Новости ЖКХ
Новости ЖКХ
Публикации
Публикации
Интервью
Интервью
Комментарии
Комментарии
Опросы
Опросы
Совет экспертов ЖКХ
Совет экспертов ЖКХ
Круглый стол
Круглый стол
Рус
Укр
ИНФОГРАФИКА:
Опалювальний сезон у Євросоюзі
Як Україна пройшла найважчий в історії опалювальний сезон
Яка мінімальна температура у приміщеннях у країнах Європи
Роз'яснення, як оплачувати комуналку під час війни
Что делать, если дома холодные батареи
Состояние инфраструктуры «Укрзализныци»
Перечень льгот на ЖКУ, предусмотренных для участников боевых действий
Какие нормативы используются при расчете субсидии
Как рассчитывается жилищная субсидия и кому предназначается
Сколько лет должно служить дом, лифт или самолет
Производство электроэнергии из ВИЭ
Как лечить энергетическую зависимость?
26 марта 2013 г. 08:40
Украина является энергодефицитной страной, которая лишь на половину удовлетворяет свои потребности в топливе и энергии. Для того, чтобы рационально расходовать ресурсы, государству надо менять подходы к формированию энергетического баланса.
Новости по теме
15 апреля 2024 г. 13:55
В Кабмине планируют переработать вс систему теплоснабжения
В Кабмине планируют переработать вс систему теплоснабжения
05 апреля 2024 г. 13:55
В Киеве в прошлом сезоне стало меньше аварий на тепловых сетях
В Киеве в прошлом сезоне стало меньше аварий на тепловых сетях
03 апреля 2024 г. 11:15
На кінець березня запаси вугілля на складах енергетичних підприємств 1,2 млн тонн
На кінець березня запаси вугілля на складах енергетичних підприємств 1,2 млн тонн
Энергетическая безграмотность или зависимость
Одним из основных направлений энергетической политики в государстве является формирование топливно-энергетического баланса (ТЭБ), который характеризирует существующие энергетические ресурсы в стране и их использование. ТЭБ Украины формируется за счет двух источников - импорта энергоносителей (43%) и их собственной добычи.
Страна обеспечена запасами угля на несколько сотен лет, поэтому он остается главным энергоносителем страны. Запасы же других энергоресурсов очень ограничены. По данным Министерства энергетики, доля угля в топливно-энергетическом балансе составляет 28,8% (мировой показатель - 28,6 %), природного газа - 44% (мировой показатель - 23 %), нефти - 9,6% (мировой показатель - 37,5%), атомной энергии - 13,3% (мировой показатель - 6,5 %), гидроэнергии - 1,6% (мировой показатель - 6,2%).
Газовая зависимость Украины обусловлена тем, что страна ежегодно потребляет порядка 80 млрд кубометров «голубого» топлива. Собственная добыча не превышает 20 млрд кубометров. Импортный газ в Украину ввозиться из Туркменистана и других стран Средней Азии, а также - из России.
Читайте также: Украину лишили газовых иллюзий
Восточный сосед также является крупнейшим поставщиком нефти – 75% российского импорта. Казахстан поставляет 14% «черного золота» и только 11% - украинские нефтедобывающие компании. Украина занимает 10-е место в мире по добыче угля (около 100 млн тонн) и 8-е по доказанным запасам (около 40 млрд тонн). При нынешних темпах добычи Украине хватит угля на 412 лет, а газа – всего на 60 лет. Мировые запасы угля составляют в перерасчете на условное топливо около 66% общего объема разведанных запасов энергоресурсов.
Как видим, энергобаланс Украины не соответствует существующим запасам в стране ТЭР и мировым тенденциям в использовании энергоносителей. Так, в энергобалансе главное место занимает газ, хотя запасы угля на одного человека в несколько раз превышают мировые. Так как сегодня широко используются современные технологии сжигания угля и средства очищения выбросов, то нет никаких оснований утверждать об экологическом несоответствии угля как топлива по сравнению с газом. Примером может послужить ТЭБ таких стран как Польша, Индия, Китай, где уровень использования угля составляет 66,4%, 51,2% и 67,3% соответственно.
История энергостарения
Старение и износ основных фондов городских коммунальных хозяйств в период 1990 – 2011 годыпроисходило в энергетическом секторе. Второе десятилетие муниципальные энергетические системы постоянно снижают свою надёжность, в городских хозяйствах растут ценовые и ресурсные диспропорции. Особенно быстро эти процессы начали происходить в секторе теплоснабжения.
Такие ценовые диспропорции на муниципальных рынках энергоресурсов возникли вследствие опережающих темпов роста цен на первичные виды топлива (газ, нефть, уголь) по сравнению с ценами на вторичные энергоносители (тепловая и электрическая энергии). Это происходит из-за госрегулирования стоимости услуг, которые поставляют естественные монополии, тогда как цены на первичное топливо теперь определяются только конъюнктурой на мировых рынках.
Кроме того, проблемы тарифообразования, а соответсвенно, диспропорции стоимости энергоносителей (в особенности на рынках тепловой энергии и природного газа) заключаются в длительном перекрестном субсидировании населения за счет бюджетной сферы и промышленности. Таким образом, структурные и ценовые изменения энергетических балансов в украинских городах происходят в совершенно другом направлении, чем в развитых странах мира. Не стоит забывать, что в Украине с самого начала её существования как независимого государства не разрабатывались государственные, региональные и муниципальные топливно–энергетические балансы.
