ИНФОГРАФИКА:
Опалювальний сезон у Євросоюзі
Як Україна пройшла найважчий в історії опалювальний сезон
Яка мінімальна температура у приміщеннях у країнах Європи
Роз'яснення, як оплачувати комуналку під час війни
Что делать, если дома холодные батареи
Состояние инфраструктуры «Укрзализныци»
Перечень льгот на ЖКУ, предусмотренных для участников боевых действий
Какие нормативы используются при расчете субсидии
Как рассчитывается жилищная субсидия и кому предназначается
Сколько лет должно служить дом, лифт или самолет
Производство электроэнергии из ВИЭ
Коррупционные законодательные инициативы: много денег не бывает
Скасовано обмеження на виплати виробникам електроенергії з ВДЕ
Українська ГТС дає виробникам біометану доступ до клієнтів
Украина получит более 420 млн евро от Дании на восстановление и энергетику
Широкое поле для злоупотреблений
В этом году по тендерным закупкам государство распределяет 322 млрд грн.
«Вы только вдумайтесь! 322 не миллиона, не тысячи, а миллиарда, которые, фактически, расходятся в темную, между собой. Коррупция на тендерах составляет 30-50% от суммы закупки. Вот и подсчитайте, сколько из этих 322 млрд осядет в чьих-то карманах», - заявил не так давно народный депутат от НУ-НС Николай Катеринчук.
За последние полгода парламент принимает законы, которые иначе как для отмывания денег не годятся. Так, 17 мая Верховная Рада Украины приняла в целом Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам государственных закупок». Он предлагал закрыть практически всю информацию о тендерах по госзакупкам. Обнародоваться должна была только общая информация, в то время как узнать о результатах конкурса, о том, какие товары и по какой цене были приобретены, станет невозможным. То есть если тендеры будут проводиться в пользу приближенных компаний, то проигравшие участники даже не смогут обжаловать решения комиссии в суде. При этом, согласно Закону, процедура «закупки у одного участника» не предполагает разрешения у Минэкономразвития.
К тому же, госорганы смогут проводить закупки без тендера на основании того, что «возникли особые или социальные обстоятельства», а деньги государственных предприятий вообще выводятся из-под действия закона.
В.Янукович в итоге Закон ветировал и внес в него восемь поправок. Шесть из них были предложены ранее общественными организациями, а две другие самим В.Януковичем.
Одна из лазеек — туманное определение предприятия, имеющего государственную поддержку. Это позволило бы чиновникам на свой вкус определять предприятия с господдержкой и по своему собственному разумению определять победителя тендера. Вторая — чересчур широкие возможности для закупок у одного участника якобы в случаях возникновения особенных социальных или экономических обстоятельств.
Таких обстоятельств можно придумать множество. Например, сегодня таковым стал чемпионат по футболу Евро-2012, который пройдет в Польше и на Украине.
В июле прошлого года Верховная Рада отменила тендеры на все закупки, связанные с Евро-2012. Реконструкция стадионов и аэропортов в Киеве, Львове и Харькове, ремонт дорог, подготовка гостиниц и обучение персонала — все эти работы проходят без тендера. Эксперты сравнивают киевский стадион, реконструкция которого еще не завершена, но уже обошлась в 290 млн евро, и превосходящий его по оснащению мюнхенский — его перестройка в 2004 году стоила 242 млн евро.
В конце июля Президент Украины Виктор Янукович все таки подписал доработанный закон «О внесении изменений к некоторым законодательным актам Украины по вопросам государственных закупок», принятый Верховной радой 8 июля.
Чисто украинская закупка
Однако, пожалуй, самый скандальный законопроект был зарегистрирован в Верховной Раде в апреле текущего года. Этот законопроект, который после скандалов и публикаций был снять с рассмотрения, может претендовать на звание чуть ли не самой изысканной «схемы» последнего времени. Так Кабмин предлагал на рассмотрение Верховной Рады закон о таможенных льготах для УЕФА при ввозе в Украину длинного перечня товаров. Документ разработан Нацагентством по подготовке Евро-2012. Документ очень короткий и состоит всего из нескольких пунктов.
«Утвердить перечень предметов по кодам согласно Украинской классификации товаров внешнеэкономической деятельности, освобождаются от уплаты пошлины при ввозе в 1 сентября 2012 УЕФА, лицами, назначенными УЕФА, или участниками чемпионата (кроме сборной Украины) на таможенную территорию Украины в таможенном режиме импорта, согласно приложению », - отмечено в документе. Порядок и объемы завоза указанной продукции должен определять сам Кабмин.
