ГлавнаяПубликацииФинансирование ЖКХБюджет-2015: ЖКХ опять на голодном пайке

Бюджет-2015: ЖКХ опять на голодном пайке

Правительство при формировании основных статей госбюджета на 2015 год планирует сэкономить на расходах ЖКХ. В проекте, который дорабатывает Кабмин, сейчас предусмотрено минимальное финансирование отраслевых госпрограмм в размере 514 млн грн.

На прошлой неделе в Верховной Раде был зарегистрирован правительственный проект закона №1000 «О государственном бюджете Украины на 2015 год». Однако, после консультаций с депутатскими фракциями парламентской коалиции «Европейская Украина» Кабинет Министров принял решение о техническом внесении соответствующего документа и его отзыва с целью доработки и внесения согласованного варианта с учетом предложений всех фракций коалиции. Пока чиновники работают над «обновленной версией», «Украине Коммунальной» удалось ознакомиться с первым вариантом госбюджета на 2015 год.

Так, согласно документу, копией которого располагает «У.К.», доходы госбюджета в 2015 году должны составить 432,35 млрд грн (общий фонд - 411,92 млрд грн, специальный фонд - 20,42 млрд грн), расходы - 485,3 млрд грн (общий фонд - 463,89 млрд грн, специальный фонд - 21,41 млрд грн). Предельный объем дефицита госбюджета установлен на уровне 65,1 млрд грн (общий фонд - 52,37 млрд грн, специальный фонд - 12,72 млрд грн). Эти финансовые показатели сравнительно незначительно отличают от нынешних. Напомним, доходы госбюджета на 2014 год были определены в сумме 377,82 млрд грн, расходы - 441,587 млрд грн, предельный объем дефицита госбюджета установлен на уровне 68,56 млрд грн.
 
Однако, если посмотреть в этом ключе на финансирование жилищно-коммунальной отрасли, становится, мягко не по себе. Если в этом году была предусмотрена минимальная поддержка отраслевых государственных программ в размере 846 млн грн, то в следующем предлагается эту сумму врезать более чем на треть - до 514 млн грн. 
 
 
Согласно приложению №3 к законопроекту «Распределение расходов государственного бюджета Украины на 2015 год», Министерство регионального развития, строительства и ЖКХ будет основным распорядителем 402,167 млн грн, а общегосударственные расходы отрасли составят 112,052 млн грн. В частности, на финансирование аппарата Минрегиона и его бюджетных программ предлагается выделить 303,982 млн грн (248,455 млн грн - расходы общего фонда, 55,527 млн грн - спецфонд). Государственной-строительной инспекции планируется направить 65,699 млн грн (в этом году - 82,07 млн грн). При этом заметим, все общегосударственные расходы будут предусматриваться из общего фонда.
 
Предварительные планы по распределению расходов госказны свидетельствуют о том, что при подготовке проекта госбюджета правительство пыталось учесть в основном защищенные статьи. Впрочем, и их финансирование более целесообразно сейчас назвать «поддержанием жизни». 
 
Так, согласно документу, в жилом секторе без изменений остается размер финансовой поддержке Государственного фонда содействия молодежному жилищному строительству - 6,8 млн грн. Значительно уменьшается выплата частичной компенсации процентной ставки ипотечных кредитов, предоставленных молодым семьям и гражданам, до 49,26 млн грн (в этом году - 60,8 млн грн). Подобная судьба ждет программу удешевления стоимости ипотечных кредитов для обеспечения доступным жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий - до 93,248 млн грн (в этом году предполагалось 300 млн грн). Совсем не говорится о финансировании государственной жилищной программы «Доступное жилье», хотя предыдущим правительством на эти цели были предусмотрены средства. 
 
Напомним, на предоставление господдержки для строительства и приобретения доступного жилья в этом году предлагалось 50 млн грн. Однако, после смены власти, новое правительство кардинально сократило финансирование государственных жилищных программ. Так, полностью были урезаны расходы на программу доступного жилья, сокращенно поддержку программы льготного кредитования молодежи на 54,1 млн грн до уровня 25,9 млн грн, на реализацию программы удешевления стоимости ипотечных кредитов финансирование уменьшено на 230 млн грн до уровня 110,2 млн грн. Это вызвало возмущение граждан. Украинцы пошли с пикетами на дом Премьер-министра Арсения Яценюка, и вскоре государство таки пообещало выполнить свои обязательства. Кабинет Министров предусмотрел 10,1 млн грн на программу доступного жилья. Согласно правительственному распоряжению в общем фонде госбюджета было осуществлено перераспределение расходов на указанную сумму путем уменьшения объема расходов потребления по программе удешевления стоимости ипотечных кредитов и установления расходов развития по программе предоставления господдержки для строительства (приобретения) доступного жилья. В 2015 году, похоже, украинцам не придется думать о покупке жилья по этой программе.
 
