ГлавнаяПубликацииФинансирование ЖКХ«Мыльные пузыри» столичных инвестиций

«Мыльные пузыри» столичных инвестиций

Суммарная стоимость якорных проектов составит порядка 30 млрд грн. Впрочем, для их успешной реализации властям придется поднять тарифы на проезд и услуги ЖКХ, а также снести около 200 жилых домов

В столице планируется реализовать масштабные инвестиционные проекты по развитию транспортной инфраструктуры, строительству бизнес-центров, созданию новых районов, а также предполагается провести масштабную реконструкцию водоснабжающих сетей города. Суммарная стоимость якорных проектов составит порядка 30 млрд грн. Впрочем, для их успешной реализации властям придется поднять тарифы на проезд и услуги ЖКХ, а также снести около 200 жилых домов.

Глава Киевского городской госадминистрации (КГГА) Александр Попов 29 марта во время проведения І Киевского инвестиционного форума заявил о том, что нашел источники финансирования крупнейших инвестиционных проектов, которые будут также способствовать реализации Стратегии развития Киева до 2025 года. По словам градоначальника, партнеры для реализации ключевых инвестиций уже найдены. «Это свидетельствует о том, что мы готовы принимать инвестиции, а инвестор готов вкладывать в экономику Киева», - сообщил он. В частности, речь идет о 150 проектах, которые планируется реализовать в период 2012-2017 годов.

КГГА бросает якорь

В текущем году рассчитывают начать реализацию ключевых или, как называют их в КГГА, якорных проектов на общую сумму 30 млрд грн. Для этого господин Попов подписал шесть меморандумов о сотрудничестве и намерениях, четыре из которых – с Госагентством по инвестициям и управлению национальными проектами. Согласно документам, планируется построить новый международный деловой район «Киев-Сити», городскую кольцевую автомобильную дорогу вокруг Киева, реализовать в столице проект «Чистый город». Для этого киевским властям придется привлечь 21 млрд грн.

Читайте также: Киев в ожидании масштабных перемен

Крупнейшим среди якорных проектов станет создание в Киеве инновационного парка «BIONIC Hill», который планируется построить в Святошинском районе на участке площадью 147 га. На его территории, которая по площади равносильна нескольким жилым кварталам, будут размещаться торговые и бизнес-центры, научный центр и университет, высокотехнологическая производственная зона, школы, детские сады, жилье, спортивно-оздоровительный комплекс. Для создания этого «государства в государстве» потребуется приблизительно 8 млрд грн.  Для сравнения, в 2012 году, например, на развитие и обслуживание ЖКХ города планируется направить всего 703,3 млн грн. Чтобы привлечь многомиллиардное финансирование, глава КГГА подписал меморандум о сотрудничестве с ООО «Юкрейниан Девелопмент Партнерс» (Ukrainian Development Partners). Эта инвестиционно-девелоперская компания выступала застройщиком столичного жилого квартала премиум-класса «Новопечерские липки». В 2006 году UDP стала управляющей компанией для консолидации активов и операций «Киевской инвестиционной группы», связанных с недвижимостью. Генеральным директором группы является член фракции «Общественный актив Киева», депутат Киевсовета Валерий Кодецкий, которого отечественные СМИ связывают с известным «коммунальным магнатом», экс-владельцем «Запорожстали» Василием Хмельницким.

Центробежная сила бизнеса

Помимо того, что депутаты Киевсовета возьмутся за переустройство Святошинского района, другие районы столицы также не останется в стороне. В частности, для строительства в 2014 году «города будущего» – делового центра «Киев-Сити» –рассматривается 5 участков площадью от 100 до 240 га, в районах Осокорки-Северные, Одесской площади, Нижней Телички, озера Вырлица, Днепровской набережной. Проект предусматривает привлечение иностранного капитала в размере 1-2 млрд долларов. По словам главного архитектора Киева Сергея Целовальника, наиболее удачной площадкой для такого общественного центра являются Осокорки-Северные. Чиновник объясняет это тем, что построить «Киев-Сити» можно будет вместо 200 жилых домов: «По поводу этих домов еще нужно уточнить, но они находятся ниже уровня подтопления, поэтому их судьба и так предрешена». Вопрос о том, как вместо жилых домов в зоне разлива Днепра будет размещаться целый деловой район, да еще и международного уровня, пока остается открытым.

Водянистые перспективы

Наиболее интересными для «У.К.» являются инициативы города по строительству пунктов разлива питьевой воды, оборудованных блочными водоочистными установками малой продуктивности, а также проекты по реконструкции систем водоснабжения с применением возобновляемых источников энергии. Суммарная стоимость этих проектов составит порядка 4 млн долларов.

Читайте также: История всеукраинского обмана

Вместе с тем, если необходимые инвестиции в развитие коммерческой недвижимости вполне реальны (особенно, учитывая заинтересованность власть имущих), то как город собирается привлекать инвесторов в жилищно-коммунальный сектор, пока не ясно. Дело в том, что для коммунальных предприятий в отрасли водоснабжения единственным источником возврата вложенных средств являются платежи потребителей за предоставленные услуги. Сейчас тарифы на услуги водоснабжения и водоотвода в Киеве не являются экономически обоснованными. Как сообщала ранее «У.К.», заместитель генерального директора ПАО «Киевводоканала» по юридическим вопросам и инвестициями Вита Струкова сообщала, что с 2008 года, когда в последний раз существенно повышались тарифы на услуги предприятия, стоимость абсолютно всех его составляющих выросла от 30% до 200%. «Сегодня тариф на водоснабжение и водоотвод, утвержденный для нас регулятором, увеличился всего на 6% или на 18 копеек – до 3,18 грн за кубический метр. При этом регулятор не установил для нас структуру тарифа, корректировка касалась только энергетической составляющей. При этом тарифы для населения покрывают затраты на 66%, но с учетом того, что потребители рассчитываются с нами на 55%, процент покрытия фактических затрат снижается до 55%», - сообщила госпожа Струкова.

Утром – деньги, вечером – блага

Аналогичная ситуация и с реализацией проекта по строительству четвертой линии метрополитена на Троещину, стоимость которого предварительно оценена в 11,2 млрд грн. В КГГА уверены, что проект позволит решить транспортную проблему для 500 тыс. жителей левобережных районов Киева. Вместе с тем Александр Попов уже заявил о необходимости повышения стоимости проезда в метро до 2,5 грн. А по оценкам экспертов, для того, чтобы вывести проект по строительству новой линии метро на уровень окупаемости в кратчайшие сроки, необходимо увеличить тариф до 4 грн.

И вопрос на самом деле не в том, что нет необходимости строить новые бизнес-центры, открывать ветки метро, повышать тарифы на воду и проезд. Любая услуга должна иметь рыночную стоимость. Вопрос в том, что о реализации этих проектов говорить рано, поскольку до парламентских выборов в октябре 2012 года власти не пойдут на непопулярные меры, главная из которых – приведение тарифов к экономически обоснованному уровню. Поэтому пока с уверенностью можно утверждать лишь то, что результатом первого Киевского инвестиционного форума стал очень яркий и радужный, но мыльный пузырь…

 

Мария Цатурян

 
Комментарии (0)