ГлавнаяПубликацииТранспортПеревозчики раздерибанят пассажиров

Перевозчики раздерибанят пассажиров

Рынок автоперевозок Донецкой области ожидает масштабный передел. Транспортная империя, созданная донецким бизнесменом Владиславом Дрегером, в перспективе может утратить статус главного регионального организатора пассажирских перевозок.

С декабря 2012 года  новости о деятельности Донецкого областного предприятия автобусных станций (ДОПАСа) – монополиста на рынке автобусных перевозок – напоминают фронтовую сводку. Скандал разгорелся после того, как в конце прошлого года компания заявила о задержании налоговой милицией начальника финансового отдела, изъятии печати и попытке рейдерского захвата. В ответ на это ДОПАС организовал на донецких автовокзалах «Южном» и «Западном» предупредительную двухчасовую забастовку, полностью остановив движение пассажирского транспорта из центра в города области: были закрыты билетные кассы, заблокирован въезд автотранспорта, пассажиров оповещали о попытке рейдерского захвата. 

Это привело к вовлечению в конфликт представителей власти. В частности, в Донецкой облгосадминистрации и мэрии расценили акцию протеста как умышленное невыполнение ДОПАСом своим обязательств и пообещали «принять меры адекватные таким действиям». 
 
И меры были приняты. В январе 2013 года теруправление Госгорпромнадзора в Донецкой области начало внеплановую проверку состояния охраны труда и промышленной безопасности на трех автовокзалах: «Южном», «Западном» и «Восточном». В результате  были выявлены серьезные нарушения, и госконтролер пригрозил отключить от питания электроустановку автовокзала «Южный» до полного их устранения. Кроме того, Донецкий союз автоперевозчиков инициировал антимонопольное разбирательство в отношении ДОПАСа – направил соответствующее заявление в Донецкое территориальное отделение Антимонопольного комитета.
 
Справка:
 
В 1969 году в Донецкой области на базе действующих автостанций было создано государственное объединение. В 1997 году оно было преобразовано в акционерное общество. С тех пор аббревиатура ДОПАС и организация автобусных пассажирских перевозок между городами области – понятия неделимые. Само же предприятие давно обрело статус транспортного монополиста в своем сегменте рынка. 
 
Раздвоение личности 
 
В настоящее время, Донецких областных предприятий автобусных станций существует два. Первый ДОПАС – публичное акционерное общество. Именно оно является правопреемником государственного предприятия. Второй ДОПАС, – общество с ограниченной ответственностью – компания, по данным ЕГРПУ, зарегистрированная в мае 2011 года. 

 
Оба ДОПАСа занимаются организацией пассажирских перевозок. Согласно годовому отчету ПАО, в его состав входят  42 автобусные станции и 11 диспетчерских пунктов. При этом основных видов деятельности ПАО «ДОПАС» задекларировано три: организация пассажирских перевозок, продажа билетов и обеспечение функционирования инфраструктуры автомобильного и городского транспорта. Клиентами предприятия в 2011 году были автотранспортные предприятия и частники, осуществляющие пассажирские перевозки по территории восьми областей Украины, а также перевозки в Россию. 
 
Однако в конце 2011 года ситуация кардинально изменилась. Как отметило ПАО «ДОПАС» в своем годовом отчете, обнародованном на сайте компании, предприятие «было вынуждено уменьшить объемы предоставления услуг в связи с расторжением договоров аренды автостанций по инициативе арендодателей». В результате  к 2012 году  в ведении ПАО осталось всего четыре автостанции, а на балансе – 6 автомобилей.
 
А вот ООО «ДОПАС», напротив, продемонстрировало феноменальный рост и в 2012 году фактически заняло рыночную нишу своего «тезки». По данным самой компании, ООО «Донецкое областное предприятие автомобильных станций» сотрудничает с 250 украинскими и международными автоперевозчиками, обслуживает 1,2 миллиона пассажиров в месяц, обеспечивая 60 тысяч отправлений транспорта с автостанций. Ежедневно ООО «ДОПАС» перевозит 40 тысяч пассажиров с 49 автостанций Донецкой области. 
 
Несмотря на произошедшую «рокировку», основным игроком на донецком рынке пассажирских автоперевозок по-прежнему остается ДОПАС. В этом, видимо, и кроется основная причина того, что с декабря прошлого года ООО «Донецкое областное предприятие автобусных станций» является главным ньюсмейкером скандальных новостей.
 
Передел рынка
 
Дело в том, что оба ДОПАСа участники рынка связывают с донецким бизнесменом – Владиславом Дрегером, который также известен как собственник «Зуевского электро-механического завода». Строить бизнес в сфере автотранспортных перевозок господин Дрегер начал в 2004 году с приобретения ДОПАСа. В том же году предприятие увеличило уставный фонд за счет допэмиссии более чем в 10 раз, -  до 22,7 млн грн, после чего компания стала активно «прирастать» новыми автостанциями. Впрочем, эксперты отмечают, что Владислав Дрегер владел не только ДОПАСом, но и другими предприятиями, и, фактически, контролировал почти все автостанции в городах области, и некоторые автотранспортные предприятия.
 
 
В апреле 2011 года Владислав Дрегер был задержан и ему предъявлено обвинение по ст. 191 ч.5 УК Украины (хищение в особо крупных размерах, карается конфискацией имущества и лишением свободы на срок 8-12 лет). Сейчас бизнесмен находится в СИЗО. 
 