Наряду с этим, планируется направить 44,8 млн грн на проведение земельной реформы, инициированной в этом году. 
 
Заметим, Министерство регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства объявило о внедрении первого этапа реформирования сферы земельных отношений, который будет направлен на обеспечение прозрачности земельных отношений и расширение полномочий местных советов, 15 октября. С этого дня стал обязательным учет позиции органов местного самоуправления по распоряжению землями сельскохозяйственного назначения государственной собственности. Введены в действие новые механизмы обеспечения их актуальной информацией из Государственного земельного кадастра - в рамках пилотного проекта планировалось создание возможности пользования сведениями о земле в режиме он-лайн. Кроме того, права на земельные участки для ведения товарного сельскохозяйственного производства должны были перейти на продажу на конкурентных началах. До конца текущего года в планах было осуществление автоматизированной передачи в Государственный реестр прав сведений о 1,5 миллионах земельных участков, которые были зарегистрированы в Государственном реестре земель до 1 января 2013 года. 
 
Что касается финансирования жилищно-коммунального блока, пока в проекте бюджета на 2015 год помещена статья расходов на мероприятия по обеспечению внедрения и координации проекта развития городской инфраструктуры и меры в секторе централизованного теплоснабжения страны. Хотя и из спецфонда, на эти цели предусмотрено 17,447 млн грн, чего совсем не было в бюджете на 2014 год.
 
Сейчас «Украине Коммунальной» не известно, сколько Министерство регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства планировало тратить бюджетных средств в следующем году, однако оперируя данными предыдущих лет, вряд ли 514 млн грн - это желаемый объем расходов. 
 
Напомним, на 2012 год ведомство запросило у Министерства финансов 27 млрд грн, на 2013 год - 41 млрд грн, на 2014 год - почти 39,7 млрд грн.
 
 
Примечательно, Министр финансов Наталья Яресько пообещала, что уже 20 декабря представит доработанный проект госбюджета на рассмотрение в Верховную Раду, а первый Вице-спикер Андрей Парубий намерен принять Государственный бюджет до 26 декабря. Тем не менее, эксперты не столь оптимистичны в прогнозах. Одни утверждают, что для принятия проекта необходимо выполнить несколько условий, в первую очередь - изменения в Налоговый и Бюджетный кодексы, ведь именно новый Налоговый кодекс ложится в доходную часть бюджета страны. Вторые, что такая спешка с принятием «неидеального» бюджета связан с траншами МВФ. «Если по сути, то на самом деле наш Бюджет примет не правительство, а МВФ. И уже другой вопрос, насколько он окажется реальным для выполнения. Однако сейчас важнее получить очередную ссуду, иначе - дефолт», - отмечает президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.
 
Поэтому, надеемся на лучшее, но уже готовимся к худшему.
 
 
Комментарии (1)
Андрій1
19 декабря 2014 г. 21:36
Людина звільнена з роботи ще у 2011 році з державної установи за п.1 ст.40 КЗпП за розпорядженням державних органів про "ліквідацію" цієї установи і не працевлаштована, тобто не має ніякого доходу саме з ініціативи держави. "Ліквідована " держустанова лише змінила код ЄДРПОУ, робоче місце звільненого працівника не скорочувалось. Більш того, на це робоче місце був прийнятий пенсіонер. Рік перебування на обліку у центрі зайнятості не дав позитивного результату. Тепер, у 2014 році, у наданні житлової субсидії цій людині відмовляють, тому що вона не працює. На усі доводи і докази, що вона не працює за розпорядженням державних органів ( тобто, фактично держава вирішила, щоб ця людина не працювала), можна почути роз"яснення посадовців, що це не має ніякого значення. Отже, не працює -- значить субсидії немає. Тоді ця людина звертається по так звану компенсацію, але ті самі посадовці рахують, що вона має дохід на рівні прожиткового мінімуму, тобто 1218 грн. на місяць, тобто, компенсації також немає. Виходить, що держава фактично забрала у цієї людини засоби існування, але на папері приписує їх наявність. Хіба це не очевидне шахрайство?