ГлавнаяПубликацииФинансирование ЖКХГосударство поможет богатым заплатить за услуги ЖКХ

Государство поможет богатым заплатить за услуги ЖКХ

Новый механизм компенсаций за оплату услуг ЖКХ не учитывает интересы малоимущих граждан, но оставляет лазейки для удешевления «коммуналки» потребителям с доходами выше среднего.

Реализация правительственной программы предоставления малоимущим семьям компенсаций за удорожание в июле коммунальных услуг, в очередной раз продемонстрировала, что заявить проще, чем сделать. Несмотря на оптимистичные прогнозы Минсоцполитики, малообеспеченные семьи могут остаться у «разбитого корыта». А вот граждане, которым до сих пор государство принципиально отказывало в жилищных субсидиях, напротив, получат право на госпомощь. 

По оценке Министерства социальной политики, компенсации за оплату услуг ЖКХ получат около 3,5 млн малоимущих граждан. Проблема в том, что Порядок назначения и предоставления населению компенсации дополнительных затрат на оплату коммунальных услуг, утвержденный правительственным постановлением №83, нуждается в существенной доработке. Прежде всего, нормы документа необходимо привести в соответствие с действующим механизмом начисления субсидий. 

Упрощенная помощь

Претендовать на использование новой компенсаторной схемы смогут граждане, ежемесячный уровень доходов которых за последние полгода не превышал установленного правительством прожиточного минимума. Теперь такие потребители смогут тратить на коммунальные услуги не больше, чем до их подорожания. Разницу доплатит государство.
 
Правительственным постановлением устанавливается процедура начисления и получения компенсации. В частности, перечень документов, требуемых для возмещения затрат ЖКУ, фактически идентичен списку необходимых для получения субсидии бумаг. Согласно постановлению №83, гражданин должен подать в органы социальной защиты заявление с просьбой о предоставлении компенсации; справку о доходах всех членов семьи, зарегистрированных в квартире или доме, и справку о составе семьи. 
 
 
Справка о доходах для получения компенсации нужна точно такая же, как и для получения субсидии – по форме, утвержденной приказом Минтруда №192 от 27 августа 2004 года. Форма заявления является произвольной. Однако еще в апреле Минсоцполитики разместило на своем сайте образец заявления. Справка о совокупном семейного доходе выдается уже действующей с 2003 года форме, утвержденной приказом Минтруда №204. Помимо того, решение о получение компенсации принимается единожды, а не каждый год, как при назначении субсидий. 

Защита не для всех

Один из главных недостатков нового компенсаторного порядка - жесткая привязка к величине прожиточного минимума для семьи. Он определяется как сумме прожиточных минимумов, установленных для каждого члена семьи. В этом принципиальное отличие нового механизма от действующего порядка субсидирования. В частности, получить субсидию имеет право любая семья, затраты на услуги ЖКХ которой превышают 15% совокупного дохода (для пенсионеров и нетрудоспособных лиц этот порог составляет 10%). При этом, доход в размере прожиточного минимума на одного члена семьи учитывается лишь при назначении субсидий семьям, в составе которых есть дети-инвалиды I или II группы. 
 
С компенсациями ситуация принципиально иная. Доход в размере не более прожиточного минимума семьи – здесь критерий абсолютный. Если он не соблюден – право на получение компенсации не возникает. 
 
В Украине размеры прожиточного минимума установлены для 4 возрастных и профессиональных групп. С 1 января прожиточный минимум для детей в возрасте до 6 лет установлен в размере 1032 грн, в возрасте от 6 до 18 лет – в размере 1286 грн, для трудоспособных граждан – 1218 грн, для утративших трудоспособность – 949 грн. Так, семья, состоящая из 2 трудоспособных граждан и 2 детей в возрасте от 6 до 18 лет, право на компенсацию приобретает при суммарном месячном доходе до 5008 грн, который является неизменным на протяжении полугода. Господдержку сможет получить семья, состоящая из 2 пенсионеров с ежемесячным доходом не более 1898 грн, а семья из 2 трудоспособных – с доходом до 2436 грн.
 
Таким образом, в самом невыгодном положении сейчас находятся семьи пенсионеров и бездетные семьи. Количество пенсионеров, с размером пенсии менее 1 тыс. грн, уменьшается с каждым годом. В частности, по данным Пенсионного фонда, в начале года таких пенсионеров насчитывалось 7,4% - 1,02 млн человек, что в 2,4 раза меньше по сравнению с прошлом годом. Но даже из этого миллиона человек претендовать на получение компенсаций могут далеко не все: многие из них получают пенсии, размер которых незначительно превышает прожиточный минимум. У семей, состоящих из двух пенсионеров, шансов на получение компенсации еще меньше.
 
