ГлавнаяПубликацииТеплоэнергетикаНе замерзнет ли Украина в предстоящем отопительном сезоне?

Не замерзнет ли Украина в предстоящем отопительном сезоне?

Первый день августа ознаменовался вступлением в действие норм постановления Кабмина под названием «Некоторые вопросы обеспечения населения, предприятий, учреждений и организаций природным газом до конца отопительного сезона 2014/15 года».

Необходимое предисловие

Наверное почти каждому жителю Украины известно, что количество природного газа, добываемого на территории государства, не хватает для обеспечения его внутренних потребностей в нем. Поэтому, дефицит «голубого топлива» покрывается путем закупки недостающих кубометров за рубежом. Главным и почти монопольным поставщиком газа в Украину, до последнего времени была Россия. Фактически, до 58% газа, используемого организациями, промышленностью, теплокоммунэнерго, и частично населением - это импортированный газ. Пиковое использование газа всегда приходится на отопительный период, который в зависимости от климатических и географических условий, начинается в начале октября и заканчивается к середине апреля. За сезон только для нужд отопления предприятиями теплокоммунэнерго и населением используется примерно 20% от общего годового потребления газа Украиной. 

Соответственно, с целью рационального и экономного использования газа, ежегодно для предприятий теплокомунэнерго и вообще для административно-территориальных единиц страны, КМУ и поставщиками ресурса, устанавливается распределение объемов природного газа для потребителей, упрощенно - лимит потребления. А именно, количество газа, который разрешается употребить для нужд отопления и ГВС (горячего водоснабжения). И, если раньше такие лимиты устанавливались теплокоммунэнерго именно для производства тепловой энергии для ГВС и нужд отопления населения и приравненных к нему по тарифам потребителей, то постановление №296, лимитирует потребление природного газа более широко. Под ограничение подпадают бюджетные организации, теплокоммунэнерго, промышленность и другие, кроме населения непосредственно потребляет газ для бытовых нужд и отопления. Более того, установлены объемы «лимитов» и содержание новелл превращает нормативно правовой акт в более чем одиозный документ.
 
Так что такого содержит в себе этот документ? И в чем его одиозность и непредсказуемость последствий? Попробуем разобраться по порядку. 

Минус тридцать

По расчетам правительства, примерно на 30% надо уменьшить потребление газа Украиной, для минимально успешного прохождения отопительного периода 2014-2015 года. Причины известны - дефицит газа и война с Россией. Задача очень сложная. Особенно на фоне того, что государство не должно в краткосрочной перспективе, действенных инструментов для сокращения использования газа, кроме «подкручивания задвижки» потребителям путем принудительного ограничения его потребления. Всем потребителям: и теплокоммунэнерго, бюджетным организациям, и так называемым другим категориям. Население, которое непосредственно потребляет газ для бытовых нужд и отопления, де-юре не подпадает под такие ограничения, но де-факто тоже ощутит его последствия. 
Юридическим инструментом указанного выше ограничения и есть правительственное постановление №296. Документ утверждает распределение объемов природного газа для потребителей в разрезе административно-территориальных единиц к концу отопительного сезона 2014/15 года, согласно приложениям. Приложения содержат количественные нормативные показатели сезонного и помесячного потребления газа по категориям потребителей и областями. Также постановление содержит другие нормы по обеспечению потребителей газом.
 
Не имея формата для полноценного анализа содержания постановления и приложений, более подробнее остановимся на том, что наиболее близко для рядового потребителя услуг - «лимитов» потребления газа для теплокоммунэнерго.

Блокадная пайка ТКЭ

Отметим, что идея волевого ограничения потребления газа, и переход на его альтернативы, особенно для нужд ТКЭ - теплокоммунэнерго, не давала покоя еще господину Азарову и приспешникам в 2013 году, когда газовая блокада со стороны России рассматривалось как нечто весьма маловероятно.
 
Установленые распоряжением Кабмина №618-р от 17 июля прошлого года «Предельные нормы природного газа для производства тепловой энергии для населения, религиозных организаций и национальных творческих союзов и их территориальных ячеек на 2013 год» относительно таких же норм в 2012 году были уменьшены с 8,42 млрд куб. м. газа до 6,3 млрд куб. м., примерно на 33%.
 
Но, уже осенью 2013 году, а именно 27 ноября, распоряжением правительства №1069-р цифра была пересмотрена в сторону значительного увеличения и достигла 7,7 млрд куб. м, примерно на 9% меньше чем в 2012 году (в рамках рапортов об энергосбережении). Фактический же результат прохождения сезона - 8,3 млрд куб. м. потребленного газа. Что не диссонирует с общей, многолетней статистике. Это свидетельствует о фактическом отсутствии регулируемого резерва экономии газа в стране в краткосрочной перспективе. 
Характерным является то, что уже «новая власть», сначала, учла бесперспективность «указно-волевой экономии» и распоряжением Кабмина №455-р от 16 мая, за подписью Арсения Яценюка, внесла изменения в распоряжение №618-р, увеличив предельные нормы до 8,33 млрд куб. м. То есть, до эмпирических показателей потребления. Но, неопределенность с дальнейшей перспективой газоснабжения Украины, подтолкнула правительство к «простых решений» - секвестирование ранее установленных нормативов, и принятия постановления №296.
 
