Концессия: без права на ошибку

Согласно ему, передаче в аренду или концессию подлежат объекты ТЭК, на которых возможно привлечение современных технологий производства и требующих модернизации (технического перевооружения) технологического процесса, разрезы и шахты по добыче угля и его переработке, которые являются неперспективным

Согласно ему, передаче в аренду или концессию подлежат объекты ТЭК, на которых возможно привлечение современных технологий производства и требующих модернизации (технического перевооружения) технологического процесса, разрезы и шахты по добыче угля и его переработке, которые являются неперспективными и подлежат закрытию. Кроме того, подлежат передаче в концессию и объекты незавершенного строительства и законсервированные объекты, находящиеся в государственной собственности, которые могут быть достроены с целью их использования для осуществления деятельности в сфере добычи каменного угля и его переработки.

Безусловно, концессия или аренда как форма экономического сотрудничества государства и частного капитала необходима. Но это оправдано лишь в тех случаях, когда механизм концессии задействуется на предприятиях, которые в действительности убыточны, а не по отчетам бухгалтерии. Частные инвестиции могут способствовать развитию или выходу из кризиса подобных предприятий.

Несмотря на мировой опыт, можно утверждать, что эта модель способна быть эффективной в сфере ЖКХ. Однако понятно, что никуда не деться от национальной специфики, которая в Украине временами способна деформировать до неузнаваемости любой иностранный бизнес-модель.

Прибыльные трубы
Как свидетельствуют факты, приход частного капитала в ЖКХ не всегда улучшает состояние предприятий этой отрасли. Частный бизнес начал активно присматриваться к водоканалов и теплосетей еще несколько лет назад. И власть на местах пыталась «поддержать» этот интерес, правда, в интересах отдельных бизнес- групп. Чиновники из правительства на выездных заседаниях в своих докладах все чаще употребляли термины «концессия» и «долгосрочная аренда». Их логика состояла в том, что инженерные сети так называемых естественных монополистов - водоканалов и теплосетей - находятся в очень плохом состоянии, они изношены на более чем 50-70%.

По подсчетам экспертов, на модернизацию системы ЖКХ в Украине понадобится около 50-60 млрд долларов. Это, как минимум, два годовых бюджета страны. А, значит, провести ремонт и замену устаревших коммуникаций за государственный счет в ближайшие десять лет просто нереально. Но менять проржавевшие трубы и оборудование, вышедшее из строя, необходимо: ежедневно на водоканалах и теплосетях до десяти аварий. Руководство коммунальных предприятий пугает: еще несколько лет - и глобальных аварий не избежать.

Единственный выход из данной ситуации - привлечение частного капитала в эту отрасль путем передачи в аренду и концессию естественных монополий (их приватизация в Украине запрещена). Во всяком случае, именно такую идею чиновники закладывают в основу реформирования отрасли. Однако, решив массово способствовать передаче в частные руки управление монополистами, чиновники так и не удосужились изучить ситуацию в жилищно-коммунальной отрасли. А зря. Ведь в Украине уже имеются примеры прихода частного бизнеса в жилищно-коммунальную сферу и, к сожалению, не очень удачные.

Обещания властей и инвесторов
По данным профильного министерства, сегодня в рамках концессии в Украине работает несколько компаний-водоканалов (крупнейший из них - концессионер Луганского облводоканала, компания «Лугансквода»), в аренде - около 10 водоканалов (в том числе, Одесский). Из теплоснабжающих предприятий в концессии на сегодняшний день находится только одно - «Артемовск-Энергия», еще 38 - в аренде. Правда, как утверждают эксперты, в большинстве случаев аренды и концессии водоканалов и теплосетей, качество предоставляемых услуг не только не улучшилось, а, наоборот, ухудшилось. При этом тарифы на услуги компаний выросли в два-три раза.

Показательна в данном случае история с Луганским водоканалом. Так в 2008 г. желание участвовать в конкурсе на передачу объекта в концессию выразило семь компаний из разных стран мира. Но областной совет внезапно выдвинул жесткие требования: претендент на управление «Луганскводоканалом» должен был иметь опыт работы не менее пяти лет в городе с численностью населения более 3 млн. Далеко не все европейские столицы могут похвастаться такой численностью. Официально даже в Киеве нет столько жителей. Таким образом, единственным претендентом на концессию предприятия оказался «Росводоканал», входящий в структуру российского консорциума «Альфа-Групп» Михаила Фридмана. Так, «выписывая» условия конкурса, местные власти явно не учитывали интересы своей общины. К тому же они пообещали россиянам, взявшие в управление «Луганскводоканал», поднять тарифы до уровня рентабельности. А что из этого вышло?

Местные власти своего обещания относительно повышения тарифов не выполнили, поэтому и «Лугансквода» не спешила выполнять взятые на себя обязательства.

По условиям конкурса, концессионер должен инвестировать в предприятие не менее 756,7 млн грн до 2032 г. Из них 500 млн грн - в первые пять лет работы. В то же время за первые 1,5 г. концессионер инвестировал в предприятие всего 18 млн грн и выплатил в рамках концессионного платежа 13,9 млн грн.

По словам начальника управления ЖКХ Луганского горсовета Светланы Сукач, в частности, компания не проводит в достаточном объеме работы по санации водоводов, не улучшает качество воды, не решает проблему подтопленных подвалов, проблему с люками на смотровых колодцах и многие другие. «Я со всей ответственностью хочу заявить и абсолютно уверена в том, что за последние три года на территории Луганска никаких работ, кроме аварийно-восстановительных на водопроводных и водо-канализационных сетях, не проводилось», - отметила С.Сукач.

