ГлавнаяПубликацииУтилизация ТБОК проблемам с ТБО никак не придут европейские решения

К проблемам с ТБО никак не придут европейские решения

Несмотря на долгие разговоры, Украина не только не приблизилась в 2014 году к европейской практике обращения с бытовыми отходами, но и потеряла прежние позиции. В частности, сократилось количество предприятий, которые предоставляют такие услуги.

На днях Министерство регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства обнародовало выводы относительно состояния сферы обращения с бытовыми отходами в Украине за 2014 год. Несмотря на многочисленные разговоры, страна в прошлом году не только не приблизилась к европейской практике обращения с мусором, но и кое-где потеряла прежние позиции.

Так, всего в течение 2014 года в Украине образовалось около 45 млн куб. м (или 10 млн тонн) бытовых отходов. С одной стороны - это на 14 млн куб. м (или 3 млн тонн) меньше, чем в 2013-м, однако позитива в таких изменениях на самом деле мало, поскольку при подсчете мусора в 2014 году не учитывались данные Луганской области, АР Крым и г. Севастополь. Поэтому, наиболее вероятно, показатели остались на уровне 2013-го - в 59 млн куб. м (или 13 млн тонн мусора в год), или же едва от них отличные.
 
Не примечателен особыми достижениями в Украине и сбор бытовых отходов. В прошлом году, как и в 2013-м, услугами по вывозу ТБО было охвачено около 78% населения, тогда как в 2012-м этот показатель был на уровне 76%. К слову, в 2014 году меньше всего услугами по вывозу мусора были обеспечены жители Черкасской области (60%), тогда как в 2013-м наихудший показатель наблюдался в Кировоградской области (54%). 
 
При этом, стоит заметить, на протяжении прошлого года благодаря внедрению в 496 населенных пунктах раздельного сбора бытовых отходов, работе 21 мусоросортировочной линии, 1 мусоросжигательного завода и 3 мусоросжигательных установок было переработано и утилизировано около 4,2% бытовых отходов (на 0,5% больше чем в 2013-м).
 
По состоянию на конец 2014 года, в Украине несколько улучшилась ситуация с полигонами ТБО. В частности, количество перегруженных свалок сократилось до 960 ед. (16%), а таких, что не соответствуют нормам экологической безопасности - до 1138 ед. (19%). Напомним, в 2013-м количество перегруженных свалок составило 973 ед. (15%), 1415 ед. (21%) не соответствовали нормам экологической безопасности.
 
 
Работа же по паспортизации и рекультивации свалок в 2014 году проходила медленнее, чем в 2013-м. Так, со 3049 свалок, которые нуждались паспортизации, фактически было паспортизировано 432 ед. (требует паспортизации 44% свалок от их общего количества), тогда как в 2013-м паспортизации требовало 3149 свалок, из них в течение года фактически было паспортизировано 525 ед. (требовало паспортизации 39% свалок от их общего количества). 
 
Со 1268 свалок, требующих рекультивации, в 2014 году фактически рекультивували 123 ед. (19% требовало рекультивации), тогда как в 2013-м со 1321 свалок, которые имели аналогичную необходимость, фактически было рекультивировано 164 ед. (17% требовало рекультивации). 
 
Наряду с этим, в 2014 году по сравнению с 2013-м, потребность в строительстве новых полигонов в Украине уменьшилось на 101 единицу - до 576 ед. Примечательно, больше всего в строительстве новых полигонов нуждается Запорожская область - 58 единиц.
 
Также в течение 2014 года было зафиксировано меньшее количество несанкционированных свалок - около 24 тысяч, тогда как в 2013-м их насчитывалось около 30 тысяч. Все выявленные незаконные свалки, по информации Минрегиона, как и в предыдущие годы, были ликвидированы.
 
При этом интересно, что работа по созданию рыночных условий и развитию конкурентной среды в сфере обращения с ТБО в течение 2014 года была провалена - количество организаций, которые работали в этой сфере, значительно сократилось. Так, в прошлом году услуги в сфере санитарной очистки населенных пунктов оказывали 1078 организаций, тогда как годом ранее их насчитывалось до 1343. Соответственно, уменьшилась также численность работающих в сфере обращения с ТБО. В 2013 году в этой сфере работало около 23 тыс. человек, в 2014-м - около 15 тыс. лиц.
 
