ГлавнаяПубликацииТарифы ЖКХПлата за коммуналку: с поставщиками «один на один»

Плата за коммуналку: с поставщиками «один на один»

Депутаты так вошли во вкус избавления от бюджетного «балласта» в виде субвенций коммунальщикам, что напрочь забыли о действующих принципах регулирования цен на ЖКУ и о концепции реформирования отрасли. За их амнезию придется заплатить гражданам.

Уже в ближайшее время у потребителей коммунальных услуг появится новая «уникальная» возможность, — платить за жилищно-коммунальные услуги по полной, без оглядки на субвенции из госбюджета, то есть без надежды, что часть затрат на коммуналку возьмет на себя государство. 

Проект закона №2029а «О внесении изменений в некоторые законы Украины в сфере коммунальных услуг» вышел на финишную прямую. Он разработан Минрегионом, подан Кабмином и полностью вычеркивает из законодательства такое понятие как субвенции на компенсацию несоответствия платы за теплоснабжение, отопление, поставку холодной и горячей воды их фактической стоимости. 
 
На прошлой неделе Верховная Рада проект приняла. Теперь дело лишь за подписью Президента, но можно не сомневаться — она появится, поскольку с самого начала проект активно продавливался «сверху». Так, во время рассмотрения в первом чтении он первоначально набрал лишь 224 голоса. После чего спикер Верховной Рады Владимир Гройсман четыре раза попросил депутатов изменить свое мнение о предложенных поправках и нажать зеленую кнопку: дважды — за повторное голосование и одобрение в первом чтении, и дважды — за подготовку ко второму чтению по сокращенной процедуре. При этом, в увещевании законотворцев обошлось разве что без пляски с бубном и гипноза. Впрочем, это не удивительно. По словам Министра финансов Наталии Яресько, принятие проекта №2029а необходимо для получения финансовой поддержки от Всемирного банка в сумме 1,3 млрд долл. 
 
К тому же, у проекта есть «брат-близнец» — сошедший с дистанции кабминовский проект №2670. Верховная Рада в апреле его отклонила, после чего Премьер-министр Арсений Яценюк заявил, что «неголосование за этот проект — это минус 800 млн дол. для украинской экономики» и призвал депутатов «вернуться и результативно проголосовать». 
 
По сути, проект №2029 — реинкарнация отклоненного законопроекта и воплощение призыва Арсения Яценюка на практике. Судя по настойчивости, с которой законопроект продвигается в парламенте, ждать «разгосударствления» коммунальных платежей осталось недолго. 

Субвенциям на коммуналку — бой 

В процессе прохождения в парламенте, проект №2029 существенно отредактирован, но основные его положения не изменились. Ключевых нововведений два. Во-первых, из Закона «О жилищно-коммунальных услугах» изымается два пункта, согласно которым затраты на возмещение коммунальщикам потерь от заниженных тарифов возмещаются за счет средств соответствующего местного бюджета. Во-вторых, в законодательстве более четко прописывается норма¸ запрещающая устанавливать цены на коммунальные услуги «ниже экономически обоснованных затрат на их производство». 
 
 
Сейчас средства для компенсации разницы между тарифами и себестоимостью коммуналки перечисляются «на места» из госбюджета в виде соответствующих субвенций. В случае принятия проекта местные бюджеты освободятся от обязанности финансирования коммунальщиков, соответственно, отпадет потребность в выстраивании сложных схем взаимозачета и в госбюджетных субвенциях. Проще говоря, возмещение затрат на производство/предоставление коммунальных услуг проект полностью перекладывает на население. 
 
Правда, есть нюансы. В настоящее время местные власти наделены двойной обязанностью компенсации убытков коммунальщикам за счет местных бюджетов — в том числе, за заниженные тарифы, установленные самим органом местного самоуправления. Эта норма прописана в пункте 4 статьи 31 Закона «О ЖКХ». В процессе подготовки проекта №2029 ко второму чтению, поступило предложение этот пункт также изъять из закона, однако профильный комитет инициативу не поддержал. 
 
Поэтому, по оценке главного научно-экспертного управления парламента, принятие проекта №2029 не обеспечит «единого подхода в сфере государственного регулирования вопросов формирования и установления тарифов», как это обещают Минрегион с Кабмином. К тому же, есть еще пункт 8 статьи 31 Закона «О ЖКХ», согласно которому центральные органы власти обязаны возмещать производителям/исполнителям коммунальных услуг убытки, вызванные непредвиденными затратами в случае изменения тарифов на коммуналку. Эта норма тоже не вписывается в «единый подход». Но если не принимать ее в расчет, задачу освобождения госбюджета от субсидирования коммунальщиков проект №2029 решил успешно. 
 
Для местных властей запрет действует и сегодня. Закон «О ЖКХ» прямо запрещает им устанавливать тарифы на жилищно-коммунальные услуги ниже экономически обоснованных затрат. А общую «бюджетную» норму закона, согласно которой заниженные тарифы могут быть установлены при условии соответствующего возмещения, проект отменяет. Вместо нее проект устанавливает прямой запрет на занижение тарифов для центральных органов власти и Нацкомиссий. Крайним в этой ситуации оказывается население.