Читайте также: Тарифы на тепло «удвоили ставки»
В условиях политики повсеместной газификации Украины, продолжающейся последние 40 лет, с началом роста рыночных цен на другие виды топлива в 90-х годах сложилось искаженное соотношение цен на основные виды энергоносителей, что экономически предопределило формирование нерациональной структуры топливно-энергетического баланса страны.При искусственно созданной дешевизне газа в стране почти полностью утрачены стимулы к энергосбережению у потребителей природного газа. Это привело к его нерациональному и неэффективному использованию, консервации те хнического уровня генерирующего оборудования в энергетике и системах теплоснабжения.
В период 1980-1990 годах в украинских городах ещё существовала стабильная топливная база, избыток энергетических ресурсов и энергетических мощностей. С1991 года эта стабильная ситуация начала быстро меняться. С середины 2000-х годов быстрый рост цен на «голубое» топливо практически полностью газифицированная Украина с монотопливными системами городского теплоснабжения становится «заложником» газификации, не обладая финансовыми ресурсами, позволяющими обеспечить платежеспособность населения и бюджетов в долгосрочной перспективе.
После газовых кризисов 2005 - 2008 годов стала ясно, что рост цен на газ в период 2010 – 2020 годы потребует массового перевода городских систем теплоснабжения на более дешёвые виды топлива и энергии. Комплексная модернизация систем централизованного теплоснабжения с их переводом на мультитопливные балансы стала неизбежной.
Последний отчетный топливно-энергетический баланс Украины был разработан в 1990 годы, как составляющая часть энергобаланса СССР. В Союзе единый энергетический баланс готовился для регионов и в национальном масштабе каждые пять лет. Переход к рыночным отношениям в начале 90-х годов фактически упразднил централизованную систему распределения энергоресурсов, сведя к минимуму роль ТЭБ, как системного документа при принятии стратегических решений долгосрочного планирования.
Энергобалансирование
Основные причины необходимости составления ТЭБ в Украине:
1. Резкий рост цен на природный газ ставит под сомнение его роль, как основного топлива, в монотопливных системах теплоснабжения Украины;
2. Ситуация с возможным дефицитом природного газа и тепловой энергии при растущем до критических отметок износом основных фондов теплоэнергетических предприятий чревата множеством аварий и катастроф;
3. Возможен быстрый и необратимый рост неплатежей населения и бюджетов городов Украины в связи с неизбежным ростом тарифов на тепловую энергию в период 2010 – 2016 годов.
Читайте также: Стабильность тарифов на газ становится призрачной
Наиболее полную характеристику энергетического хозяйства дает сводный (единый, общий) ТЭБ, который может быть разделен на частные балансы: топливный, тепловой, электрический. Все показатели расчетного баланса приводятся как в натуральном (физическом) выражении, так и в пересчете в условное топливо. Пересчет в условное топливо необходим при сопоставлении различных видов топлива, сравнительной оценке эффективности их использования, а также при определении расходов ТЭР на производство различных видов продукции. Все виды натурального топлива пересчитываются в условное, как правило, по их фактическим калорийным эквивалентам, определенным как отношение низшей теплотворной способности топлива данного вида к теплотворной способности 1кг условного топлива, т.е.7000 ккал/кг.
Топливно-энергетический баланс городской системы теплоснабжения - это соотношение объёмов поступающих или добываемых (перерабатываемых) ТЭР и убывающих, вследствие их потребления и потерь внутри этой системы на территории города. ТЭБ системы теплоснабжения должен состоять из трех категорий:
1.Показатели производства первичных энергоресурсов, экспорт, импорт (ввоз-вывоз) и изменение в запасах.
2. Демонстрирует трансформацию топлива и энергии (угля, мазута газа, электроэнергии) в тепловую энергию с учетом технологий повышения эффективности производства тепла, параметров ценовой конкуренции видов топлива и энергии, суммарное потребление и производство тепловой энергии.
3.Описывает структуру конечного использования тепловой энергии в различных секторах потребления (конечное потребление энергии), таким образом, что потребности в тепловой энергии все время оцениваются с учетом общего изменения параметров развития экономики и динамики теплового баланса.
Читайте также: Украину ждет газовый бойкот
На основании ТЭБ должны вырабатываться управленческие решения как стратегического характера, так и решения, определяющие развитие муниципалитета в долго- и среднесрочном периодах. Например, ТЭБ должен обеспечить поддержку следующих решений стратегического характера:
-Оценка фактического состояния теплопотребления и муниципальной энергетической эффективности (в части тепловой энергии);
-Выявление причин и структуры потерь топливно-энергетических ресурсов при генерации, транспорте и распределении тепла;
- Выработку и обоснование стратегии использования привозных и местных топливно-энергетических ресурсов для выработки тепловой энергии;
- Принятие решений о возможности создания новых энергоёмких производств, строительстве объектов жилищного фонда и социально-бытовой сферы, требующих значительного количества тепла;
- Принятие решений о возможности создания новых производств по переработке отходов в топливо, строительстве утилизационных энергоблоков, использующих муниципальное и промышленное сбросное тепло от низко- и высокотемпературных источников.
- Планирование и оптимизация тарифной политики и бюджетных расходов.
- Прогнозирование расходов потребителей на энергетические ресурсы и коммунальные услуги и др.
Какие двери являются надежными? Которые изготовлены из прочного материала. На сайте straj.ua Вашему вниманию будет представлен каталог стальных дверей. Заходите и делайте свой выбор.
Комментарии (0)
Для комментирования вам необходимо авторизоваться на сайте