ГлавнаяВыбор редакцииТарифы ЖКХЗачем и как меняются коммунальные тарифы

Зачем и как меняются коммунальные тарифы

Ведомство готовило бытовых потребителей к максимальному росту цены на природный газ в 2011 году – на 50% и электроэнергии – на 40%

«Угрозы» роста и их причины
Еще в конце прошлого года Минэкономразвития пообещало украинцам существенное повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Ведомство готовило бытовых потребителей к максимальному росту цены на природный газ в 2011 году – на 50% и электроэнергии – на 40%. Также ожидалось, что тарифы на централизованное отопление и горячее водоснабжение возрастут не менее чем на 25%; холодное водоснабжение, обслуживание канализационного хозяйства и водоотвод продемонстрируют 20%-ный рост, а квартирная плата (за уборку придомовых территорий, обслуживание лифтового хозяйства, вывоз мусора, содержание нежилых помещений) – более чем на 15%.

Закладывать динамику роста стоимости услуг ЖКХ в макроэкономические показатели правительство начало для выполнения задач общегосударственной программы реформирования отрасли на 2009-2014 годы. В частности, документом предусмотрено приведение тарифов для населения к экономически обоснованному уровню. Необходимость их повышения в Нацкомиссии регулирования энергетики (НКРЭ) объясняют тем, что бытовые абоненты – это крупнейший потребитель коммунальных услуг в стране, однако оплачивают они лишь 25,7% затрат на производство и транспортировку электроэнергии, до 30% – природного газа. Не лучше обстоит дело с окупаемостью услуг по тепло- и водоснабжению. По данным Министерства регионального развития, строительства и ЖКХ, платежи за коммунальные услуги населения едва покрывают 50% затрат на производство и поставку этих услуг. При этом оба ведомства отмечают, что основная тарифная нагрузка дотируется за счет промышленности и предпринимателей, которые платят больше фактической стоимости услуг на 22-27%.

Второй, но не менее важной, причиной введения в стране окупаемых тарифов для населения, является предоставление Украине займа Международного валютного фонда (МВФ) по программе stand-by. Именно экономически обоснованная стоимость коммунальных услуг для бытовых абонентов являлась условием получения Украиной третьего транша кредита в размере $1,5 млрд в марте. Однако Кабинет Министров, во избежание роста уровня социального недовольства, пообещал МВФ поэтапное повышение тарифов.

МВФ давит на газ
Первый пересмотр стоимости газа состоялся еще в июле 2010 года. Тогда НКРЭ повысило цену на газ для населения и теплокоммунэнерго сразу на 50%. В частности, для бытовых абонентов, в зависимости от объемов потребления и наличия прибора учета, цена газа была установлена в диапазоне 725,4-2685,6 грн за тысячу кубометров. Следующее повышение еще на 50% было запланировано на апрель 2011 года, однако впоследствии правительство пообещало гражданам снизить этот показатель роста до 30%, а с 1 августа – увеличить цену на бытовой газ всего лишь на 10%.

Впрочем, плановое повышение цены бытового газа так и не состоялось, а уже в июле премьер-министр Николай Азаров заверил украинцев, что до конца текущего года они будут расплачиваться за ресурс по действующим ценам, несмотря на требование МВФ. Так и не получив средства третьего транша в марте, правительство намерено было наверстать упущенное после выполнения украинским парламентом другого условия фонда, а именно принятия закона, предусматривающего проведение в стране пенсионной реформы. Но, несмотря на то, что этот документ вступил в силу 1 октября, МВФ опять вернулся к своим требованиям относительно тарифной политики. О том, что правительство может отступить от своих обещаний и поднять цены на газ для населения в декабре нынешнего года, две недели назад заявил вице-премьер, министр социальной политики Сергей Тигипко.

Однако на минувшей неделе, отвечая на вопрос для ИА «Украина Коммунальная», чиновник отказался от своих слов: «Когда я говорил, что еще Украине необходимо, чтобы получить очередной транш МВФ, то сказал об одном условии - поднять цены на газ для населения и теплокоммунэнерго. Но я никогда не говорил, что это решение уже принято и обязательно будет принято. МВФ сказал, хотите быть в программе, делайте это. Пока что правительство сосредоточено на другой позиции. Мы не хотим поднимать тарифы, а хотим снизить цену на газ для Украины». Отметим, что не получив третий транш кредита МВФ из-за невыполнения условий, правительство пропустило запланированное в программе фонда выделение 4 и 5 траншей. Таким образом, суммарно Украина потеряла $4,5 млрд и Кабинет министров намерен наверстывать упущенное.

