ГлавнаяПубликацииТарифы ЖКХЕвропейский путь реформ украинского ЖКХ

Европейский путь реформ украинского ЖКХ

Реформирование жилищно-коммунального хозяйства Украины – процесс, в котором отрасль уже находится ни один год. Мы уже научились определять проблемы, находить пути их решения, а с «мертвой» точки так и не сошли.

При этом, украинцы привыкли сравнивать себя с «продвинутыми» европейскими странами, где уже давно используется альтернативная энергетика, введены системы учета ресурсов, тарифы при этом окупают затраты на производство услуг, а платежная дисциплина потребителей остается на высоком уровне. Однако, так живет не вся Европа. Наши восточные соседи также прошли путь реформ и преобразований, из которого видно, что Украина по уровню развития занимает далеко не последнее место.

В общем комплексе проблем рыночных преобразований в странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) жилищный сектор поначалу оказался на периферии реформ. С одной стороны, это объясняется тем, что все внимание было сосредоточено на приоритетных задачах либерализации экономики, создании многоукладных форм собственности, рынка труда, капитала и прочих структур адекватных рынку. С другой - в ряде государств определенные изменения в жилищном хозяйстве начали происходить еще до перехода к рынку. Переход к рыночной экономике вызвал во всех странах региона необходимость существенного пересмотра жилищной политики. Реформы в жилищно-коммунальном хозяйстве (ЖКХ) повсеместно стали частью экономических преобразований, но конкретные пути их реализации зависели от финансовых возможностей и общего хода экономических реформ в данной стране. Вместе с тем есть черты, присущие всем постсоциалистическим странам: сдвиги в структуре источников финансирования жилищного строительства в пользу частного сектора; приватизация, реституция жилищ; изменения в механизмах содержания жилфонда и оплаты жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ), а также в механизмах социальной защиты населения по предоставлению и содержанию жилищ.

Читайте также: Тарифная география

На пути реформ ЖКХ во всех странах встречаются трудности и противоречия экономического и морально-психологического характера. Наиболее болезненным для населения оказался повсеместный рост тарифов на оплату жилищно-коммунальных услуг. На первом этапе во многих государствах уровень тарифов все еще регулировался. Тем не менее, расходы на их оплату росли очень быстро, опережая общий индекс потребительских цен и, хуже того, - увеличение доходов населения. В последние годы ситуация несколько изменилась: рост тарифов замедлился, а в динамике реальных доходов наметились положительные тенденции. Однако дореформенный уровень их достигнут далеко не везде и разрыв между тарифами и платежеспособностью населения сохраняется.

Положение на рынке коммунальных услуг в странах ЦВЕ, имея некоторые общие черты, в то же время заметно различается. Например, в Венгрии тарифы на энергию, газ и другие виды топлива за 1991-2001 гг. повысились в 14 раз, в Польше - в 18.5 раз. В Чехии тарифы на коммунальные услуги росли не такими высокими темпами, как в других странах региона. В стране до сих пор существуют крупные дотации государства предприятиям коммунальных услуг, благодаря чему удается сдерживать рост тарифов.

Реформы в сфере ЖКУ заметно усложнили материальное положение граждан. В большинстве стран темпы роста тарифов на основные виды коммунальных услуг были галопирующими. И хотя в последние годы ситуация стала выправляться, резкий спад уровня жизни еще не преодолен. У определенной категории граждан периодически возникают сложности с оплатой жилищно-коммунальных услуг. Ее доля в текущих расходах домохозяйств везде увеличилась. В итоге в семейных бюджетах ЖКУ занимают теперь второе место после продовольствия, изменив таким образом всю структуру расходов на личное потребление. В общей сумме затрат на ЖКУ преобладающая часть приходится на коммунальные услуги, которые составляют в Болгарии 2/3, Венгрии и Чехии - 4/5 всех расходов на ЖКУ. К группе населения, у которой питание и содержание жилища - основные расходные статьи семейных бюджетов, относятся пенсионеры, семьи с детьми и семьи, где есть безработные. Чтобы облегчить их положение, во всех странах введены программы, предусматривающие помощь в оплате ЖКУ, выделяются так называемые целевые дотации для нуждающихся. Они предоставляются домохозяйствам, имеющим право на льготы на основе конкретных предварительных критериев. Типичной формой таких дотаций является пособие на жилье. Оно обычно выплачивается ежемесячно, а его сумма зависит от дохода семьи, ее состава, жилой площади и величины жилищных расходов.

Читайте также: ЖКХ дороже денег

Например, в Польше соответствующий закон, принятый в 1994 году, дает муниципалитетам право распределять жилищные пособия, право на которые имеют все граждане. Чаще всего в них нуждаются жильцы кооперативных квартир. Одна из форм помощи в Польше состоит в строительстве социального жилья. Для этого создан Национальный жилищный фонд, осуществляющий финансирование ассоциаций, строящих и эксплуатирующих жилищный фонд, предназначенный для малообеспеченных граждан. Подобные ассоциации не являются коммерческими (то есть получающими прибыль) организациями. Аналогичные системы помощи существуют и в других странах ЦВЕ.

Однако меры по социальной защите населения не могут полностью компенсировать снижение качества жизни людей. Во-первых, далеко не всегда рост тарифов сопровождается адекватным повышением качества коммунальных услуг, а просто отражает инфляционные процессы. Во-вторых, во многих странах индекс цен (тарифов) на ЖКУ до сих пор растет быстрее реальных доходов населения. В таких ситуациях государство не всегда имеет возможность оказывать полноценную помощь. Особенно сложное положение в странах, где экономические реформы идут медленно и трудно. Аналогичная ситуация наблюдается и в Украине, где задолженность населения за ЖКУ давно перевалила 10- миллиардный барьер, а доля коммунальных платежей в общем доходе украинской семьи далеко не вписывается в декларируемые госдарством 10-15%. Вместе с тем, очевидно, что с пятнадцатилетним опозданием, Украина следует восточноевропейским тенденциям реформирования отрасли. Тот путь, который уже прошла та же Польша, ожидает и Украину: передача устаревшего жилищного фонда коллективному собственнику, введение норм и учета энерго- и ресурсопотребления, введение стимулирующей системы тарифообразования и экономического обоснование стоимости ЖКУ, а также привлечение частного бизнеса к управлению и реформирования ЖКХ. И другого пути нам не дано.

 
Комментарии (0)