ГлавнаяВыбор редакцииАльтернативная энергетикаКоррупционные законодательные инициативы: много денег не бывает

Коррупционные законодательные инициативы: много денег не бывает

Широкое поле для злоупотреблений В этом году по тендерным закупкам государство распределяет 322 млрд грн. «Вы только вдумайтесь! 322 не миллиона, не тысячи, а миллиарда, которые, фактически, расходятся в темную, между собой. Коррупция на тендерах составляет 30-50% от суммы закупки. Вот и п

Широкое поле для злоупотреблений

В этом году по тендерным закупкам государство распределяет 322 млрд грн.

«Вы только вдумайтесь! 322 не миллиона, не тысячи, а миллиарда, которые, фактически, расходятся в темную, между собой. Коррупция на тендерах составляет 30-50% от суммы закупки. Вот и подсчитайте, сколько из этих 322 млрд осядет в чьих-то карманах», - заявил не так давно народный депутат от НУ-НС Николай Катеринчук.

За последние полгода парламент принимает законы, которые иначе как для отмывания денег не годятся. Так, 17 мая Верховная Рада Украины приняла в целом Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам государственных закупок». Он предлагал закрыть практически всю информацию о тендерах по госзакупкам. Обнародоваться должна была только общая информация, в то время как узнать о результатах конкурса, о том, какие товары и по какой цене были приобретены, станет невозможным. То есть если тендеры будут проводиться в пользу приближенных компаний, то проигравшие участники даже не смогут обжаловать решения комиссии в суде. При этом, согласно Закону, процедура «закупки у одного участника» не предполагает разрешения у Минэкономразвития.

К тому же, госорганы смогут проводить закупки без тендера на основании того, что «возникли особые или социальные обстоятельства», а деньги государственных предприятий вообще выводятся из-под действия закона.

В.Янукович в итоге Закон ветировал и внес в него восемь поправок. Шесть из них были предложены ранее общественными организациями, а две другие самим В.Януковичем.

Одна из лазеек — туманное определение предприятия, имеющего государственную поддержку. Это позволило бы чиновникам на свой вкус определять предприятия с господдержкой и по своему собственному разумению определять победителя тендера. Вторая — чересчур широкие возможности для закупок у одного участника якобы в случаях возникновения особенных социальных или экономических обстоятельств.

Таких обстоятельств можно придумать множество. Например, сегодня таковым стал чемпионат по футболу Евро-2012, который пройдет в Польше и на Украине.

В июле прошлого года Верховная Рада отменила тендеры на все закупки, связанные с Евро-2012. Реконструкция стадионов и аэропортов в Киеве, Львове и Харькове, ремонт дорог, подготовка гостиниц и обучение персонала — все эти работы проходят без тендера. Эксперты сравнивают киевский стадион, реконструкция которого еще не завершена, но уже обошлась в 290 млн евро, и превосходящий его по оснащению мюнхенский — его перестройка в 2004 году стоила 242 млн евро.

В конце июля Президент Украины Виктор Янукович все таки подписал доработанный закон «О внесении изменений к некоторым законодательным актам Украины по вопросам государственных закупок», принятый Верховной радой 8 июля.

Чисто украинская закупка

Однако, пожалуй, самый скандальный законопроект был зарегистрирован в Верховной Раде в апреле текущего года. Этот законопроект, который после скандалов и публикаций был снять с рассмотрения, может претендовать на звание чуть ли не самой изысканной «схемы» последнего времени. Так Кабмин предлагал на рассмотрение Верховной Рады закон о таможенных льготах для УЕФА при ввозе в Украину длинного перечня товаров. Документ разработан Нацагентством по подготовке Евро-2012. Документ очень короткий и состоит всего из нескольких пунктов.

«Утвердить перечень предметов по кодам согласно Украинской классификации товаров внешнеэкономической деятельности, освобождаются от уплаты пошлины при ввозе в 1 сентября 2012 УЕФА, лицами, назначенными УЕФА, или участниками чемпионата (кроме сборной Украины) на таможенную территорию Украины в таможенном режиме импорта, согласно приложению », - отмечено в документе. Порядок и объемы завоза указанной продукции должен определять сам Кабмин.

В пояснительной записке приведены убедительные аргументы: что принятие закона целиком и полностью призвано обеспечить в Украине такой знакового события, как Евро-2012, а разработали его в соответствии с пунктом 3 Заключительных положений Закона Украины от 29 июня 2010 года № 2372-VI «О внесении изменений в некоторые законы Украины в связи с организацией и проведением финальной части чемпионата Европы 2012 года по футболу в Украине».