Тарифы на обращение с ТБО в 2014 году в целом выросли на 4-6 грн. Так, средний тариф на обращение с бытовыми отходами в стране составлял около 46,12 грн/куб.м. Средний тариф на обращение с бытовыми отходами для населения - около 39 грн/куб.м. При этом, по экспертным оценкам, объем реализаций услуг по вывозу бытовых отходов в 2014 году составил более 1,7 млрд грн, а объем оплаченных услуг - более 1,32 млрд грн (78% от оказанных услуг), тогда как в 2013-м эти показатели составляли соответственно - более 1,48 млрд грн и свыше 1,36 млрд грн. 
 
Сумма льгот, которая была предоставлена населению в 2014 году на услуги по вывозу бытовых отходов, как и в 2013-м, по расчетам предприятий составила 47 млн грн, а вот уровень возмещений фактически снизился: с 40 млн грн в 2013-м до 37 млн грн в 2014-м. 
 
На дотационное финансирование развития и содержания санитарной очистки в прошлом году было выделено 152 млн грн - на 72 млн грн меньше, чем годом ранее. При этом заметим, кредиторская задолженность в сфере обращения с бытовыми отходами в 2014 году по сравнению с 2013-м выросла на 12 млн грн и составила 305 млн грн. Дебиторская задолженность повысилась на 20 млн грн - почти до 408 млн грн. 
 
Исправить такую печальную статистику в определенной степени может внесение изменений в некоторые законодательные акты Украины в сфере обращения с отходами. Сейчас под куполом Верховной Рады своего рассмотрения ждут сразу три соответствующие законодательные инициативы - проекты Законов №1439, №1742 и №1742-1.
 
Целью первого (№1439), согласно пояснительной записке, является приведение в соответствие положений Закона Украины «Об отходах» с международными стандартами и документами, которые регулируют отношения в указанной сфере, в частности с Рамочной директивой Европейского Союза 91/156/ЕЭС, Конституцией Украины и другими законодательными актами. В частности, проектом предлагается привлечение к процессу сбора и перевозки бытовых отходов всех субъектов хозяйствования в сфере обращения с отходами, а также предусматривается возможность жителей многоквартирных и частных домов самостоятельно определять исполнителя услуг по вывозу бытовых отходов.
 
 
Второй (№1742) ставит целью комплексное урегулирование вопроса обращения с бытовыми отходами, совершенствование механизмов государственного регулирования, повышение эффективности действия законов Украины, устранение выявленных несовершенств правового регулирования в этой сфере. Так, им предлагается внести изменения в Кодекс Украины об административных правонарушениях, «О местном самоуправлении в Украине», «О местных государственных администрациях», «Об отходах», «О жилищно-коммунальных услугах», «Об осуществлении государственных закупок», «О государственно-частном партнерстве», «О государственном регулировании в сфере коммунальных услуг» и «О естественных монополиях». 
 
При этом особое внимание уделяется выделению сортировки и переработки в процессе обращения с отходами, а также установлению штрафов за уклонение от заключения договора на предоставление соответствующих услуг. В частности, уклонение от заключения договора на оказание услуг по обращению с бытовыми отходами в течение более чем 30 дней с даты поступления предложения о заключении договора будет тянуть за собой наложение штрафа на граждан от 80 до 100 необлагаемых минимумов доходов граждан и на должностных лиц, физических лиц - предпринимателей или должностных лиц исполнителей услуг по обращению с бытовыми отходами - от 100 до 120 необлагаемых минимумов доходов граждан. Повторное - от 100 до 150 и от 150 до 200 соответственно.
 
Примечательно, по мнению заместителя председателя Комитета Верховной Рады по вопросам строительства, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства Алены Бабак, этот документ должен заработать как можно быстрее.
 
Третий (1742-1) отличается главным образом от предыдущих документов тем, что направлен на развитие обращения с бытовыми отходами на местах. В частности, им усиливается возможность местных органов самоуправления осуществлять контроль в сфере обращения с ТБО, организовать и управлять системой обращения с бытовыми отходами, а также привлекать к рынку обращения с ТБО инвесторов.
 
Случится так или нет? - будем судить уже по результатам апрельских пленарных заседаний Верховной Рады. По крайней мере один из этих документов (№1742) внесен в ближайшую повестку дня.
 
Екатерина Ляшевская
 
 

Реклама: Вы хотите быть в курсе всех событий? Тогда на сайте http://nv.ua/allnews вы найдете последние новости Украины и России. Заходите на сайт и читайте только достоверный материал!

 
Комментарии (1)
Sergiy1
25 марта 2015 г. 09:05
Як може бути по іншому! Коли не прорізало монополію в переробці та захоронені. То декому зараз, чим гірше тим краще!