Вместе с тем, после ареста господина Дрегера конфигурация его бизнеса существенно изменилась. Так, в третьем квартале 2011 года у ПАО «ДОПАС» появились новые собственники. По данным открытых источников, ЧАО «ДЛ-ХОЛДИНГ», которое ранее владело 69% его акций, от них избавилось. Новыми владельцами этого пакета стали два ООО – Горловское АТП и Торезское АТП. Кроме того, у ПАО также сменились миноритарные акционеры. В мае прошлого года мэр Донецка Александр Лукьянченко подтвердил информацию о смене собственников, заявив, что автовокзал «Западный» нашел «новых хозяев, которые перекупили бизнес у господина Дрегера».
 
Игра ва-банк
 
Сейчас ООО «ДОПАС» игроки рынка по-прежнему называют подконтрольным Владиславу Дрегеру, несмотря на то, что компания была зарегистрирована после ареста бизнесмена. При этом деятельность ООО «ДОПАС» тесно связана с деятельностью трех других компаний, которые владеют автостанциями в городах Донецкой области и некоторыми АТП – «ДОНБУД», «Автовокзалы Донбасса» и «Донецкие Автовокзалы». Причем два последних предприятия находятся по тому же адресу, что и ООО «ДОПАС». Да и во время задержания налоговой милицией начальника финансового отдела ДОПАСа при нем были круглые печати всех трех вышеупомянутых компаний.
 
То что сейчас ООО «ДОПАС» с компаниями-сателлитами находится «под перекрестным ударом», многие эксперты неофициально называют «попыткой «отжатия» бизнеса у Владимира Дрегера». Примечательно, что слухи об этом по Донецку поползли еще два года назад, сразу после его ареста. Участники рынка поговаривали, что формальным поводом для притязаний на бизнес господина Дрегера стало то, что подконтрольные ему предприятия подали заявку на конкурс официальных перевозчиков ЕВРО-2012, что якобы возмутило сильных мира сего. Впрочем, подтвердить информацию об участие в конкурсе «Украине Коммунальной» не удалось. 
 
О том, что материальный интерес присутствует в последних событиях, связанных с ООО «ДОПАС», подчеркивает и директор предприятия Елена Бордюкова: «Накануне рейдерского захвата предприятий к нам обращались неизвестные лица с предложением продать автовокзал «Южный», расположенный в центре Донецка, для переоборудования его в торгово-развлекательный центр».
 
 
Косвенным подтверждением того, что давление на владельца ДОПАСа оказывается с целью завладения его бизнесом, может служить то, что с момента задержания бизнесмена прошло уже почти два года, а о ходе и результатах следствия, не говоря уже о рассмотрении дела в суде, ничего неизвестно. И это с учетом того, что, согласно новому УПК, предельный срок досудебного расследования не должен превышать 12-месяцев.
 
Будущее без вариантов
 
Впрочем, возможен и альтернативный сценарий перераспределения ролей на междугородном рынке перевозок в регионе – строительство нового автовокзала с концентрацией на нем основных транспортных потоков, которые сегодня проходят через автовокзалы «Южный» и «Западный». 
 
«Расположение автовокзала «Западный» действительно неудачное… Тем не менее, это решение принималось Донецком вместе со структурами «ДОПАС», - заявил в январе 2013 года первый замначальника ГУ развития базовых отраслей промышленности, энергетики и энергоэффективности Донецкой облгосадминистрации Александр Рыщенко. - Сейчас рассматривается вопрос, чтобы с новыми инвесторами открыть автовокзал в районе аэропорта. Как организаторы, мы имеем право все маршруты автобусов направлять на автовокзал: туда, где удобно пассажирам. Пока для такого выбора в Донецке есть 2 автовокзала – это «Южный» и «Западный», которые сертифицированы. Если появится новый, то большую часть рейсов в для удобства перенесут туда».
 
Правда, по словам мэра Донецка Александра Лукьянченко, никаких предпосылок и объективных причин для строительства в Донецке нового автовокзала нет. «В Донецке в резерве есть автостанция в аэропорту. Она еще не задействована, потому что там не закончено строительство, - пояснил мэр Донецка в середине февраля. - Я думаю, что «Западный» переносить в район аэропорта не совсем целесообразно. Тогда мы просто-напросто закроем Киевский проспект, загрузим город. Поэтому городом никакие разговоры на эту тему не велись». Тем не менее, в отдаленной перспективе реализация этого сценария возможна. 
 
Остается лишь добавить, что уже месяц на «фронте междугородных перевозок» в Донецкой области все спокойно. Однако спокойствие это обманчиво. Пока Владислав Дрегер находится в тюрьме, место «автобусного короля Донбасса» вакантно. А такое место, пустовать долго не может…
 
Последние «сводки с фронтов» этот тезис полностью подтверждают. На днях стало известно, что ООО «ДОПАС» убедительно попросили «подвинуться». Собственники автостанций в городах Донецкой области ООО «Донецкие автовокзалы» и ООО «Автовокзалы Донецка» подписали договора аренды с новой структурой ОПАС «Восток». 

 

 
Комментарии (1)
Михаил2
19 марта 2013 г. 10:23
А что вы хочите? Сейчас везде дерибан, а в Донецке - так и вообще, святое дело.