В пояснительной записке приведены убедительные аргументы: что принятие закона целиком и полностью призвано обеспечить в Украине такой знакового события, как Евро-2012, а разработали его в соответствии с пунктом 3 Заключительных положений Закона Украины от 29 июня 2010 года № 2372-VI «О внесении изменений в некоторые законы Украины в связи с организацией и проведением финальной части чемпионата Европы 2012 года по футболу в Украине».
Далее чиновники объясняют, что, согласно 11 статье закона «Об организации и проведении финальной части чемпионата Европы 2012 года по футболу в Украине» (в редакции Закона Украины от 05.06.09 № 1474-VI), применяется особый порядок налогообложения ввозной пошлиной и взимания налога на добавленную стоимость при ввозе в таможенном режиме импорта (реимпорта) предметов, предназначенных для подготовки и проведения чемпионата.
Однако, возникает вопрос, кто будет уполномочивать фирмы ввозить в Украину продукцию?
Если бы беспошлинно можно было ввозить несколько десятков позиций, то на данный проект и внимания не стоило бы обращать. Действительно, зачем мучить бедных представителей УЕФА нашими таможенными и налоговыми нюансами? Пусть завезут пару носков без пошлины. Однако, если открыть перечень этих же товаров, то можно увидеть, что в приложении к законопроекту на трех страницах выписаны более 1 500 кодов согласно Украинской классификации товаров внешнеэкономической деятельности. Если взять в руки эту самую классификацию, то увидим, что под каждым кодом проходит в среднем 3-5 конкретных наименований товаров. Таким образом, под таможенные льготы для УЕФА подпадают почти 10 тысяч различных позиций. Некоторые товарные позиции вообще трудно связать с организацией чемпионата, зато очень легко ассоциировать с конкретными отечественными бизнесменами и их потребностями.
Первой идет продуктовая группа товаров, где среди полного многообразия блюд встречаем мясо лошадей, ослов, мулов или лошадей, китов, тюленей. Привычная для нас свинина и говядина УЕФА также интересна. Более того, даже сало ввозить в Украину до 1 сентября 2012 года люди смогут без всяких пошлин. Также в перечне рыба свежая и мороженая, лосось и красная икра.
В перечень товаров для льготного ввоза под Евро попали даже изделия искусства, картины и антиквариат. Оказывается, качественно провести Евро-2012 нельзя и без по дешевке завезенного сахара и сопутствующих товаров. Сюда же включили и все ингредиенты для выработки шоколада, начиная с зерен какао. Включили в перечень всяческие муки и другие необходимые для производства сладостей ингредиенты. Если с продуктами питания еще можно что-то объяснять, то сырье для химической промышленности не лезет ни в какие рамки.
В перечень законопроекта попала сера, графит, песок, кварц, каолин, глина, мел, фосфаты, известь, цемент, асбест, слюда, фтор, хлор, бром, йод, малоземельные металлы, аммиак, каустическая сода и другое. Подобные перечни можно продолжать до бесконечности: углеводороды для использования в качестве топлива, этилен, метиловые спирты, весь спектр кислот и красителей. Очевидно, никак не провести Евро-2012 и без других «необходимых» вещей.
«Впервые проект появился еще два года назад. Но его «забраковал» налоговый комитет, когда я еще был его председателем. Мы тогда выписали другие формулировки относительно УЕФА. Прямо в профильном законе мы еще и коды записали. Теперь их расширяют, возникают определенные искушения. Все это открывает границы Украины и поле для коррупции», - отмечает первый заместитель главы Комитета Верховной Рады Украины по вопросам финансов, банковской деяльности, налоговой и таможенной политики Сергей Терехин.
Вспомним еще одну эпохальную инициативу власти. В мае парламент принял в целом два закона, которые предусматривают списание долгов предприятий топливно-энергетического комплекса перед госбюджетом, образовавшихся в 1997–2010 годах, на сумму более 24 млрд грн. При этом народные избранники забыли упразднить задолженность потребителей перед облгазами и облэнерго. Таким образом, частные компании по сути погасили свои долги за счет налогоплательщиков и в то же время оставили за собой право выбивать долги потребителей.
На фоне таких законодательных инициатив правительство пытается убедить малый и средний бизнес в том, что именно их нежелание отдать последнюю рубаху не позволяет вовремя и в полном объеме выплачивать зарплаты бюджетникам. На самом же деле вся суета с налоговой реформой, дерегуляцией бизнеса и борьбой с коррупцией пока, увы, остается лишь информационным шумом.
Олег Гриник, специально для ИА «Украина Коммунальная».
Как можно сбросить лишний вес? Отличным решением послужит занятия спортом. Однако имеется и другой способ. Вашему вниманию предлагается купить шоколад слим. Более детально ознакомиться с оформлением заказа данного препарата можно на сайте opttorgorbita.ru.