ГлавнаяПубликацииТеплоэнергетикаКак лечить энергетическую зависимость?

Как лечить энергетическую зависимость?

Украина является энергодефицитной страной, которая лишь на половину удовлетворяет свои потребности в топливе и энергии. Для того, чтобы рационально расходовать ресурсы, государству надо менять подходы к формированию энергетического баланса.

Энергетическая безграмотность или зависимость

Одним из основных направлений энергетической политики в государстве является формирование топливно-энергетического баланса (ТЭБ), который характеризирует существующие энергетические ресурсы в стране и их использование. ТЭБ Украины формируется за счет двух источников - импорта энергоносителей (43%) и их собственной добычи.
 
Страна обеспечена запасами угля на несколько сотен лет, поэтому он остается главным энергоносителем страны. Запасы же других энергоресурсов очень ограничены. По данным Министерства энергетики, доля угля в топливно-энергетическом балансе составляет 28,8% (мировой показатель - 28,6 %), природного газа - 44% (мировой показатель - 23 %), нефти - 9,6% (мировой показатель - 37,5%), атомной энергии - 13,3% (мировой показатель - 6,5 %), гидроэнергии - 1,6% (мировой показатель - 6,2%). 
 
Газовая зависимость Украины обусловлена тем, что страна ежегодно потребляет порядка 80 млрд кубометров «голубого» топлива. Собственная добыча не превышает 20 млрд кубометров. Импортный газ в Украину ввозиться из Туркменистана и других стран Средней Азии, а также - из России. 
Восточный сосед также является крупнейшим поставщиком нефти – 75% российского импорта. Казахстан поставляет 14% «черного золота» и только 11% - украинские нефтедобывающие компании. Украина занимает 10-е место в мире по добыче угля (около 100 млн тонн) и 8-е по доказанным запасам (около 40 млрд тонн). При нынешних темпах добычи Украине хватит угля на 412 лет, а газа – всего на 60 лет. Мировые запасы угля составляют в перерасчете на условное топливо около 66% общего объема разведанных запасов энергоресурсов. 
 
Как видим, энергобаланс Украины не соответствует существующим запасам в стране ТЭР и мировым тенденциям в использовании энергоносителей. Так, в энергобалансе главное место занимает газ, хотя запасы угля на одного человека в несколько раз превышают мировые. Так как сегодня широко используются современные технологии сжигания угля и средства очищения выбросов, то нет никаких оснований утверждать об экологическом несоответствии угля как топлива по сравнению с газом. Примером может послужить ТЭБ таких стран как Польша, Индия, Китай, где уровень использования угля составляет 66,4%, 51,2% и 67,3% соответственно.

История энергостарения

Старение и износ основных фондов городских коммунальных хозяйств в период 1990 – 2011 годыпроисходило в энергетическом секторе. Второе десятилетие муниципальные энергетические системы постоянно снижают свою надёжность, в городских хозяйствах растут ценовые и ресурсные диспропорции. Особенно быстро эти процессы начали происходить в секторе теплоснабжения. 
 
Такие ценовые диспропорции на муниципальных рынках энергоресурсов возникли вследствие опережающих темпов роста цен на первичные виды топлива (газ, нефть, уголь) по сравнению с ценами на вторичные энергоносители (тепловая и электрическая энергии). Это происходит из-за госрегулирования стоимости услуг, которые поставляют естественные монополии, тогда как цены на первичное топливо теперь определяются только конъюнктурой на мировых рынках.
 
Кроме того, проблемы тарифообразования, а соответсвенно, диспропорции стоимости энергоносителей (в особенности на рынках тепловой энергии и природного газа) заключаются в длительном перекрестном субсидировании населения за счет бюджетной сферы и промышленности. Таким образом, структурные и ценовые изменения энергетических балансов в украинских городах происходят в совершенно другом направлении, чем в развитых странах мира. Не стоит забывать, что в Украине с самого начала её существования как независимого государства не разрабатывались государственные, региональные и муниципальные топливно–энергетические балансы.
В условиях политики повсеместной газификации Украины, продолжающейся последние 40 лет, с началом роста рыночных цен на другие виды топлива в 90-х годах сложилось искаженное соотношение цен на основные виды энергоносителей, что экономически предопределило формирование нерациональной структуры топливно-энергетического баланса страны.При искусственно созданной дешевизне газа в стране почти полностью утрачены стимулы к энергосбережению у потребителей природного газа. Это привело к его нерациональному и неэффективному использованию, консервации те хнического уровня генерирующего оборудования в энергетике и системах теплоснабжения. 
 
