ГлавнаяПубликацииЭлектроэнергетикаОбессилевшая энергетика не способна к генерации

Обессилевшая энергетика не способна к генерации

С теплоелектрогенеруючих мощностей выжималось все и даже больше, причем без модернизации и реконструкции, повышения эффективности, улучшения экологических показателей ТЭС.

Суммарная установленная мощность всех электрогенерирующих станций в Украине составляет около 53 ГВт, из которых 52% - тепловые электростанции (ТЭС), работающие на угле, газе, мазуте, 26,5% - атомные электростанции (АЭС), 9% - гидроэлектростанции (ГЭС) и гидроаккумулирующие электростанции (ГАЭС), 12% - теплоэлектроцентрали (ТЭЦ).

Следует отметить, что часть тепловых энергоблоков законсервировано, а с учетом имеющихся ограничений линий электропередачи на выдачу мощностей АЭС фактически можно говорить о 47 ГВт установленных мощностей.
 
Имея долю менее 27% по установленной мощности, АЭС Украины производили в разные годы около 47-50% от всей вырабатываемой в стране электроэнергии. Тепловая энергетика имела долю в общем балансе производства 36-39%, на гидроэнергетику приходились остальные. 
 
В Украине действует модель Оптового рынка электроэнергии (ОРЭ) с одним покупателем - госпредприятием (ГП) «Энергорынок». Все компании, которые производят электроэнергию, обязаны продавать ее этому предприятию. Государственные АЭС и ГЭС продают ее по регулируемым тарифам, установленным Национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики (НКРЭ).
 
При этом видимость конкуренции существует только для ТЭС, работающих по ценовым заявкам и так называемыми нерегулируемым тарифам. Но в любом случае тариф формируется по методике «издержки плюс», то есть энергогенерирующие компании обязаны обосновывать свои расходы перед НКРЭ. Такой способ тарифообразования не стимулирует компании к уменьшению себестоимости производимой электроэнергии, оптимизации расходов по статьям, внедрению более экономичных технологий в производстве электроэнергии. И прежде всего это касается ТЭС, работающих по ценовым заявкам.
 
В период с 2000-го по 2012 годы среднегодовые тарифы для различных видов генерации неуклонно росли. Интересна динамика этого роста: если для АЭС тарифы за это время увеличились в 2,8 раза, то для ТЭС - в 5,3 раза. Даже для ГЭС, использующих как энергоресурс воду (т.е. не тратят, как в случае ТЭС, более 70% от тарифа на покупку энергоносителей, или АЭС - около 25% на закупку свежего ядерного топлива), тариф вырос в 6,56 раза.
 
 
Используя сегодняшнюю модель Оптового рынка, действующего по принципу общего котла, правительство сдерживает тарифы на электроэнергию, производимую АЭС, чтобы якобы не повышать цены для населения. Тариф государственных АЭС меньше тарифа ТЭС, которые в основном находятся в частных руках, практически втрое (по результатам 2012 21,38 коп. против 59,08 коп. за киловатт-час ТЭС).
 
Более того, украинские АЭС продают произведенную электроэнергию на энергорынке Украины дешевле, чем российские коллеги на энергорынке РФ. Это при том, что у русских - весь замкнутый цикл производства атомной электроэнергии.
 
Итоги 2012: НАЭК «Энергоатом» с убытками в размере 2,7 млрд грн, компания ДТЭК, которой принадлежит около 75% тепловой электрогенерации в стране, - с прибылью 5,9 млрд грн.
 
В марте 2013 года, накануне подписания кредитного и гарантийного соглашений между НАЭК «Энергоатом» и ЕБРР на 300 млн евро для финансирования Комплексной программы повышения безопасности украинских АЭС, представители Кабмина неоднократно заявляли, что рассмотрят вопрос о повышении с 1 апреля тарифа на производимую на АЭС электроэнергию для обеспечения выполнения НАЭК «Энергоатом» производственных, инвестиционных и социальных программ. Для выполнения всех программ тариф на электроэнергию, произведенную АЭС, должен составлять 27,3 коп/КВт∙час. Заканчивается апрель, тариф остался на прежнем уровне - 21,6 коп/КВт∙час.
 
В этот тариф на 2013 год на выполнение комплексной программы заложено лишь 516 млн грн. Дефицит средств по этой статье на текущий год составляет 2,446 млрд грн. Между тем из-за длительности процедуры первые транши кредита ЕБРР ожидаются только в конце третьего квартала.
 
Это означает, что украинские предприятия, выпускающие высокотехнологичную наукоемкую продукцию, оказывающих инжиниринговые услуги и научно-техническую поддержку эксплуатации АЭС, не получат заказов на эту сумму. Финансовое благополучие таких предприятий напрямую зависит от финансовых возможностей НАЭК «Энергоатом». Не стоит забывать, что за «Энергоатомом» стоит целая атомно-промышленная отрасль, в том числе уранодобувна, которая создавалась годами. И Украине повезло, что она принадлежит к немногим государств, имеющим собственные производственные и научно-технические возможности для развития ядерной энергетики.
 
