ГлавнаяПубликацииАналитикаЛьготные отношения: граждане-государство

Льготные отношения: граждане-государство

Одним из актуальных вопросов в системе социальной помощи Украине, является вопрос права на льготы по оплате гражданами ЖКХ. Учитывая тенденцию приведения тарифа на коммунальные услуги к экономически обоснованного уровня, актуальность вопроса повышается.

Одним из актуальных вопросов в системе социальной помощи Украине, является вопрос права на льготы по оплате гражданами ЖКХ. Учитывая тенденцию приведения тарифа на коммунальные услуги к экономически обоснованного уровня, актуальность вопроса повышается.

Законодательство Украины предусматривает предоставление различных видов льгот многим категориям граждан. Право на льготы по социальному признаку имеет более 13 млн человек, что составляет около 29% от общей численности населения. По статистическим данным Минсоцполитики, в период 2011-2012 годов субсидиями на оплату услуг ЖКХ воспользовалось более 1,3 млн семей, что составляло около 7,6% от общего количества семей в Украине. В зависимости от категории льготников скидка по оплате жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) предоставляется в размере от 25% до 100%. В Департаменте государственной социальной помощи Минсоцполитики объясняют: «Наиболее многочисленными категориями льготников, имеющих право на скидку по оплате ЖКУ, дети войны, ветераны войны, лица, пострадавшие вследствие Чернобыльской катастрофы, ветераны военной службы и органов внутренних дел и т.д.», - объясняет директор Департамента Виталий Мущинин.

В Украине действует Программа жилищных субсидий, которая была начата в 1995 году для помощи малообеспеченным семьям в оплате ЖКУ. Субсидии предоставляются с учетом совокупного дохода и имущественного положения семьи. «Через Программу жилищных субсидий государство компенсирует семьям из числа нетрудоспособных и пенсионеров расходы на оплату ЖКУ, большие 10 процентов их семейного бюджета, другим семьям компенсируются расходы, превышающие 15 процентов их дохода», - подчеркивает Виталий Мущинин.

Как это делают соседи?

В сфере ЖКХ как в России, так и в Украине существует два вида социальной поддержки: категориальное предоставления льгот на оплату услуг, то есть - определенным категориям граждан и адресное - предоставление жилищных субсидий домохозяйствам с низкими доходами по их представлению. Первый вид социальной поддержки менее эффективен как раз из-за низкой адресности. «В России, в отличие от Украины субсидии начисляются не по факту занимаемой площади и получения услуг, а утверждаемому для каждого муниципалитета стандарта проживания. Их может быть два - для многоквартирных домов и для односемейных домов. Поэтому не надо сдавать документы о текущих платежах. Нужны только: документ о составе семьи, об отсутствии долгов по оплате услуг (если нет общей информационной базы) и справка о доходах членов семьи », - объясняет директор направления «Городское хозяйство» Фонда «Институт экономики города» (Россия) Сергей Сиваев.

Читайте также: Тарифная несправедливость

В Украине схожая система получения льгот. В частности, для назначения субсидии необходимо подать в управление труда и социальной защиты населения по месту регистрации заявление, декларацию о доходах и имущественном состоянии лиц, зарегистрированных в жилом помещении, а также справки о доходах лиц, зарегистрированных в жилом помещении (кроме справок о пенсии и социальную помощь).

Наиболее распространенным инструментом обеспечения доступности коммунальных услуг является предоставление адресной социальной помощи отдельным категориям граждан. Другой инструмент социальной защиты - предоставление жилищных субсидий. Например, только три страны из состава бывшего СССР - Украина, Россия и Казахстан - пошли субсидирования потребителей коммунальных услуг.

Долгожданная монетизация

Важная российская особенность состоит в том, что все виды помощи предоставляются не в виде сокращения размера оплаты за услуги, а в виде денежных выплат, то есть так называемая монетизация льгот и субсидий. Таким образом средства гарантированно дойдут до предприятий отрасли. «Под монетизацией субсидий и льгот нужно понимать, что они предоставляются в денежном выражении, а размер оплаты за жилищно-коммунальные услуги при этом не изменяется. Преимущества - мотивация потребителей к рациональному использованию ресурсов и улучшению финансового положения жилищно-коммунальных предприятий», - объясняет Сергей Сиваева.

По мнению специалистов, опыт России, которая провела монетизацию субсидий и льгот свидетельствует об эффективности такого перехода. С одной стороны монетизация обеспечивает адресность социальной помощи, а с другой - предоставляет предприятиям коммунальной сферы возможность своевременно получать платежи непосредственно от населения за предоставленные услуги без применения компенсационных механизмов со стороны государства.

Читайте также: Тарифная игра украинских коммунальщиков

 

Важным вопросом при определении категорий получателей социальной помощи на оплату коммунальных услуг является определение т.н. «Уровня максимальной доступности» (доли от совокупного дохода домохозяйства, затрачиваемого на оплату услуг). Например, в России он закреплен на уровне 22%. В Украине же он законодательно закреплен на уровне 10% - для нетрудоспособных и 15% - для трудоспособных граждан.

По мнению экспертов, к преимуществам российского варианта следует отнести то, что жилищная субсидия начисляется не на занимаемую площадь, а на стандартную квартиру. Таким образом, субсидия несет более справедливый социальный характер. Кроме того, такой подход резко снижает административные расходы. Также стоит отметить и то, что субсидии и льготы предоставляются в виде денежных выплат, что создает у населения мотивацию к рациональному ресурсопотребления. Однако, процедура расчета жилищных субсидий пока не учитывает сезонность платежей за отопление. Очевидно следует ожидать внесения изменений в законодательство относительно этого.

Привилегии даже среди льготников

Относительно Украины, то у нас проблем больше. В частности, большое число профессиональных льгот. Например, в России в отличие от Украины «льготные» профессии такие как милиционеры, военные, судьи и т.д. платят за ЖКУ на уровне с другими гражданами. То есть, вместо повышения зарплаты, снижается размер платежей за услуги. Как результат, ущерб несет коммунальный сектор.

Читайте также: Отопительное межсезонье: тест на выживание

Что касается реформирования украинской системы социальной помощи в жилищно-коммунальной сфере, стоит отметить, что направления реформирования системы социальной поддержки определены Программой экономических реформ Украины на 2010-2014 годы, которой предусмотрен переход к принципу адресности при предоставлении льгот гражданам, кроме лиц, которые имею имеют исключительные заслуги перед Родиной. «Главная задача, над которым сегодня работает Министерство, состоит в повышении адресности социальной поддержки и предоставление ее именно малообеспеченным категориям населения. Планируется, что система предоставления льгот будет переориентирована на семьи, которым эти льготы наиболее востребованы в соответствии с их материального положения», - отметил господин Мущинин. В результате реализации этих мер ожидается упорядочение разветвленной системы предоставления льгот, направления соответствующих бюджетных расходов на поддержку наименее защищенных слоев населения.

 

Реклама: Вы ждете пополнения в семье? Тогда интернет магазин http://lolo.by/ будет вам полезен. На сайте вы найдете все для своего малыша. Заходите и выбирайте товар по отличной цене!

 
Комментарии (0)