ГлавнаяПубликацииОСМДНовые «приключения» украинских ОСМД

Новые «приключения» украинских ОСМД

«У.К.» уже неоднократно писала о том, какие «подводные камни» мешают работе украинских ОСМД. Однако, ситуаций, когда жителям не удается разобраться со своей жилищной собственностью меньше не становится. Остановимся на некоторых из них.

Льготам скажут «нет»?

Понятно, что для неработающих пенсионеров и малообеспеченных граждан сохранение льгот является жизненно необходимым. А вот ответ на вопрос, насколько важно для будущего объединения бесперебойное возмещение государством льгот, зависит от количества льготников в конкретном доме. Как правило, инициативная группа по созданию ОСМД изучает положение дел с льготниками одновременно со сбором информации о совладельцах дома. Так, по подсчетам одной из таких групп в Днепровском районе столицы в доме, который состоит из 222 квартир, в 20-ти из них проживают льготники: 3-е детей войны (льгота составляет 25%), инвалид Великой Отечественной войны (100%) , участник ВОВ, 3 многодетных семьи, участник боевых действий, 2 участника ликвидации аварии на ЧАЭС, 2 ветерана вооруженных сил, 3 ветерана и пенсионеры МВД, льготники других категорий (все - по 50%).

Следует отметить, что государство всячески пытается уменьшить расходы на льготы путем установления определенных пороговых значений, при превышении которых льготы не предоставляются. Например, ПАО «Киевэнерго», согласно постановлению Кабмина № 879 от 1 августа 1996 года, нормирует льготу на потребление электроэнергии пределом до 200 кВт/час в месяц. Одновременно, ст. 22 Закона «О милиции» связывает предоставление работникам милиции коммунальных льгот с размером их среднемесячного совокупного дохода за предыдущие 6 месяцев (изменение признано неконституционным). В результате подсчетов общая ежемесячная сумма льгот составила около 7% от вкладов жильцов дома. В другом киевском доме из соседнего Дарницкого района - ОСМД «Осокорки-Киев» - около 5% от суммы взносов. При условии, что в доме мало должников, величина не критична, но и пренебрегать ею не стоит.

Как считают ЖЭКи?

В домах, которые обслуживаются ЖЭКами, именно к ним льготники сдают документы на подтверждение права на льготы, а в ответ получают квитанции с уменьшенными суммами платежей на содержание дома и придомовых территорий. Предоставление льгот другими производителями коммунальных услуг (поставки электроэнергии, природного газа, водоснабжения и водоотведения), с которыми жители заключили отдельные договоры, оформляется льготниками самостоятельно.

Читайте также: Льготные отношения: граждане-государство

Так же и в домах с ОСМД льготы по прямым договорам с поставщиками услуг оформляются жителями самостоятельно, а относительно льгот на содержание домов - они также сдают подтверждающие документы в бухгалтерию объединения. Та, в свою очередь, подает обобщенные сведения в местные исполнительные органы власти. Поэтому «недоплата» льготников на содержание дома ложится нагрузкой на бюджет ОСМД до момента, когда от государства на счет объединения поступит сумма возмещения за льготы жителей.

Период задержки возмещения в разных городах Украины неодинаковый - могут перечислять его как ежемесячно (Волынская область), ежеквартально (Одесская, Киевская области), так и каждые полгода, или раз в год (Херсонская область).

Тарифы сдерживают льготы

Одна из причин задержек возмещения - нехватка средств на предоставление льгот в местных бюджетах, с учетом ежегодного увеличения денежного объема льгот. Так, в бюджете Киева на 2010 год на предоставление льгот и жилищных субсидий населению на оплату электроэнергии, природного газа, услуг тепло-, водоснабжения и водоотведения, квартирной платы (содержание домов и сооружений и придомовых территорий), вывоза бытового мусора и жидких нечистот была предусмотрена сумма в 317 млн ​​грн, в бюджете 2011 года - уже 453 млн грн, а в 2012 году - 504 млн грн.