Нормы потребления газа для теплокоммунэнерго, предусмотренные постановлением, установлены на уровне 5,85 млрд куб. м. против 6,3 млрд куб. м. «азарівських» и 8,33 млрд куб. м. «майского Яценюка». Относительное уменьшение, без Крыма и Севастополя, составило - 3% и 37% соответственно. Не 30% авансированных процентов, а 37% фактических процентов уменьшение лимитов газа для теплокоммунэнерго! Так это проценты относительно сводных показателей по отдельным областям проценты разнятся. 
 
Например, разница распределения по доминирующими по потреблению газа территориями:
 
- Днепропетровская область, в постановлении №455 - 0,79 млрд куб.м., а в №296 - 0,64 млрд куб. м., уменьшение - 22,5%.
 
- Харьковская область, соответственно, 0,9 млрд куб. м. против 0,7 млрд куб. м., уменьшение - 38,4%.
 
- м. Киев, соответственно, 1,78 млрд куб.м. против 1,19 млрд куб. м., уменьшение - 49,8%.
 
По понятным причинам к сравнениям не добавлена Донецкая область, так как фактические показатели потребления газа в отопительный сезон будут критически отличатся от установленных постановлением №296 - 0, 775 млрд куб.м. в сторону уменьшения и дальнейшего перераспределения между другими регионами.

Криошокинг для населения

Для достижения установленных постановлением КМУ №296 нормативов в теплокоммунэнерго есть только один путь - снижение показателей температурных графиков котельных и ограничения, а в реалиях - прекращение горячего водоснабжения, за счет уменьшения производства тепловой энергии, и как результат - экономии природного газа. Учитывая линейную зависимость качества услуг с централизованного отопления от температуры теплоносителя в сетях (температурных графиков), усредненным следствием такой экономии станет снижение температуры в жилых помещениях на 6-10 градусов, а в помещениях общего пользования еще больше. Например, если в квартире в прошлом отопительном периоде было +20С, то в следующем будет +10-14С, при сравнительно одинаковых погодных показателях «за бортом». 
 
Такие, или низкие температурные показатели находятся далеко за пределами санитарных норм для жилых помещений (мин. 18-20С). Длительное нахождение в указанных температурных условиях резко отрицательно сказывается на уровне жизнедеятельности и здоровье людей, которые генетически к этому не приспособлены, или не имеют надлежащего тренировки - особенно дети и пожилые люди.
 
Косвенно, снижение температуры мест общего пользования может привести к оттаиванию узлов и сетей водоснабжения и водоотведения. А резкое увеличение использования населением электроэнергии для обогрева - к аварийным отключениям электроснабжения. 

«Бюджет» и другие замороженные

Бюджетным организациям, промышленности и всем другим категориям потребителей также «не светит» роскошествовать. Утверждены лимиты потребления газа, по сравнению с его фактическим использованием в прошлом, относительно теплом отопительном сезоне, значительно сокращены. Для бюджета сокращение составило - 35%, для промышленности и других вместе примерно на 30%.
 
Если бюджетникам - деваться некуда, то бизнес будет вынужден сворачивать свою деятельность, сокращать зарплату и рабочие места. По изложенному, учитывая значительное напряжение в обществе, существенное ухудшение условий жизнедеятельности, уменьшение или потеря заработка населением, политическую нестабильность, безальтернативное, прямое исполнение норм постановления №296 может привести к социальным беспорядкам - «холодных бунтов», которые уже когда-то имели место в средневековой Европе.

Потребителя на нары?

Дополнительную одиозность постановлении КМУ №96 добавляют отдельные ее пункты, прямое беспрекословное выполнение которых тоже может иметь негативные последствия. П 1., п. 2 фактически сталкивает лбом такие государственные учреждения как Минрегион, Минэнерго и «Нафтогаз», что и так не очень ладят, и часто имеют противоположные интересы. Поэтому очень сомнительной представляется возможность оперативного достижения консенсуса при совместном корректировке ежемесячного распределения газа, как это предусмотрено в постановлении.
 
