ИНФОГРАФИКА:
Опалювальний сезон у Євросоюзі
Як Україна пройшла найважчий в історії опалювальний сезон
Яка мінімальна температура у приміщеннях у країнах Європи
Роз'яснення, як оплачувати комуналку під час війни
Что делать, если дома холодные батареи
Состояние инфраструктуры «Укрзализныци»
Перечень льгот на ЖКУ, предусмотренных для участников боевых действий
Какие нормативы используются при расчете субсидии
Как рассчитывается жилищная субсидия и кому предназначается
Сколько лет должно служить дом, лифт или самолет
Производство электроэнергии из ВИЭ
«Мыльные пузыри» столичных инвестиций
Столичное КП выплатило 1,2 млн зарплат несуществующим работникам
Чиновника "Киевавтодора" задержали за растрату
Киев вернулся в список самых дорогих городов мира
В столице планируется реализовать масштабные инвестиционные проекты по развитию транспортной инфраструктуры, строительству бизнес-центров, созданию новых районов, а также предполагается провести масштабную реконструкцию водоснабжающих сетей города. Суммарная стоимость якорных проектов составит порядка 30 млрд грн. Впрочем, для их успешной реализации властям придется поднять тарифы на проезд и услуги ЖКХ, а также снести около 200 жилых домов.
Глава Киевского городской госадминистрации (КГГА) Александр Попов 29 марта во время проведения І Киевского инвестиционного форума заявил о том, что нашел источники финансирования крупнейших инвестиционных проектов, которые будут также способствовать реализации Стратегии развития Киева до 2025 года. По словам градоначальника, партнеры для реализации ключевых инвестиций уже найдены. «Это свидетельствует о том, что мы готовы принимать инвестиции, а инвестор готов вкладывать в экономику Киева», - сообщил он. В частности, речь идет о 150 проектах, которые планируется реализовать в период 2012-2017 годов.
КГГА бросает якорь
В текущем году рассчитывают начать реализацию ключевых или, как называют их в КГГА, якорных проектов на общую сумму 30 млрд грн. Для этого господин Попов подписал шесть меморандумов о сотрудничестве и намерениях, четыре из которых – с Госагентством по инвестициям и управлению национальными проектами. Согласно документам, планируется построить новый международный деловой район «Киев-Сити», городскую кольцевую автомобильную дорогу вокруг Киева, реализовать в столице проект «Чистый город». Для этого киевским властям придется привлечь 21 млрд грн.
Читайте также: Киев в ожидании масштабных перемен
Крупнейшим среди якорных проектов станет создание в Киеве инновационного парка «BIONIC Hill», который планируется построить в Святошинском районе на участке площадью 147 га. На его территории, которая по площади равносильна нескольким жилым кварталам, будут размещаться торговые и бизнес-центры, научный центр и университет, высокотехнологическая производственная зона, школы, детские сады, жилье, спортивно-оздоровительный комплекс. Для создания этого «государства в государстве» потребуется приблизительно 8 млрд грн. Для сравнения, в 2012 году, например, на развитие и обслуживание ЖКХ города планируется направить всего 703,3 млн грн. Чтобы привлечь многомиллиардное финансирование, глава КГГА подписал меморандум о сотрудничестве с ООО «Юкрейниан Девелопмент Партнерс» (Ukrainian Development Partners). Эта инвестиционно-девелоперская компания выступала застройщиком столичного жилого квартала премиум-класса «Новопечерские липки». В 2006 году UDP стала управляющей компанией для консолидации активов и операций «Киевской инвестиционной группы», связанных с недвижимостью. Генеральным директором группы является член фракции «Общественный актив Киева», депутат Киевсовета Валерий Кодецкий, которого отечественные СМИ связывают с известным «коммунальным магнатом», экс-владельцем «Запорожстали» Василием Хмельницким.
Центробежная сила бизнеса
Помимо того, что депутаты Киевсовета возьмутся за переустройство Святошинского района, другие районы столицы также не останется в стороне. В частности, для строительства в 2014 году «города будущего» – делового центра «Киев-Сити» –рассматривается 5 участков площадью от 100 до 240 га, в районах Осокорки-Северные, Одесской площади, Нижней Телички, озера Вырлица, Днепровской набережной. Проект предусматривает привлечение иностранного капитала в размере 1-2 млрд долларов. По словам главного архитектора Киева Сергея Целовальника, наиболее удачной площадкой для такого общественного центра являются Осокорки-Северные. Чиновник объясняет это тем, что построить «Киев-Сити» можно будет вместо 200 жилых домов: «По поводу этих домов еще нужно уточнить, но они находятся ниже уровня подтопления, поэтому их судьба и так предрешена». Вопрос о том, как вместо жилых домов в зоне разлива Днепра будет размещаться целый деловой район, да еще и международного уровня, пока остается открытым.
Водянистые перспективы
Наиболее интересными для «У.К.» являются инициативы города по строительству пунктов разлива питьевой воды, оборудованных блочными водоочистными установками малой продуктивности, а также проекты по реконструкции систем водоснабжения с применением возобновляемых источников энергии. Суммарная стоимость этих проектов составит порядка 4 млн долларов.
Читайте также: История всеукраинского обмана
Вместе с тем, если необходимые инвестиции в развитие коммерческой недвижимости вполне реальны (особенно, учитывая заинтересованность власть имущих), то как город собирается привлекать инвесторов в жилищно-коммунальный сектор, пока не ясно. Дело в том, что для коммунальных предприятий в отрасли водоснабжения единственным источником возврата вложенных средств являются платежи потребителей за предоставленные услуги. Сейчас тарифы на услуги водоснабжения и водоотвода в Киеве не являются экономически обоснованными. Как сообщала ранее «У.К.», заместитель генерального директора ПАО «Киевводоканала» по юридическим вопросам и инвестициями Вита Струкова сообщала, что с 2008 года, когда в последний раз существенно повышались тарифы на услуги предприятия, стоимость абсолютно всех его составляющих выросла от 30% до 200%. «Сегодня тариф на водоснабжение и водоотвод, утвержденный для нас регулятором, увеличился всего на 6% или на 18 копеек – до 3,18 грн за кубический метр. При этом регулятор не установил для нас структуру тарифа, корректировка касалась только энергетической составляющей. При этом тарифы для населения покрывают затраты на 66%, но с учетом того, что потребители рассчитываются с нами на 55%, процент покрытия фактических затрат снижается до 55%», - сообщила госпожа Струкова.
Утром – деньги, вечером – блага
Аналогичная ситуация и с реализацией проекта по строительству четвертой линии метрополитена на Троещину, стоимость которого предварительно оценена в 11,2 млрд грн. В КГГА уверены, что проект позволит решить транспортную проблему для 500 тыс. жителей левобережных районов Киева. Вместе с тем Александр Попов уже заявил о необходимости повышения стоимости проезда в метро до 2,5 грн. А по оценкам экспертов, для того, чтобы вывести проект по строительству новой линии метро на уровень окупаемости в кратчайшие сроки, необходимо увеличить тариф до 4 грн.
И вопрос на самом деле не в том, что нет необходимости строить новые бизнес-центры, открывать ветки метро, повышать тарифы на воду и проезд. Любая услуга должна иметь рыночную стоимость. Вопрос в том, что о реализации этих проектов говорить рано, поскольку до парламентских выборов в октябре 2012 года власти не пойдут на непопулярные меры, главная из которых – приведение тарифов к экономически обоснованному уровню. Поэтому пока с уверенностью можно утверждать лишь то, что результатом первого Киевского инвестиционного форума стал очень яркий и радужный, но мыльный пузырь…
Мария Цатурян