Электроэнергия сверх плана
Финансовое давление со стороны МВФ отразится и на стоимости электроэнергии для бытовых абонентов. Напомним, поэтапное повышение розничных тарифов на электроэнергию для населения НКРЭ начала с 1 февраля. В проекте прогнозного баланса электроэнергии, топлива и расходов энергогенерирующих компаний на 2011 год закладывались три сценария: неизменность цены; двукратное увеличение в апреле и на 39% в августе; повышение цены в апреле и сентябре на 50%. Однако уже в марте украинцы платили за сверхнормативное потребление электричества в прошлом месяце (свыше 150 кВт*ч) на 30% больше. А с 1 апреля 15%-ное повышение коснулось всех категорий бытовых потребителей: для абонентов, не пользующихся электроплитами и ежемесячно потребляющих менее 150 кВт*ч, стоимость электроэнергии составила 28,01 коп./кВт*ч, и 36,04 коп./кВт*ч за превышение нормы.

Таким образом, регулятор уже перевыполнил план Минэкономразвития, увеличив стоимость электричества для украинцев в 2011 году не на 40%, а на 45%. Однако это не последнее повышение тарифа в текущем году, заверил член НКРЭ Константин Теличко. По его словам, готовиться к его росту население должно в декабре, не смог уточнить, насколько вырастет цена электричества. «Могу сказать, что дифференцированный тариф для населения останется в силе. Мы пока рассчитываем и анализируем, насколько может увеличится цена в этом году, но считаю, что экономически обоснованной плата для населения является на уровне 1,06 грн за килловат без НДС», - отметил чиновник. Он также подчеркнул, что повышение не связано с требованиями МВФ, а касается исключительно выполнения плана программы реформирования отрасли до 2014 года.

Тепло и вода по старым ценам
Выполнять этот план правительство намерено и в сфере тепло- и водоснабжения населения. После того как Президент Виктор Янукович своим указом 8 июля создал Нацкомиссию, осуществляющую госрегулирование в сфере коммунальных услуг (НКРКУ), права устанавливать тарифы на тепловую энергию и воду для всех категорий потребителей, выдавать лицензии на производство и поставку этих ресурсов, а также осуществлять контроль за качеством предоставляемых услуг были сосредоточены в полномочиях одного ведомства. Тем самым создание регулятора отстранило органы местного самоуправления от влияния на процесс формирования и установки тарифов на услуги централизованного отопления, горячего и холодного водоснабжения, водоотвода. Теперь в ведении местных властей остался ряд услуг, формирующих квартирную плату, в частности услуги по обслуживанию лифтов и вывозу мусора.

Приводить тарифы к уровню самоокупаемости в этом году регулятор, функции которого временно исполняла НКРЭ, начал еще в феврале. Тогда комиссия подняла стоимость услуг по холодному водоснабжению и водоотводу для 39 коммунальных предприятий максимально на 15%. Например, в Киеве цена на воду увеличилась на 11% - до 1,4 грн/кубометр, (без НДС), на водоотвод -- на 9,6%, - до 1,9 грн/кубометр (без НДС). В августе министр регионального развития, строительства и ЖКХ Анатолий Близнюк пообещал, что тарифы для украинцев на горячее и холодное водоснабжения до конца года суммарно вырастут еще 30%, а на тепловую энергию – не менее, чем на 25%.

НКРКУ 30 сентября заявила, что в период отопительного сезона 2011-2012 годов населению не грозит повышение стоимости воды и тепла. По словам главы Нацрегулятора Валерия Саратова, соответствующие тарифы станут обоснованными для бытовых абонентов к концу 2012 года. Пока комиссия повысила стоимость услуг только для небытовых потребителей. Для них услуги централизованного отопления в среднем подорожают почти на 59% уже с 1 октября, а услуги водоснабжения и водоотведения – на 7,4% и 8,1% соответственно. Это решение регулятора привело в соответствие стоимость услуг теплокоммунэнерго и водоканалов с повышенными ценами на природный газ и электроэнергию для небытовых потребителей. Накануне НКРЭ увеличила предельную цену газа для промышленных потребителей и бюджетных организаций почти на 12%.