П. 2 п.2., обязательность согласования начала/окончания отопительного сезона ОМС (органами местного самоуправления) с Минрегионом и Минэнерго, особенно в форме вынесения последними решений, значительно бюрократизує этот процесс, делая невозможным принятие ОМС оперативных действий при резком изменении климатологических условий.
Пункт 3 п.2., жестко оговаривает поставки газа предприятиям теплокоммунэнерго с выполнением ими постановления КМУ от 18 июня 2014 г. №217 «Об утверждении Порядка распределения средств, поступающих на текущие счета со специальным режимом использования для проведения расчетов по гарантированным поставщиком природного газа», которая сама требует значительных корректировок и содержит коллизионные и спорные новеллы и фактически оставляет ТКЭ без оборотных средств. 
 
И хотя, согласно текста обусловливается выполнение требований порядка только в части открытия «спецсчетов», можно не сомневаться, что де-факто оговорка будет распространена на все нормы порядка и будет использоваться как инструмент давления на ТКЭ.
 
Пункт 3. Предусматривает инициирование уголовной ответственности для потребителей газа за нарушение дисциплины газоснабжения?! Без комментариев!
 
Пункт 4. Инициирует пересмотр санитарных норм в сторону уменьшения. Сколько не говори халва во рту слаще не будет, сколько не снижай санитарные нормы в доме не потеплеет. Единственная «польза» от снижения норматива на 2 градуса - увеличение температурного порога перерасчетов потребителям для теплокоммунэнерго (постановление КМУ №151) и создание оснований для корректировки температурных графиков, о которых и так надо забыть по причине технической невозможности соблюдения. Потребители соответственно в минусе.
 
Суммируя все вышеизложенное, можно без сомнения характеризовать порожденную КМУ постановление №296 от 09.07.2014, как одиозный, репрессивный в отношении потребителей природного газа и потребителей услуг по ЦО и ГВС регуляторный акт, с негативными последствиями действия.

Так, не замерзнет Украина?

Перспектива пройти отопительный сезон с относительным теплом в квартирах и бюджетных учреждениях уже не считается призрачной. Более того, если примерно прикинуть газовый баланс страны на эти 6 месяцев отопительного сезона, то вырисовывается вот такая картина по состоянию на начало августа.
 
В ПХГ около 14 млрд.куб.м., дополнительно - примерно чуть больше 9 млрд куб.м. запланированной, собственной добычи и 10 млрд. куб.м, что планируется получить по реверсу, всего примерно 33 млрд.куб.м. газового ресурса. 
 
По постановлению №296 распределены для потребления - 14 млрд. куб. м. и примерно 16 млрд. куб.м. для населения, до 3 млрд. куб.м. для собственных нужд, производственно-технологических затрат и нормативных потерь «газовиков» - 33 млрд.куб.мб В натяг, плохонький, но баланс намечается. Особенно, учитывая почти гарантировано значительное снижение потребления газа в Донецкий и Луганский областях и относительное снижение его потребления промышленными потребителями по всей Украине. Только вот слишком много «если». Если будет реверс, если не холодная и затяжная зима, если собственная добыча не уменьшится.

Вы что, еще не читали последние новости Тернополя? Заходите на сайт новостей Тернополя http://lenta.te.ua . Вы будите в курсе всех последних событий!

 
Комментарии (7)
Владимир2
05 августа 2014 г. 09:51
Млять Полтава замерзнет ! Замерзнут ВСЕ !!! Не дай бог температура наружного воздуха ляжет - 10 С , Алчевски веером пойдут по всей Украине !!!
Владимир2
05 августа 2014 г. 09:55
Тему подачи ГВС можем даже не обсуждать , в итоге в квартирах + 10 в лучшем случае + 12 , и горячий душ как альтернатива согревания может только снится , одна надежда на отечественную ликеро-водочную промышленность !
Олена3
05 августа 2014 г. 09:57
Владимир, ваши предложения? Кроме ликеро-водочной продукции)))
Иван Смольный3
05 августа 2014 г. 13:11
Пани Олена. Предложения читайте в ближайшее время :-)
Олена2
05 августа 2014 г. 13:18
Очень жду предложения, надеюсь и верю)
Мария Цатурян-1
05 августа 2014 г. 23:23
И я тоже жду, с удовольствием почитаю) интересная статья!
Sergiy-2
06 августа 2014 г. 14:46
І знову одні жахи!1. Чи всі загальнобудинкові обєкти приведені до проектних рішень(ізоляція,подвійне остіклення ,обігрівальні прилади в підїздах , навчання дітей та внуків, а можливо і себе закривати двері в парадному та інше)?.2.Що може зробити власник квартири, щоб зберегти тепло в квартирі(радянська замазка,поліетиленова плівка між подвійними вікнами, часткове закриття витяжок,утеплення вхідних дверей в квартиру та інше) т а прибрати розруху в головах по Булгакову. Не говорю про енергоефективні вікна.3. Вязати світера та шкарпетки із овечої шерсті. Щодо гарячої води - митися чи грітися?