ГлавнаяВыбор редакцииТарифы ЖКХСверхзадача с Банковой: изобретет ли Азаров «тарифный велосипед»?

Сверхзадача с Банковой: изобретет ли Азаров «тарифный велосипед»?

Самое страшное, что может сделать Президент и правительство - это заняться выравниванием тарифов на тепло, газ и воду, не решив насущные проблемы предприятий отрасли.

Сегодня на заседании правительства, на котором ожидается и Виктор Янукович, будет рассмотрен этот вопрос и, что очевидно, найдутся виновные. Однако сможет ли власть и эксперты решить этот вопрос, или нет - ответ уже есть в истории нашего ЖКХ.

Как возник «тарифный» вопрос?

Еще в конце 80-х годов государство оказывало ЖКУ населению практически бесплатно, граждане оплачивали лишь 2% стоимости фактически потребленных услуг. После развала СССР стало очевидным, что в условиях перехода к рыночной экономике, государство больше не могло себе позволить содержание всего жилищно-хозяйственного комплекса, особенно при резком подорожании энергоносителей в начале 90-х годов. Именно поэтому пришли к решению одной из самых актуальных задач того периода - проведение реформы тарифной политики в отрасли и «подтягивание» тарифов к рыночному уровню.

Приведем статистику: впервые ЖКУ подорожали уже в конце декабря 1991 г. Впрочем, это не стало единичным случаем – в дальнейшем последовали еще четыре этапа повышения тарифов, вплоть до 1994 г. Однако все они были обусловлены, прежде всего, высокими темпами инфляции, имевшей место в то время. Невиданный до сих пор рост цен на товары и услуги повлек за собой и подорожание ЖКУ.

Однако, даже при таких темпах повышения стоимости услуг, доля, которую платило население, все еще оставалась мизерной. Это заставляло государство продолжать выплачивать дотации предприятиям жилищно-коммунального сектора экономики. Так, государственная финансовая помощь ЖКХ составила в 1994 г. около 8% всех бюджетных расходов. В то же время, потребители оплачивали лишь 4% от реальной стоимости ЖКУ.

Впервые «реформированием» тарифов занялись в начале 1994 г., когда началась реализация программы реформирования ЖКХ страны, в рамках которой, в частности, предусматривалось поэтапное введение полной оплаты жилищно коммунальных услуг семьями с достаточными доходами. Это делалось с целью постепенного переноса основного финансового бремя покрытия расходов жилищно-коммунального сектора с государства на потребителей этих услуг. Первым этапом реализации программы было достижение 60% процентного уровня возмещения затрат. С этой целью в 1995 г. тарифы повышались несколько раз. Так, например, в Киеве фактически с января 1995 г. по февраль 1996 г., тарифы на жилищно-коммунальные услуги выросли в 30 раз. В частности, на водоснабжение - в 27 раз, на горячую воду - в 21,5 раз, на центральное отопление - в 20,5 раз. По данным статистики, если в начале 1995 г. в среднем по Украине население возмещало 6-8% реальной стоимости услуг, то в начале 1996 г. величина возмещения составила уже 60%.

Постепенно, в течение года, планка возмещения расходов повышалась. Так, в частности, в течение 1996 г. почти вдвое подорожала квартплата, почти в два раза были повышены тарифы на коммунальные услуги.

Тем не менее, общая сумма задолженности населения к концу 1997 г. достигла 3,4 млрд. грн. Доля долга местных бюджетов за назначенные субсидии в общей сумме задолженности составила 15%, а остальные 85% - была долгом
населения. В 1997 г. средний уровень оплаты населения составил 75%, а местных бюджетов по субсидиям - 63% от начисленных сумм.

Как видим: вопрос долгов населения, механизма расчетов и т.п. за 15 лет никто не решил. Сама же отрасль ЖКХ убыточна и не привлекательна для частного инвестора.

Одновременно, сейчас уже сложно вспомнить кому, в голову пришло решение, которое поддержал тогдашний Президент Леонид Кучма. В период 1995-1999 гг состоялась почти полная передача государственных объектов ЖКХ в коммунальную собственность территориальных общин. Исполнительным органам местного самоуправления были делегированы установление тарифов на коммунальные услуги предприятий коммунальной собственности. Также была разработана инструкция по планированию расходов, которые предприятия коммунальной отрасли всех форм собственности могут включать в полном объеме в себестоимость реализованных услуг при расчете тарифов.