Отметим, что изношенность инженерных коммуникаций Луганского облводоканала превышает 70%, в области случается около 40 аварий на водопроводах, а большинство водозаборов без коренной реконструкции работают уже 60 лет, причем в некоторые населенные пункты Луганской области вода подается по расписанию.

И это не единственный пример. Похожая ситуация сложилась и с ООО «Чистая вода - Бердянск» - концессионер Бердянского водоканала, задолжал запорожскому КП «Облводоканал» и энергетикам более 30 млн грн, при этом уровень расчетов жителей Бердянска за воду превышает 95%.

Тарифный вопрос
Как видим, передавая в концессию или в аренду коммунальные предприятия, необходимо решить много вопросов, в том числе и по тарифам на услуги коммунальных предприятий.

«Тарифы не всегда убыточны, как нас в этом пытаются убедить компании-концессионеры. Тем временем, рентабельность может достигать 50-100%. Ведь часто в структуру тарифа вносят такие составляющие, которые в принципе никакого отношения к предоставленной услуге не имеют. Попробуйте, получите у любого коммунального предприятия информацию о составляющих тарифа. Уверен, такой информации никто не даст», - уверяет один из участников жилищно-коммунального рынка, пожелавший остаться неназванным.

Действительно, раскрывать сведения о структуре тарифа не хочет ни одна из частных компаний, работающая в сфере ЖКХ. Особенно сложно разобраться в структуре тарифов предприятий коммунальной теплоэнергетики - квадратный метр как единица измерения тепла помогает запутать расчеты. Проще было бы измерять потребленную тепловую энергию в гигакалориях, для чего нужно лишь установить счетчики на каждый жилой дом. Но власти и коммунальщики неохотно идут навстречу жителям, желающим установить счетчик.

Еще в 2004 г. Иван Плачков, бывший гендиректор ОАО «Киевэнерго» (которое сейчас фактически управляется компанией Рината Ахметова), обещал, что в ближайшие три года компания обеспечит счетчиками тепла все дома столицы. Соответствующая программа финансировалась за счет 3% надбавки к тарифам и части кредита Всемирного банка, который осваивала компания «Киевэнерго». Но по состоянию на начало 2011 г. в Киеве было обеспечено теплосчетчиками не более 20% домов. Киевское отделение Антимонопольного комитета даже оштрафовало ОАО «Киевэнерго» на 12 тыс. грн за злоупотребление монопольным положением. «Установлено, что компания длительное время не принимала приборы учета тепловой энергии в жилищном фонде Деснянского района Киева на коммерческий учет. В этой связи не проводились расчеты за поставки тепловой энергии на основе показаний счетчиков», - сообщало АМКУ. Компания признала нарушения и пообещала оплатить штраф в госбюджет.

«ТЭЦ-5 и ТЭЦ-6 «Киевэнерго» сжигают газ, производя одновременно электрическую и тепловую энергию. Когда я возглавлял компанию, мы отчитывались следующим образом: 12% потребленного газа ушло на выработку электроэнергии, а 88% на выработку тепловой. Но сейчас, насколько мне известно, это соотношение изменили. Понимаете, почему? Газ для производства тепловой энергии стоит 1100 грн за тысячу кубов, а для выработки электрической энергии – 2 200 грн, то есть вдвое дороже. А потребляется один и тот же газ! Но если отчитаться, что было потреблено больше дорогого газа, а меньше дешевого - это дает тебе огромные доходы. Все равно потребители за это заплатят», - объяснял ранее Плачков «Украинской правде».

Законом, который был принят, предусмотрено, что те частные компании, которые возьмут в аренду или концессию объекты ТЭК, должны вложить в сети какие-то деньги, то есть провести реконструкцию объектов. Конечно, инвестор потом захочет покрыть эти расходы, а сделать это можно только за счет экономии или поднятия тарифа хотя бы до уровня рентабельности. Другого источника покрытия в коммунальном хозяйстве нет. Однако, как показывает опыт, повышать тарифы власть (местная или государственная) не хочет, потому что тогда ее рейтинг стремительно падает. Однако, в случае концессии платить все же придется больше. Или каждому домохозяйству отдельно, или бюджету общины.

Однако такое управление не на пользу ни украинцам, ни государству (городским властям), которому после таких «хозяев» остаются одни проблемы. Но власти об этом не думает. Даже рядовому украинцу понятно, что законопроект № 8705 не преследует цель хотя бы начать решать наболевшие проблемы. Его принятие, как и принятие еще ряда подобных документов, будет означать как бы передел сфер влияния, укрепление существующих финансово-промышленных групп и скрытую форму приватизации угольных шахт и ТЭЦ. Однако, даже с учетом всех существующих острых углов концессии, отечественное ЖКХ без нее ожидает коллапс, причем уже в ближайшие несколько лет.

Светлана Рябова, специально для ИА «Украина Коммунальная».

Молодым мамам очень удобно прогуливаться с ребенком, когда он в коляске. Поэтому, Вашему вниманию представлены прогулочные коляски. Более детально ознакомиться с разнообразием ассортимента можно на сайте kids.akb.ua. Заходите и делайте выбор.

 
Комментарии (0)