История области
 
Здесь будет уместным небольшой исторический экскурс. Особенно критическими для энергосистемы Украины были 1993-1995 годы. Традиционные энергоресурсы значительно подорожали (например, тонна мазута для тепловых электростанций стоила от 2 до 3 млн рублей), начались веерные отключения потребителей электроэнергии. Связано это было с тем, что ТЭС из-за отсутствия финансовых ресурсов в основном на покупку топлива не могли обеспечить производство достаточного количества электроэнергии для покрытия пиков ее потребления, то есть в стране наблюдался дефицит маневренных мощностей.
 
АЭС
 
Середина 90-х годов ознаменовалась для атомной энергетики кризисом неплатежей потребителей за отпущенную электроэнергию. Расцвели бартерные схемы, вошли в обращение векселя. Персоналу АЭС не выплачивали зарплаты в реальных деньгах. В «атомных» городах ходили эрзац-деньги - бумага, проштампованная печатью АЭС.
 
 
Знаменательное событие 90-х - введение в эксплуатацию энергоблока № 6 Запорожской АЭС в конце 1995 года, то есть в разгар постсоветской разрухи. Благодаря коллективным усилиям, в условиях полураспада экономики и энергосистемы энергоблок № 6 ЗАЭС достроили, и на территории нашего государства сегодня работает самая мощная атомная электростанция Европы.
 
ТЭС
 
В тепловой энергетике в настоящее время также происходили процессы, но несколько другого направления. Прошла приватизация ТЭС, и так случилось, что 75% теплогенерирующих мощностей оказались в одних руках, то есть сосредоточены в одной компании - ДТЭК.
 
С теплоелектрогенеруючих мощностей выжималось все и даже больше, причем без модернизации и реконструкции, повышения эффективности, улучшения экологических показателей ТЭС. Более 80% тепловых энергоблоков, как написано в проекте обновленной Энергетической стратегии до 2030 года, «превысили границу физического износа в 200 тыс. часов наработки».
 
Экспорт украинской электроэнергии, что неудивительно с учетом внутриукраинских енергопреференций, также осуществляется ДТЭК. Основные покупатели ее электроэнергии - компании из стран ЕС. Только за первые три месяца 2013 года с Украины из общего объема в 2275 млн кВт∙ч электроэнергии в Венгрию, Польшу, Словакию и Румынию было экспортировано 1,343 млрд кВт∙ч, что на 24% больше по сравнению с аналогичным периодом 2012 года Остальные киловатты пошли в Беларусь и Молдову.
 
Перекрестное субсидирование: кто, кому и за что платит
 
Из всего объема произведенной в Украине электроэнергии около 50% потребляют промышленность (и половина из этих 50% - металлургия), сельское хозяйство, транспорт и строительство. Население для бытовых нужд использует около 30% от всего объема. При этом потери в электросетях достигают 11,5% от произведенного объема, т.е. электроэнергия теряется при ее передаче потребителям. В масштабах страны эти потери составляют около 22 млрд кВт∙час. Это в 2,3 раза превышает годовой объем энергопотребления Киевом - столице этой электроэнергии хватило бы более чем на два года.
 
 
С каждым годом растет оптовая цена электроэнергии на ОРЭ. И обусловлено это повышением цен на традиционные энергоресурсы. А также снижением доли дешевой электроэнергии АЭС в ОРЭ из-за диспетчерских ограничений в связи с ограниченностью линий электропередачи и «другими соображениями».
 
По идее, если бы ОРЭ работал по правилам, то в первую очередь он обязан был бы покупать дешевую базовую электроэнергию АЭС. Не купив в АЭС 1,8 млрд кВт∙ч в первом квартале 2013 года, этот же объем он приобрел по цене втрое (!) выше у ТЭС. Вот и все. Ручное управление уже стало произвольным и в ОРЭ, и в НКРЭ. А платят за такие решения все энергопотребители.
 
Прогнозная оптовая цена электроэнергии с марта 2013 года составляет 71,9 коп. за киловатт-час. Соответственно, вырос и тариф для промышленных потребителей: к 77,97 коп/КВт∙ч для первого класса напряжения и 99,24 коп/КВт∙ч - для второго, что уже превышает среднеевропейскую цену.
 
Чтобы удерживать цены для населения на низком уровне, НКРЭ повышает цену на электроэнергию для промышленности, чтобы компенсировать убытки поставщикам электроэнергии - облэнерго (которые также находятся преимущественно в частной собственности). Объем такого перекрестного субсидирования в 2012 году, по разным источникам, оценивается от 34,7 до 37 млрд грн. В этом году он сможет побить рекорд, достигнув 40 млрд грн. То, что во всем мире, кроме Украины и Беларуси, промышленность, которая потребляет больше, и покупает электроэнергию по цене примерно на 30% меньше, чем население, не является аргументом для НКРЭ и правительства.
 
С использованием материалов "Зеркало недели"

Наступает лето. Время, когда все вокруг растет и пахнет. Вылезают множество различных букашек и насекомых. От недоброжелательных гостей Вам поможет следующая ссылка rks.kiev.ua/ua/Moskitna-sitka-antikishka.html. Здесь приведена противомоскитные сетки.

 
Комментарии (0)