И кто в этом «виноват»?

Тарифы росли, долги накапливались, но в течение длительного времени, по крайней мере, до 1999 г. (когда в октябре Л. Кучма подписал указ об реформы ЖКХ), эта сфера оставалась, фактически, вне внимания государственной власти.
Статистика подсказывает, что с 2001 г. в течение трех лет органами местной власти повышались в целом тарифы на коммунальные услуги для населения на 18%, на содержание жилья - на 7,6%. При этом реальная средняя заработная плата в 2003 г., по сравнению с 2000 годом, выросла в два раза. То есть, был реальный и существенный рост доходов населения, а также роста ВВП, но местные власти, увы, этим шансом не воспользовались. Не отличался активностью в тарифном вопросе и сам Янукович. Со второй половины 1996 года он был назначен первым заместителем председателя Донецкой облгосадминистрации. С мая 1997 по ноябрь 2002-го он занимал должность губернатора Донецкого региона и по совместительству - был три года председателем облсовета.

В ноябре 2002 года Леонид Кучма назначил Виктора Януковича на должность Премьер-министра Украины. Более двух лет он был на этом посту - нынешней должности Николая Азарова - но ничего конкретного сам не сделал. Конечно, отсутствовала единая методика планирования, учета и калькуляции себестоимости жилищно-коммунальных услуг в отрасли. Как следствие, в регионах, в начале 2000-х годов, образовалась значительная разница в размерах тарифов на услуги ЖКХ, которые разнились между собой в 2 и более раз.

Как и сегодня, безусловно, тогда имели место многочисленные нарушения порядка формирования тарифов. Только в 2002 г. (именно тогда Янукович пришел к власти) ревизионными и правоохранительными органами было выявлено почти 2 тыс. случаев грубых нарушений порядка формирования тарифов на коммунальные услуги во всех областях Украины. Поэтому населению возвращали средства, руководителей коммунальных предприятий привлекали к ответственности. Как и сейчас, почти 10 лет назад были многочисленные случаи, когда в состав тарифа включались расходы, напрямую не связанные с предоставлением коммунальных услуг. Распространялась и практика переложение неплатежей за коммунальные услуги по завышенным тарифам с населения на «плечи» промышленных предприятий.

Следует отметить, что в 2001-2002 гг власти пытались навести порядок в тарифном вопросе. Так, был утвержден порядок формирования тарифов на услуги централизованного водоснабжения и водоотвода, введены в действие методические рекомендации по планированию, учету и калькуляции себестоимости услуг на предприятиях и организациях ЖКХ и т.д. За последние годы относительно тарифов было принято несколько документов. Однако, это существенно не помогло приблизить «платежки» по ЖКУ жителей Львова и Донецка к примерно одинаковым цифрам. На местах отсутствует единый подход к формированию тарифов, а различия в их величине по регионам просто-таки невозможно понять.

И, хотя это отдельный вопрос, но следует отметить, что сейчас власть не может даже уравнять тарифы на газ для тех, кто пользуется централизованным и автономным теплоснабжением.

Самое страшное, что может сделать Президент и правительство - это заняться выравниванием тарифов на тепло, газ и воду, не решив насущные проблемы предприятий отрасли.

Создание единого и понятного алгоритма расчета тарифов в ЖКХ, внедрение экономически обоснованных и прозрачных тарифов на ЖКУ, стимулирование населения погашать долги прошлых лет и своевременно оплачивать ЖКУ, необходимо делать безотлагательно. А вот как это делать и, вообще, будут ли это делать Азаров и первый вице-премьер-министр - министр экономического развития и торговли Украины Андрей Клюев вместе с профильным министерством, Национальной комиссией регулирования электроэнергетики и другими ведомствами - скоро узнаем.

Файдер Максим специально для ИА «Украина Коммунальная».

Для любителей активного образа жизни предлагаются велосипеды. Также это один из видов занятия спортом, который поможет поддерживать организм в здоровом тонусе. Своего рода – совмещение приятного с полезным. Более детально ознакомиться с разнообразием ассортимента продукции можно на сайте lastar.ru.

 
Комментарии (0)