ИНФОГРАФИКА:
Опалювальний сезон у Євросоюзі
Як Україна пройшла найважчий в історії опалювальний сезон
Яка мінімальна температура у приміщеннях у країнах Європи
Роз'яснення, як оплачувати комуналку під час війни
Что делать, если дома холодные батареи
Состояние инфраструктуры «Укрзализныци»
Перечень льгот на ЖКУ, предусмотренных для участников боевых действий
Какие нормативы используются при расчете субсидии
Как рассчитывается жилищная субсидия и кому предназначается
Сколько лет должно служить дом, лифт или самолет
Производство электроэнергии из ВИЭ
Правда и мифы естественных монополий
«Несерьезные» итоги 2021 года
Несоответствие государственным стандартам теплосчетчиков «Семпал» официально подтверждено
Почему украинские коммунальщики закупают счетчики пророссийского производителя?
Реформирование – всегда сложный процесс, а тем более, если речь идет о реформе отрасли ЖКХ, где первую скрипку играют естественные монополисты. Мировая практика, да и украинский опыт показывают, что реформы не всегда бывают успешными. Причин этому может быть несколько: от изменения внешних или внутренних условий до возникновения непредвиденных обстоятельств. Однако залог неэффективных реформ – это изначально неверные установки, которые легли в основу их концепции. Российские и немецкие ученые проанализировали предпосылки, которые повлияли на то, что либерализация сферы естественных монополий проходит тернистым, а точнее, неверным путем.
К естественным монополиям относятся железнодорожные перевозки, услуги почтовой связи, ну и главные сферы, без которых невозможно себе представить отрасли ЖКХ: тепловая и электрическая энергетика, газо- и водоснабжение. В основу их реформирования заложен европейский подход, который предполагает создание искусственным путем конкурентных условий для монополий. Попробуем обобщить основные постулаты реформирования, а также проанализировать, насколько реальна их реализация.
Миф № 1
Создание недискриминационного доступа к инфраструктуре
Равный, недискриминационный доступ к сетям естественных монополистов (в нашем случае речь идет о магистральных тепловых, энергетических, газовых сетях и водопроводе) – одно из важнейших условий современной конкуренции. Равенство доступа или, иными словами, отсутствие барьеров входа на рынок для потребителей и производителей.
С создания открытого доступа к сетевой инфраструктуре начиналось реформирование естественных монополий в США, странах ЕС. В Украине также идет активный процесс совершенствования законодательной базы в части недискриминационного доступа к инфраструктуре в электроэнергетике, газовой отрасли, на железнодорожном транспорте. Соответствующие обязательства монополистов обеспечить открытый доступ уже закреплены в профильном и отраслевых законах («О естественных монополиях», «О теплоснабжении» и т.д.).
Беспрепятственный доступ к инфраструктуре монополистов предполагает, прежде всего, изменение подходов госрегулирования, а именно: переход от тарифного регулирования к антимонопольному. Вместе с тем, эксперты Института естественных монополий отмечают, что парадокс заключается в том, что недискриминационного доступа к инфраструктуре быть не может в принципе.
В случае, когда естественная монополия является собственником инфраструктуры невозможность создания общего доступа к инфраструктуре можно объяснить рядом причин. Одной из них является тот факт, что любой хозяйствующий субъект экономики стремится не только упрочить свое положение на рынке по сравнению с другими конкурентами, но и увеличить свое присутствие на рынке. Создание резерва пропускной способности лишает собственника инфраструктуры не только возможности злоупотребления своим монопольным положением, но и сильно ослабляет его позицию на рынке, так как он несет огромные расходы по содержанию инфраструктуры. Поэтому стремление естественных монополий ограничить доступ к инфраструктуре прочих производителей вполне объяснимо.
Соответственно, субъект естественной монополии, неся расходы на содержание и развитие инфраструктуры, должен иметь преимущество в её использовании по сравнению с другими компаниями. Таким образом, чтобы управлять монополистами посредством тарифного, а не антимонопольного регулирования, эксперты советуют отказываться от введения обязательств для них об открытии доступа к сетям. Отказ от этой идеи не будет стимулировать монополии к «нерыночному поведению».