Бездетные семьи, состоящие из работоспособных граждан, находятся в похожей ситуации. Госстат сообщает, что на март полностью трудоустроенных граждан в Украине насчитывалось 7,1 млн. Из них только 1,1% или 78,9 тысяч человек, получили минимальную зарплату в размере прожиточного минимума. Даже, в эту категорию добавить граждан с частичным уровнем занятости, общая картина мало изменится: доход в размере до 1218 грн получили 5,8% из 9,5 млн человек.
 
Основными претендентами на выплату компенсаций сегодня являются семьи с детьми. Разумеется, такой государственный подход к предоставлению льгот вряд ли можно назвать справедливым. Выходит, что пенсионеру, получающему 949 грн в месяц, позволено тратить на «коммуналку» столько, сколько и ранее, а с пенсией в 951 грн - он такого права лишен.

Два автомобиля – не помеха

Усугубляет положение и то, что в правах на получение компенсаций не ограничены граждане, которым субсидии не предоставляются по принципиальным соображениям. Согласно положению о Порядке назначения и предоставления субсидий (постановление КМУ № 848 от 21 октября 1995 года), они не назначаются в 6 случаях. А именно: если в семье есть неработающие и не стоящие на учете в службе занятости более 3 месяцев; если кто-либо из членов семьи сдает жилье в аренду либо владеет несколькими объектами жилья; если кто–либо из членов семьи владеет 2 или более автомобилями или за последние 12 месяцев купил дом, земельный участок или вещь стоимостью свыше 10 прожиточных минимумов.
 
 
Ни одно из этих ограничений при назначении компенсации не действует, что не способствует справедливому распределению таких выплат. Получается, что компенсировать затраты на услуги ЖКХ будут владельцам нескольких домов и автомобилей (если их доход вписывается в рамки минимума), а пенсионеру с доходом в 951 грн – уже нет. 
 
Из этой же «оперы» требование о полугодичной «выдержке» размера доходов на уровне прожиточного минимума. Почему семья, едва сводившая концы с концами в течение полугода, право на компенсацию имеет, а такая же семья, которая месяц назад получила ежегодную помощь на оздоровление, права на компенсацию лишена и должна ждать еще полгода? 

Неприятные ограничения

Серьезным недостатком Порядка назначения компенсаций является и то, что п. 10 документа определено, что размер компенсации рассчитывается с месяца обращения до завершения отопительного сезона 2014-2015 годов. А что дальше? Тарифы вернутся на исходный уровень или отменят коммунальные услуги? В то же время, под коммунальными услугами подразумеваются только газоснабжение, централизованное отопление и централизованное снабжение горячей водой. Поэтому, сколько бы раз не повышались тарифы на электричество или холодную воду, получить компенсацию дополнительных затрат на эти услуги не удастся даже самым бедным семьям.
 
А вот семьям, которые имеют право и на субсидии, и на компенсации, придется дважды подавать в службы соцобеспечения аналогичные пакеты документов. Правда, и для получения субсидии на оплату электроэнергии, природного газа и тепла, которые уже 5 лет предоставляется гражданам, имеющим право на бесплатное получение угля, но проживающим в домах с централизованным отоплением, документы необходимо предоставлять отдельно и в большем количестве. Однако в отличие от «угольных» компенсаций новый порядок возмещения ориентирован на социальную защиту всех категорий малообеспеченных граждан. Вместе с тем, гражданам, которые обратятся за компенсациями до 1 октября, по желанию заявителей, они могут быть назначены не с месяца обращения, а с мая 2014 года. 
 
Остается надеяться, что и сомнительные положения нового механизма компенсационных выплат со временем будут откорректированы. Ведь и порядок начисления и выплат субсидий бытовым потребителям не сразу был эффективным. С момента его первоначального утверждения в феврале 1995 года, изменения в документ вносились более 30 раз, и наверняка будут вноситься и в дальнейшем – совершенство предела не имеет.

Помогай ближнему своему – так гласит одна из притчей с Библии. В основу данного действия лежит любая помощь нуждающимся в ней людям. Воспользовавшись ссылкой http://dtbm.ru/?page=wh_gears, Вашему вниманию будет представлена диаконическая группа. Заходите и узнавайте подробно о данной группе и ее возможностях.

 
Комментарии (0)