцентралей, теплоэлектростанций и атомных электростанций) с использованием любых видов топлива и энергии, кроме природного газа» расходы общего фонда государственного бюджета на 2015 год предусматриваются в сумме 500 млн грн.
 
Для обеспечения мероприятий, связанных с обслуживанием Держмолодьжитло льготных долгосрочных государственных кредитов в проекте государственного бюджета по общему фонду предусмотрены расходы в сумме 6,8 млн грн по бюджетной программе «Финансовая поддержка Государственного фонда содействия молодежному жилищному строительству». 
 
С целью выполнения государством своих обязательств перед 3 557 гражданами, которые заключили договоры о предоставлении частичной компенсации процентов в течение 2012-2014 годов в проекте государственного бюджета на 2015 год предусмотрены бюджетные ассигнования по программе «Удешевление стоимости ипотечных кредитов для обеспечения доступным жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» в сумме 93,25 млн грн. 
 
По бюджетной программе «Восстановление (строительство, капитальный ремонт, реконструкция) инфраструктуры в Донецкой и Луганской областях» предусмотрено 300 млн грн. Примечательно, необходимость выделения именно такой суммы непонятна, ведь не приводятся экспертные заключения об убытках и нет реальных смет на соответствующее восстановление. 
 
Достаточно интересным есть предусмотрение расходов общего фонда государственного бюджета в объеме 66,4 млн грн по бюджетной программе «Руководство и управление в сфере архитектурно-строительного контроля», ведь еще несколько месяцев назад бывший глава Минрегиона, а ныне - Председатель Верховной Рады Украины Владимир Гройсман в интервью «У.К.» настаивал на нецелесообразности сохранения существующей структуры ГАСК и необходимости ее ликвидации из-за коррупции. Выходит, видение правительства перспективы ГАСК изменилось.
 
Также весьма перспективной представляется реализация бюджетной программы «Руководство и управление в сфере электронного правительства», на выполнение которой предусмотрены средства в объеме 2,6 млн грн. Кроме этого, по бюджетной программе «Электронное управление и Национальная программа информатизации» предусмотрено 2 млн грн. Согласно пояснительной записке к законопроекту №1000, указанные средства планируется направить на финансирование заданий (проектов) информатизации стратегических направлений развития государственности, безопасности и обороны, процессов социально-экономического развития, приоритетных отраслей экономики, социальной сферы, науки, образования и культуры в соответствии с Законом «О Национальной программе информатизации». Также за счет указанных средств в течение 2015 года предусматривается осуществить меры по продолжению внедрения в Украине электронного правительства. Это, по мнению нардепов, позволит создать качественно новые формы организации деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечить их взаимодействие с гражданами и субъектами хозяйствования путем предоставления доступа к государственным информационным ресурсам, обеспечить высокую степень доступности информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.
 
Ко всему, законопроектом предусмотрены расходы специального фонда государственного бюджета в объеме 112,05 млн грн на выделение субвенции из государственного бюджета местным бюджетам на финансирование мероприятий социально-экономической компенсации риска населения, которое проживает на территории зоны наблюдения.
 
Таким образом, видим, что расходы на отрасль жилищно-коммунального хозяйства в проекте государственного бюджета на 2015 год планировались также по пессимистическому сценарию, ведь ни о какой модернизации оборудования, внедрения мероприятий по энергоэффективности и оснащения приборами учета потребления энергетических ресурсов речь не идет. Кроме того, предприятиям водопроводно-канализационного хозяйства и теплокоммунэнерго придется распрощаться с понятием «субвенция из разницы в тарифах», ее выделение проектом тоже не предусмотрено. Невеселая перспектива, коммунальный коллапс - с такими словосочетаниями, похоже, придется прожить украинцам следующий год.
 

 

Реклама: Обустройство квартиры – это кропотливый труд, в результате которого человек желает увидеть квартиру своей мечты. Что для этого необходимо? Надо воспользоваться услугами профессионалов по дизайн интерьера квартиры. Квалифицированные специалисты помогут Вам в решении любых вопросов. Результат предоставленных услуг удивит Вас.

Лариса Макиенко
 
Комментарии (1)
Коля Пухов
26 декабря 2014 г. 20:23
Жителям хрущёвок приходится сталкиваться с принудительной заменой почтовых ящиков в подъездах. Если в вашем подъезде всю зиму холодные батареи, годами не крашенные стены, осыпающаяся штукатурка, пыли слоем в два пальца, но абсолютно исправные железные, ещё советского производства почтовые ящики, то вам следует ожидать попыток "законного" изъятия ваших почтовых ящиков под видом их замены. Причём заменщики никогда не интересуются мнением хозяев почтовых ящиков: жителей ставят перед уже совершимся фактом пропажи добротных старых ящиков и появлением на их месте жалких аналогов. Получается как в поговорке: "Без меня меня женили".