Тарифные сценарии
В следующем году правительство планирует несколько сценариев экономического обоснования тарифов на услуги водо- и теплоснабжения. В частности, Президент Виктор Янукович неоднократно заявлял о том, что окупаемые тарифы должны быть одинаковыми для всех регионов страны. Премьер также сообщал о необходимости сокращения шестикратной тарифной разницы между регионами. По данным Центра исследований органов местного самоуправления, обоснованная себестоимость одной гигакаллории тепла в регионах отличается в среднем в 1,5-3,5 раза, а тарифы на тепловую энергию в городах – в 4,5-6 раз. Эксперты отмечают, что не лучше ситуация и в сфере водоснабжения. «Из-за того, что в регионах, которые природно удалены от естественных водоемов и рек, там, где в силу особенностей рельефа, воду к потребителю нужно поднимать в среднем на 200-400 метров, себестоимость кубометра в разы выше, чем, например, в Киеве, который стоит на Днепре. Ведь затраты на электроэнергию у водоканалов в структуре тарифа в удаленных от воды районах составят на 40-50%, а то и все 60-65%», - отметил эксперт НИИ «Укрбиоэнергия» Виталий Винниченко.

Разрешить эту проблему предложил первый вице-премьер Андрей Клюев. «Если после установки одинаковых тарифов, они не будут покрывать затраты предприятия в отдельно взятом регионе, мы будем выплачивать лицензиату компенсацию из госбюджета. В бюджете на 2012 год на эти цели планируется предусмотреть порядка 800-900 млн грн», - пообещал чиновник. Отметим, что управлении НКРКУ находится 299 лицензиатов. По словам господина Саратова, 90% из них подали в Комиссию заявки о повышении тарифов, в связи с тем, что они экономически обосновали себестоимость своих услуг. Кроме того, в проекте бюджета на 2012 год нет статьи расходов, которая бы предусматривала выплаты компенсаций коммунальным предприятиям за неокупаемые тарифы.

Предоставлять комиссии свои расчеты предприятия должны по новой единой методике расчета тарифов, которую 1 июня Кабинет Министров утвердил постановлением №869.

Однако методика тарифных расчетов является далеко не новой. Постановление Кабинета Министров объединило нормы утративших силу правительственных постановлений №955, 959, 1697, 1094, 400, которые регулировали тарифообразование. «Новой является норма о том, что расходы на проведение модернизации, переоборудования и ремонта коммунальных предприятий, согласно Налоговому кодексу, не учитываются при определении налогооблагаемой прибыли. Согласно постановлению №869 эти затраты могут не включаться в тариф. Это означает, что возвращать эти инвестиции через тариф предприятие не сможет, но и получит налоговые преференции», - отмечают в Союзе налоговых консультантов Украины.

А что дальше?
Впрочем, чиновники пока не знают, какой механизм избрать: уравнять тарифы, или сократить различия между ними за счет введения единой методики их расчета. «Методология, однозначно, будет единой для всех. Вопрос установки одинаковых тарифов на услуги ЖКХ для населения сегодня прорабатывается», - рассказали «Украине Коммунальной» в Минрегионе.

Эксперты отмечают, что ввести реально обоснованные коммунальные тарифы правительству в следующем году не удастся. «Лишь каждая вторая оплаченная гривна погашает затраты за реально предоставленное тепло, горячую воду и т.д. Все остальные начисления – или бесхозяйственность, или коррупция. Именно по этой причине составляющие тарифа до сих пор находятся под грифом секретности», - подчеркнул глава «Комитета энергетической независимости Украины» Иван Надеин.

«Отсутствие реального учета энергоресурсов у потребителей и коммунальных предприятий, закрытость информации о составляющих действующих тарифов может привести только к необоснованному повышению стоимости коммунуслуг для населения и промышленности, - уверен господин Винниченко. – Кроме того, если заложить в бюджете компенсаторы для предприятий и уравнять тарифы по всей стране, это станет стимулом для коммунальных энергетиков завышать себестоимость услуги. А сосредоточение полномочий по утверждению тарифов в руках одного регулятора дает этому ведомству практически абсолютное право вводить любые цены».

Мария Ъ-Цатурян специально для ИА «Украина Коммунальная».

Чтобы в доме была постоянно электроэнергия, то в этом Вам помогут генераторы различного типа. Это своего рода министанциия. Вашему вниманию предлагается каталог генераторов Kipor. Более детально ознакомиться с разнообразием ассортимента можно на сайте ukrsnab.com.ua.

 
Комментарии (0)