ГлавнаяИнтервьюТарифы ЖКХНаталья Королевская: «Говорить о частных инвестициях в ЖКХ пока не приходится»

Наталья Королевская: «Говорить о частных инвестициях в ЖКХ пока не приходится»

сегодня Закон полностью не работает. Для повышения эффективности его работы при Комитете работает рабочая группа, которая сегодня готовит поправки в Закон

Наталья, Вы инициировали принятие Закона Украины № 2404-VI «О государственно-частном партнерстве», которым определены организационно-правовые основы взаимодействия государственных партнеров с частными партнерами и основные принципы партнерства на договорной основе. По Вашему мнению, работают механизмы, предусмотренные настоящим Законом «вне стен» Парламента? Возможно, время еще не пришло? Возможно, рынки изучаются? А может, государство не готово делиться «своими лакомыми кусками»?

Нет, сегодня Закон полностью не работает. Для повышения эффективности его работы при Комитете работает рабочая группа, которая сегодня готовит поправки в Закон. Мы получили оценки и рекомендации со стороны представителей зарубежных организаций, анализируем и вносим в проект поправки в закон. Пока могу сказать, что иностранные инвесторы крайне позитивно оценивают механизм государственно-частного партнерства (ГЧП), принятый в нашей стране. Однако подчеркну, что привлечь инвесторов одним законом невозможно. Для этого в Украине должен быть сформирован благоприятный инвестиционный климат. Пока мы видим ухудшение позиций Украины в международных рейтингах, в частности ДБ, где мы занимаем 153 место. При таких показателях говорить об инвестициях в ЖКХ даже при самом прогрессивном механизме доступа к инфраструктуре не приходится.

В какие формы государственно-частного партнерства может «вписаться» жилищно-коммунальная отрасль? Сегодня усиленно популяризируется такая форма как концессия (в частности, со стороны киевской власти и ПАО «Киевэнерго»). Если это все же концессия, то на сколько лет стоит отдавать такие стратегические и социально-важные объекты в концессию? Неужели на 49 лет? И не будет ли это «скрытой приватизацией» объектов, приватизация которых в настоящее время законодательством запрещена?

Энергетические объекты требуют значительных капитальных вложений в инфраструктуру и оборудование. Сегодня износ энергетических объектов в Украине уже перешел критический показатель в 85%. Через пять лет страна может испытать ощутимый дефицит электроэнергии. Если инвестор приходит с готовностью вкладывать в модернизацию объектов с последующей их эксплуатацией я не вижу никаких проблем для заключения долгосрочной концессии. Безусловно, в Законе существуют механизмы защиты интересов государства в случае, если инвестор не будет выполнять взятых на себя обязательств. И в этом никаких проблем не существует. Однако для сознательных инвесторов мы не должны ограничивать возможности получения экономической выгоды от предприятий, в которые вложены большие инвестиции. Этот вопрос модернизации инфраструктуры и экономики в целом.

Почему от одного органа власти, т.е. тех, кто уполномочен управлять имуществом территориальной общины, которым в настоящее время является большинство объектов коммунальной теплоэнергетики, мы не слышим желание попробовать такую ​​форму сотрудничества на основании договора о совместной деятельности? Не кажется ли Вам, что такая форма является более прозрачной? И ее даже с большой «натяжкой» трудно назвать «скрытой приватизацией»?

Заключение договора о совместной деятельности целесообразно в случае, если используемая инфраструктура не представляет собой руины. Сегодня большая часть коммунального хозяйства - это объекты, построенные в прошлом веке с критическим уровнем износа. Эти объекты требуют многомиллионных вложений. Территориальные общины не имеют финансовых ресурсов, чтобы участвовать в проектах по их модернизации и развитию. В этой связи заключение договоров о совместной деятельности, на мой взгляд, выглядят не вполне адекватно с точки зрения интересов инвестора в проектах связанных с ЖКХ. Хотя я считаю, что вид заключаемого договора должны выбирать инвесторы и местные власти, исходя из специфики каждого объекта отдельно. Возможность выбора - это и есть особенность ГЧП. И снова подчеркну, закон о ГЧП даже без поправок полностью защищает государство от механизмов скрытой приватизации. Согласно выводам иностранных коллег, участвовавших в экспертизе закона, - гарантии государственных интересов полностью обеспечены этим законом.