Далее чиновники объясняют, что, согласно 11 статье закона «Об организации и проведении финальной части чемпионата Европы 2012 года по футболу в Украине» (в редакции Закона Украины от 05.06.09 № 1474-VI), применяется особый порядок налогообложения ввозной пошлиной и взимания налога на добавленную стоимость при ввозе в таможенном режиме импорта (реимпорта) предметов, предназначенных для подготовки и проведения чемпионата.

Однако, возникает вопрос, кто будет уполномочивать фирмы ввозить в Украину продукцию? 

Если бы беспошлинно можно было ввозить несколько десятков позиций, то на данный проект и внимания не стоило бы обращать. Действительно, зачем мучить бедных представителей УЕФА нашими таможенными и налоговыми нюансами? Пусть завезут пару носков без пошлины. Однако, если открыть перечень этих же товаров, то можно увидеть, что в приложении к законопроекту на трех страницах выписаны более 1 500 кодов согласно Украинской классификации товаров внешнеэкономической деятельности. Если взять в руки эту самую классификацию, то увидим, что под каждым кодом проходит в среднем 3-5 конкретных наименований товаров. Таким образом, под таможенные льготы для УЕФА подпадают почти 10 тысяч различных позиций. Некоторые товарные позиции вообще трудно связать с организацией чемпионата, зато очень легко ассоциировать с конкретными отечественными бизнесменами и их потребностями.

Первой идет продуктовая группа товаров, где среди полного многообразия блюд встречаем мясо лошадей, ослов, мулов или лошадей, китов, тюленей. Привычная для нас свинина и говядина УЕФА также интересна. Более того, даже сало ввозить в Украину до 1 сентября 2012 года люди смогут без всяких пошлин. Также в перечне рыба свежая и мороженая, лосось и красная икра.

В перечень товаров для льготного ввоза под Евро попали даже изделия искусства, картины и антиквариат. Оказывается, качественно провести Евро-2012 нельзя и без по дешевке завезенного сахара и сопутствующих товаров. Сюда же включили и все ингредиенты для выработки шоколада, начиная с зерен какао. Включили в перечень всяческие муки и другие необходимые для производства сладостей ингредиенты. Если с продуктами питания еще можно что-то объяснять, то сырье для химической промышленности не лезет ни в какие рамки.

В перечень законопроекта попала сера, графит, песок, кварц, каолин, глина, мел, фосфаты, известь, цемент, асбест, слюда, фтор, хлор, бром, йод, малоземельные металлы, аммиак, каустическая сода и другое. Подобные перечни можно продолжать до бесконечности: углеводороды для использования в качестве топлива, этилен, метиловые спирты, весь спектр кислот и красителей. Очевидно, никак не провести Евро-2012 и без других «необходимых» вещей.


«Впервые проект появился еще два года назад. Но его «забраковал» налоговый комитет, когда я еще был его председателем. Мы тогда выписали другие формулировки относительно УЕФА. Прямо в профильном законе мы еще и коды записали. Теперь их расширяют, возникают определенные искушения. Все это открывает границы Украины и поле для коррупции», - отмечает первый заместитель главы Комитета Верховной Рады Украины по вопросам финансов, банковской деяльности, налоговой и таможенной политики Сергей Терехин.

Вспомним еще одну эпохальную инициативу власти. В мае парламент принял в целом два закона, которые предусматривают списание долгов предприятий топливно-энергетического комплекса перед госбюджетом, образовавшихся в 1997–2010 годах, на сумму более 24 млрд грн. При этом народные избранники забыли упразднить задолженность потребителей перед облгазами и облэнерго. Таким образом, частные компании по сути погасили свои долги за счет налогоплательщиков и в то же время оставили за собой право выбивать долги потребителей.

На фоне таких законодательных инициатив правительство пытается убедить малый и средний бизнес в том, что именно их нежелание отдать последнюю рубаху не позволяет вовремя и в полном объеме выплачивать зарплаты бюджетникам. На самом же деле вся суета с налоговой реформой, дерегуляцией бизнеса и борьбой с коррупцией пока, увы, остается лишь информационным шумом.

Олег Гриник, специально для ИА «Украина Коммунальная».

Как можно сбросить лишний вес? Отличным решением послужит занятия спортом. Однако имеется и другой способ. Вашему вниманию предлагается купить шоколад слим. Более детально ознакомиться с оформлением заказа данного препарата можно на сайте opttorgorbita.ru.

 
Комментарии (0)