Счет идет на миллиарды

Цена вопроса — несколько миллиардов гривен. В лучшие для получателей «коммунальных» компенсаций времена, размер выплат превышал 14 млрд грн. Так, в 2012 году законом о госбюджете были предусмотрены «тарифные» субвенции в размере 15,9 млрд грн (выделена и использована меньшая сумма — 14,4 млрд грн). В законе о госбюджете на 2014 год субвенции прописаны в размере 14 млрд грн (использовано — 12,7 млрд грн). 
 
Правда, периодически компенсация «разницы в тарифах» серьезно буксует, а средства для ее предоставления законотворцам приходится искать «по сусекам». Например, в 2013 году из задекларированных в госбюджете субвенций в размере 5,1 млрд грн, реально выделено меньше половины — 2 млрд грн, а в 2014 году коммунальщики получили сверхбалансовые выплаты (в расходах госбюджета по коду №2761520 — субвенции местным бюджетам на погашение «разницы в тарифах», — предусмотрено 2,9 млрд грн) лишь за счет того, что депутаты разрешили Кабмину выпустить гособлигации на сумму свыше 11 млрд грн и потратить их на выплату компенсаций.
 
В текущем году до реального предоставления субвенций дело еще не дошло. В законе о госбюджете на компенсацию «разницы в тарифах», как и в прошлом году, предусмотрено 2,9 млрд грн. При этом никаких сверплановых средств на выплату субвенций депутаты не изыскали, в смету бюджета-2015 эта статья расходов вписана лишь в марте, а порядок предоставления субвенций утвержден Кабмином лишь в июне — Постановлением №375. Поэтому не удивительно, что по данным Минрегиона, на 1 июля ни копейки «тарифных» субвенций местные бюджеты не получили. 
 
Ничего экстраординарного в этом нет. Субвенции часто «набирают обороты» лишь к концу года, хотя сама тенденция показательна. Но еще более примечательно то, что у проекта №2029а, по сути, отсутствует финансово-экономическое обоснование, что является нарушением Бюджетного кодекса и регламента парламента. При этом, в пояснительной записке к проекту, разработчики указали, что внедрение нововведений не требует дополнительных бюджетных затрат, что, мягко говоря, не совсем так. Ужесточение требований к экономической обоснованности коммунальных тарифов с одновременной отменой бюджетной поддержки, неизбежно приведет к повышению стоимости коммунальных услуг, причем существенному. По данным Госстата, в 2014 году коммуналка обошлась населению примерно в 50 млрд грн — столько коммунальщики начислили за предоставленные услуги. Прибавка к этой сумме 12-14 млрд грн субвенций, предоставленных из бюджета-2014, позволяет сделать вывод, что при отсутствии бюджетной поддержки коммунальные услуги могут подорожать почти на треть или, как минимум, на несколько процентов — при реализации самого оптимистического сценария. 
 
Поэтому обойтись без пересмотра показателей бюджета при реализации проекта №2029а можно лишь при одном условии — если внедрять нововведения по принципу «проблемы индейцев - шерифа не волнуют».

Игра в одни ворота 

Вообще, «отлучение» жилищно-коммунальной сферы от бюджетных вливаний можно было бы только приветствовать, если бы не одно но. Проект №2029а явно однобокий. Он усиливает давление на потребителей коммунальных услуг, ничего не предлагая взамен — ни новых компенсационных механизмов, ни удешевления коммунальных услуг хотя бы для отдельных категорий населения. Но что еще хуже — он вовсе не гарантирует повышения эффективности использования коммунальных платежей и не защищает от их нецелевого использования.
 
Между тем, никто не отменял статью 30 Закона «О ЖКХ», которой установлены два «народных» принципа госрегулирования цен на ЖКУ: услуги должны быть доступны всем потребителям, а государство должно обеспечивать опережение роста доходов населения над ростом коммунальных тарифов. «Дружит» ли проект №2029а с этими принципами?
 
При этом значительное упрощение порядка предоставления субсидий, которое после опубликования 11 июля Кабмином в «Урядовом курьере» Постановления №475 наконец-то стало реальностью, вовсе не тождественно обеспечению социальной защиты потребителей коммунальных услуг. Обращение за субсидией — дело добровольное. Даже в рекордные годы субсидию в Украине получали немногим более 5 млн семей. Для повторения «рекорда» сегодняшнее количество получателей субсидий должно увеличиться примерно в 5 раз, что в обозримом будущем маловероятно. Как и опережающий рост доходов населения. Поэтому проект №2029а — «игра в одни ворота». 
 
Нельзя не упомянуть и о том, что еще в 2007 году президентским Указом 1324/2007 утверждена концепция ценообразования в сфере ЖКУ. Помимо прочего, в документе констатируется, что нельзя считать оптимальной распространенную в Украине систему тарифного регулирования по методу «расходы плюс», позволяющую закладывать в тариф все расходы, включая неэффективные. Но за 8 лет действия указа проблема так и не решена. О прозрачности деятельности коммунальщиков и четком нормировании их затрат также приходится лишь мечтать. 
 
«Должны ли тарифы быть такими, когда человек должен отдать свою последнюю зарплату, чтобы заплатить за эти тарифы?», - задал риторический вопрос во время обсуждения проекта №2029а народный депутат Олег Ляшко. Это, безусловно, игра на публику, но суть законодательных инициатив отражает верно. 
 
Валентин Хорошун, специально для ИА «Украина Коммунальная»
 
Комментарии (0)