В период 1980-1990 годах в украинских городах ещё существовала стабильная топливная база, избыток энергетических ресурсов и энергетических мощностей. С1991 года эта стабильная ситуация начала быстро меняться. С середины 2000-х годов быстрый рост цен на «голубое» топливо практически полностью газифицированная Украина с монотопливными системами городского теплоснабжения становится «заложником» газификации, не обладая финансовыми ресурсами,  позволяющими обеспечить платежеспособность населения и бюджетов в долгосрочной перспективе. 
 
После газовых кризисов 2005 - 2008 годов стала ясно, что рост цен на газ в период 2010 – 2020 годы потребует массового перевода городских систем теплоснабжения на более дешёвые виды топлива и энергии. Комплексная модернизация систем централизованного теплоснабжения с их переводом на мультитопливные балансы стала неизбежной.
 
Последний отчетный топливно-энергетический баланс Украины был разработан в 1990 годы, как составляющая часть энергобаланса СССР. В Союзе единый энергетический баланс готовился для регионов и в национальном масштабе каждые пять лет. Переход к рыночным отношениям в начале 90-х годов фактически упразднил централизованную систему распределения энергоресурсов, сведя к минимуму роль ТЭБ, как системного документа при принятии стратегических решений долгосрочного планирования.

Энергобалансирование

Основные причины необходимости составления ТЭБ в Украине:
 
1. Резкий рост цен на природный газ ставит под сомнение его роль, как основного топлива, в монотопливных системах теплоснабжения Украины;
 
2. Ситуация с возможным дефицитом природного газа и тепловой энергии при растущем до критических отметок износом основных фондов теплоэнергетических предприятий чревата множеством аварий и катастроф;
 
3. Возможен быстрый и необратимый рост неплатежей населения и бюджетов городов Украины в связи с неизбежным ростом тарифов на тепловую энергию в период 2010 – 2016 годов.
Наиболее полную характеристику энергетического хозяйства дает сводный (единый, общий) ТЭБ, который может быть разделен на частные балансы: топливный, тепловой, электрический. Все показатели расчетного баланса приводятся как в натуральном (физическом) выражении, так и в пересчете в условное топливо. Пересчет в условное топливо необходим при сопоставлении различных видов топлива, сравнительной оценке эффективности их использования, а также при определении расходов ТЭР на производство различных видов продукции. Все виды натурального топлива пересчитываются в условное, как правило, по их фактическим калорийным эквивалентам, определенным как отношение низшей теплотворной способности топлива данного вида к теплотворной способности 1кг условного топлива, т.е.7000 ккал/кг. 
 
Топливно-энергетический баланс городской системы теплоснабжения - это соотношение объёмов поступающих или добываемых (перерабатываемых) ТЭР и убывающих, вследствие их потребления и потерь внутри этой системы на территории города. ТЭБ системы теплоснабжения должен состоять из трех категорий:
 
1.Показатели производства первичных энергоресурсов, экспорт, импорт (ввоз-вывоз) и изменение в запасах. 
 
2. Демонстрирует трансформацию топлива и энергии (угля, мазута газа, электроэнергии) в тепловую энергию с учетом технологий повышения эффективности производства тепла, параметров ценовой конкуренции видов топлива и энергии, суммарное потребление и производство тепловой энергии.
 
3.Описывает структуру конечного использования тепловой энергии в различных секторах потребления (конечное потребление энергии), таким образом, что потребности в тепловой энергии все время оцениваются с учетом общего изменения параметров развития экономики и динамики теплового баланса.
На основании ТЭБ должны вырабатываться управленческие решения как стратегического характера, так и решения, определяющие развитие муниципалитета в долго- и среднесрочном периодах. Например, ТЭБ должен обеспечить поддержку следующих решений стратегического характера:
 
-Оценка фактического состояния теплопотребления и муниципальной энергетической эффективности (в части тепловой энергии);
-Выявление причин и структуры потерь топливно-энергетических ресурсов при генерации, транспорте и распределении тепла;
- Выработку и обоснование стратегии использования привозных и местных топливно-энергетических ресурсов для выработки тепловой энергии; 
- Принятие решений о возможности создания новых энергоёмких производств, строительстве объектов жилищного фонда и социально-бытовой сферы, требующих значительного количества тепла;
- Принятие решений о возможности создания новых производств по переработке отходов в топливо, строительстве утилизационных энергоблоков, использующих муниципальное и промышленное сбросное тепло от низко- и высокотемпературных источников.
- Планирование и оптимизация тарифной политики и бюджетных расходов.
- Прогнозирование  расходов потребителей на энергетические ресурсы и коммунальные услуги и др. 

Какие двери являются надежными? Которые изготовлены из прочного материала. На сайте straj.ua Вашему вниманию будет представлен каталог стальных дверей. Заходите и делайте свой выбор.

 
Комментарии (0)