Кроме задержки в возмещении льгот жителей домов с ОСМД, городские исполнительные органы власти нередко ставят возмещение льгот в зависимости от «утверждения тарифов» ОСМД в органах местного самоуправления (ОМС). Есть еще один способ уменьшения суммы возмещения льгот, связанный с предыдущим, - установить средний по городу тариф на содержание домов и возмещать льготы только с установленной таким образом границы. Например, в Днепропетровске таким пределом предлагалось утвердить 1,28 грн/кв. м общей площади.

Другие препятствия для ОСМД

В Минрегионе отмечают, что среди всех потребителей жилищно-коммунальных услуг самым ответственным все же является объединение совладельцев многоквартирных домов. Большинство из них и добросовестные в оплате, и заботятся об энергосбережении и контролируют качество и объем предоставляемых услуг. Однако, какова цена этого всего позитива, обычно знают только главы объединений.

Ведь им нелегко не только из-за состояния нашей «коммуналки», но и нехватки профессиональной подготовки. Ибо, по сути, большинство руководителей объединений - это бывшие врачи, бухгалтеры, военные, премудрость управления домов постигают только на практике, отчасти набивая шишки.

О необходимости специального профессионального обучения для тех, кто берет на себя управление домом, говорят давно. На практике же оно сводится, в лучшем случае, к многочасовым семинарам, организованным местными властями или общественными организациями. Впрочем, в некоторых городах попытки организовать углубленное обучение председателей ОСМД уже были. Например, в Виннице, и еще нескольких городах проводили специальные курсы, как правило, теоретические.

Читайте также: В Черкассах появились дипломированные руководители ОСМД

В «Центре исследования молодежного самоуправления» отмечают, что только созданием объединений завершить реформу управления жилищным фондом невозможно. Нужна система развития ОСМД. «У нас до сих пор еще нет целостной системы подготовки управляющих или председателей ОСМД. Соседи - белорусы нас уже опередили. У них, по крайней мере, есть профессия управляющего. Мы к этому только приходим», - отметил председатель правления Центра Владимир Бригилевич. Он рассказал, что общественная организация, которую он возглавляет, вместе с международным фондом «Возрождение» и Министерством регионального развития, строительства и ЖКХ разработали комплексную программу подготовки председателей ОСМД и работников ЖКХ.

Пилотное ее внедрение прошло недавно во Львове. В ходе реализации программы, представители украинских ОСМД ознакомились с менеджментом в управлении жилым домом, правовым обеспечением деятельности управляющего, финансовым управлением деятельностью ОСМД и т.д.. Слушатели получили соответствующие сертификаты и удостоверения государственного образца. Организаторы обучения отмечают, что главным его результатом можно считать появление в Украине группы специалистов, которые смогут управлять домами в соответствии с принципами, методами и формами, принятыми в странах Европы.

Продолжение проекта состоится на международном уровне: в 2013 году для участников обучения запланирована недельная практика в Польше, в управляющей компании Краковской ассоциации управляющих недвижимостью.

Кстати, прототипом украинской программы была учебная программа польских управителей. Правда, у них она рассчитана на 180 часов и предусматривает полугодовую практику. Наша же программа - это 72 часа теоретического обучения и лишь неделя практики.

Впрочем, заместитель директора Департамента жилищной политики Минрегиона Вера Радченко успокаивает. Она отмечает, что со временем руководители ОСМД смогут стать настоящими дипломированными специалистами. «Сейчас в Украине функционируют 14,7 тысяч ОСМД. Они охватывают 17,5 тысяч жилых домов. А учитывая еще и ЖСК, это уже 25% жилого фонда. Одним из факторов, которые негативно влияют на процесс создания объединений, является в частности недостаток управляющих компаний, а еще - квалифицированных кадров, которые руководили бы объединениями».

По материалам "Урядовий кур'єр""Лівий беріг"

 
Комментарии (0)