Миф №2
Монополия обязательно должна приносить прибыль
Приток частного капитала в сектор энергетики и газоснабжения спровоцировали популяризацию еще одной расхожей мифологемы: монополии должны быть высокорентабельными. Утверждение на первый взгляд вполне логично: действительно, как может не приносить прибыль компания, на продукцию которой всегда стабильный спрос. При этом украинские монополисты – убыточны, и это, зачастую, является основанием для другого расхожего суждения: оценивать эффективность работы монополий по их финансовым результатам. Впрочем, если мы обратимся к основам экономической теории, то выяснится, что показателями эффективности работы естественных монополистов должны быть финансовые результаты и конкурентоспособности всей остальной экономики.
Читайте также: Монополия гарантирует газ
Экономисты утверждают, что сама по себе природа монополий двойственна. С одной стороны – без развития инфраструктурных монополий невозможно развитие промышленности, с другой стороны развитие отраслей инфраструктуры не приносит прибыли инвестору, вкладывающему в них капитал. Это означает, что основной финансовый эффект от вложений в инфраструктуру получает не инвестор, а потребители товаров (услуг) естественных монополий. Учитывая, что спрос на продукцию (услуги) естественных монополий неэластичен, и их потребляют все отрасли народного хозяйства, то можно утверждать, что чем выше рентабельность естественно-монопольных отраслей, тем ниже конкурентоспособность национальной экономики и, наоборот.
Когда же происходит либерализация и разделение естественных монополий и появляется сопутствующее этому стремление новых компаний к обеспечению высокой рентабельности. Это означает либо перераспределение прибыли от всей экономики в пользу инфраструктурной компании; либо и инфраструктурная компания, и потребители ее услуг решают проблему за счет роста цен на свою продукцию. В нашем случае речь идет о тарифах на коммунальные услуги.
Приведем более понятный пример. В России в результате реформирования наиболее прибыльного сегмента – генерация электроэнергии – он был приватизирован, и в 2009 году его рентабельность оказалась выше, чем в целом по промышленности. Рентабельность в передаче и распределении электроэнергии, которые остались в государственной собственности, пока ниже, чем в генерации. Для того, чтобы выровнять ситуацию государство ввело искусственного конкурента для монополистов – регулятор, который установил для энергетиков «правила игры» по RAB-методу. Аналогичная ситуация происходит и в Украине. Для повышения уровня рентабельности сегмента транспортировки тепловой энергии, Нацкомиссия, осуществляющая госрегулирования в сфере коммунальных услуг, предложила монополиям устанавливать цены (тарифы) на свои услуги с учетом нормы доходности на инвестированный капитал.
Миф №3
Каждый вид деятельности естественных монополий должен иметь одинаковую доходность
Другими словам, идею этой мифологемы можно сформулировать так, что перекрестное субсидирование – негативно отражается на финансово-экономической ситуации страны. Перекрестное субсидирование – установление тарифов ниже экономически обоснованного уровня для одной группы потребителей (субсидируемые потребители) за счет более высоких тарифов для остальных групп потребителей (субсидирующие потребители). Вопрос о ликвидации такого дотирования возникает только в момент разделения инфраструктурной компании. Когда из компании выводятся высокодоходные виды бизнеса, то встает вопрос, что делать с убыточными. Обычно вопрос решается либо увеличением тарифов на убыточные виды деятельности, либо субсидированием.
Результатом ликвидации перекрестного субсидирования обычно является рост средних конечных цен: высокодоходные виды бизнеса при тех же уровнях тарифа получают сверхприбыли, которые уже не изымаются для покрытия убытков. А бизнес с низкой доходностью покрывает свои убытки за счет опережающего роста тарифов на эти виды деятельности.
В соответствии с экономической теорией максимальная эффективность естественной монополии в системе народного хозяйства достигается в рамках перекрестного субсидирования, так как: монополия получает справедливую прибыль; достигается социальная справедливость, когда субъект платит столько, сколько может, а не столько, сколько должен (то есть тариф для тех, для кого доля издержек на услуги естественных монополий невелика, будет выше, чем для тех, у кого эта доля очень значительна).