У нас уже есть приватизированные энергетические компании (облэнерго) и часть облгазов (на очереди еще остальные). Тарифы, в частности, на электроэнергию для предприятий поднимались только в этом году 6 раз (почти ежемесячно). О прозрачности их формирования речь вообще не идет. Так, инвестиции в отрасль пришли, но не в тех объемах, которых требуют эти объекты. Хотя эти компании постоянно лидируют во всех рейтингах по полученной прибыли. Ваши прогнозы, как изменится процесс тарифообразования в коммунальной отрасли в случае, например, получения в концессию хотя бы 10 предприятий коммунальной теплоэнергетики в самых мощных регионах (Киев, Одесса, Львов, Запорожье, Харьков и т.д.)? Ведь не секрет, что до сих пор этот процесс находится не столько в экономической плоскости, как в политической.

Сегодня, вне всяких сомнений, процесс тарифообразования лежит в политической плоскости. Если говорить объективно, то уровень тарифов в Украине для населения значительно ниже, чем в других странах Европы. При этом Украина единственная страна в Восточной Европе, где тарифы для промышленности выше, чем для населения. Дальше повышать тарифы для промышленности невозможно - ее продукция будет неконкурентоспособной. При этом высокие тарифы для промышленности частично компенсировали относительно низкие тарифы для населения. Сегодня критическое состояние электроэнергетики не позволяет больше продолжать такую ​​политику перекрестного дотирования. Единственным выходом из этой ситуации я вижу удешевления производства электроэнергии за счет модернизации отрасли на принципах государственно-частного партнерства. Дельта между дешевой электроэнергией и нынешними тарифами должна лечь в основу интересов инвесторов. Безусловно, здесь речь идет о долгосрочной концессии. Однако именно благодаря механизму ГЧП мы можем и сохранить доступные для населения тарифы, и привлечь средства в модернизацию (еще раз подчеркиваем, что сохранение существующих тарифов в условиях модернизации отрасли частными инвесторами невозможно. Повышение тарифов составит минимум 40%). То же касается и других секторов ЖКХ. Сделать тарифы дешевле в скором будущем не получится - это факт. Однако остановить процесс роста тарифов - реальность ГЧП.

Какими, по Вашему мнению, должны быть гарантии государства, чтобы защитить инвестиции в жилищно-коммунальной отрасли со стороны частного капитала? И как защитить собственность территориальных громад?

Ключевая гарантия государства - формирование благоприятного инвестиционного климата: комфортное налоговое законодательство, удобная разрешительная система, низкое административное давление на бизнес. Это основы для деятельности инвестиционного капитала в Украине. Остальные гарантии, касающиеся прав инвесторов в сфере ГЧП уже выписаны и работают. Сегодня мы вносим поправки в Закон, которые касаются ряда процедур. В частности, это установление четкой и понятной инвестору процедуры инициации, оценки, ведения переговоров, утверждения и мониторинга проектов ГЧП; жесткая процедура передачи и возврата объекта ГЧП; положение об открытом доступе к национальным и местным реестрам договоров, заключенных в рамках ГЧП; возможность выбора иностранного права для регулирования отношений в сфере ГЧП; синхронизировать Закон о ГЧП в законодательство в сфере деятельности объектов водо-, теплоснабжения и водоотведения, совершенствование порядка использования земельного участка для осуществления государственно-частного партнерства; устранение процедуры, способствует режиму «коллективной безответственности»; устранение законодательных коллизий.

Подготовил Евгений Ридош, специально для ИА «Украина Коммунальная».

 

 

 


 

 

 

 
Комментарии (0)