ГлавнаяПубликацииАналитикаДоговора: как не попасть в жилищно-коммунальную ловушку

Договора: как не попасть в жилищно-коммунальную ловушку

С пересмотром тарифов на коммунальные услуги значительно выросла цена допущения ошибок при заключении договорных документов между потребителями ЖКУ и их исполнителями. Как не попасть в жилищно-коммунальную ловушку – разъясняют эксперты.

Подорожание жилищно-коммунальных услуг резко подняло жизненную значимость правовых взаимоотношений между потребителями услуг и их исполнителями, ведь цена допущения погрешностей, ошибок, легкомысленного отношения к договорным документам при их укладке значительно возросла в денежном эквиваленте, как и правовые последствия несоблюдения их условий. Например, обращение взыскания на единственное жилье должника и земельный участок под ним возможно только если размер задолженности превышает 10 минимальных заработных плат. На сегодня это 12,18 тыс. грн. Если до недавнего времени для накопления такой суммы задолженности за услуги централизованного теплоснабжения, газоснабжения или водоснабжения необходимо было несколько бесплатных лет, то сейчас счет идет на месяцы, и будет идти еще быстрее. Поэтому, учитывая склонность коммунальщиков к различным ухищрениям и неприглядного состояния судебной системы в Украине, правовую значимость оформления правоотношений между потребителем услуг и их исполнителями трудно переоценить. 

Главным документом в установлении таких правоотношений является Договор, и Законодательство Украины прямо обязывает потребителей и исполнителей услуг к его заключению. Отсутствие договора, как ошибочно считают отдельные потребители, не освобождает их от обязанностей по оплате за фактически полученные услуги, и судебная практика это однозначно подтверждает. А вот отсутствие урегулированных условий при таких бездоговорых отношениях точно не на пользу потребителю. Именно договор позволяет его сторонам четко определить свои права и обязанности и, опираясь на условия договора, защищать свои интересы при его исполнении.
 
Сейчас ситуация в отрасли сложилась таки образом, что практически по всем видам жилищно-коммунальных услуг были, или будут изменены тарифы, условия предоставления услуг и даже их исполнители. Такие обстоятельства влекут за собой обязательность внесения изменений в договоров или их перезаключения. 
 
К сожалению, некоторые исполнители услуг при заключении дополнительных соглашений к договорам, или перезаключении договоров, или их заключении де-нуво, пытаются по-тихому внести в них условия, которые могут дискредитировать права потребителей. Например, увеличить срок исковой давности, или отметить обязательность подписки, и тому подобное. Потому потребитель рискует из-за незнания тонкостей юриспруденции попасть в беду и потерять немалые деньги, вскочив в хитро расставленные коммунальщиками «договорные ловушки».
 
 
Чтобы этого не произошло, надо быть очень внимательным и придирчивым ко всему, что предоставляется на подпись. Независимо от того, что это - дополнительное соглашение к договору или новый договор. Ведь если ваша «виза» уже под документом, то помочь трудно, а то и вовсе будет невозможно. Для примера, сделаем малоинвазивную вивисекцию договора о предоставлении услуг по централизованному снабжению холодной воды и водоотведения (с использованием внутридомовых систем) - далее Договор, - который предлагает к заключению потребителям ПАО «Акционерная Компания «Киевводоканал» - в дальнейшем Исполнитель, - и попробуем определить, какие опасности в нем спрятаны. 
 
Для начала обратимся к действующему Законодательству Украины, а именно, нормативно-правовым актам – впредь НПА, регулирующим правовые отношения между потребителями и исполнителями услуг, в том числе и порядок заключения и содержание договорных документов при предоставлении жилищно-коммунальных услуг, разновидностью которых и является вышеупомянутый договор.
 
Основные нормы НПА, к которым мы будем обращаться в процессе препарирования Договора, это II раздел Гражданского Кодекса Украины – далее ГКУ, Глава 20 Хозяйственного Кодекса Украины – далее ХКУ, раздел VI специального ЗУ «О жилищно-коммунальных услугах» - далее ЗУ ЖКУ, Постановление КМУ от 21 июля 2005 г. N 630 Об утверждении Правил предоставления услуг по централизованному отоплению, снабжению холодной и горячей воды и водоотводу и типового договора о предоставлении услуг с централизованного отопления, поставки холодной и горячей воды и водоотведения – далее Постановление №630
 
Начнем с того, что согласно п.2, п.п. 3 Ст. 21 ЗУ «О жилищно-коммунальных услугах», Исполнитель обязан «подготовить и заключить с потребителем договор на предоставление жилищно-коммунальных услуг с определением ответственности за соблюдение условий его выполнения согласно типовому договору».
 
Постановлением №630 утвержден типовой договор о предоставлении услуг с централизованного отопления, поставки холодной и горячей воды и водоотведения. 
 
Типовые договоры подобного вида могут быть утверждены, согласно ч.5 ст.4 Гражданского кодекса Украины, относительно возможности издания нормативно-правовых актов органами государственной власти Украины, регулирующими гражданские отношения. Этот типовой договор имеет все главные признаки, которые необходимы для его применения в соответствии со ст.630 Гражданского кодекса Украины, а именно: это есть договор определенного вида и обнародованный в установленном законом порядке. 
 
Позиция судебной власти заключается в п. 38 письма Высшего хозяйственного суда от 7 апреля 2008 года «О некоторых вопросах практики применения норм Гражданского и Хозяйственного кодексов Украины», а именно, утверждение типовых договоров является формой государственного регулирования, которое заключается в принятии соответствующим органом нормативно-правового акта. Согласно абзацу 4 ч. 4 ст. 179 Хозяйственного кодекса Украины стороны не могут отступать от содержания типового договора, но имеют право конкретизировать его условия. Изложения условий договора в способ отличный от применения в типовом договоре (изложения условий другими словами) не является отступлением от содержания типового договора.
 
Еле начали разглядывать, соответствует ли Договор типовому, его содержание НПА, и сразу же замечаем несоответствия:
 
1. При определении лица потребителя, в Договоре указано на необходимости указывать ФИО, серию и №паспорта, ИНН (устаревшая аббревиатура), адрес! А в типовом договоре, предлагается указать лишь ФИО, НПА также не содержит требований относительно предоставления таких персональных данных Исполнителю. 
 
Вот и первая опасность. Исполнителю могут понадобится ваши избыточные персональные данные только для судебного преследования. Есть ли смысл ему в этом помогать и предоставлять больше информации чем предусмотрено НПА? 
 
Более того, внесение таких условий в договор присоединения (что это за зверь - рассмотрим далее, в п.5), которым согласно ЗУ ЖКУ и есть Договор, можно расценивать как нарушение требования ЗУ «Про информацию» и ЗУ «О защите персональных данных».
 
2. В п.1.2. Договора Исполнитель предлагает указать число всех членов семьи. Но, согласно НПА, для расчетов начислений по нормам потребления, используется количество потребителей услуги - зарегистрированных лиц, а не количество членов семьи! Хотя в тексте типового договора тоже используется термин - член семьи. 
 
Вторая опасность. Количество членов семьи может быть большим, чем количество зарегистрированных лиц – потребителей, и отметив в Договоре именно количество членов семьи, потребитель сталкивается на завышение платы при безучетном предоставлении услуги. Поэтому, следует указывать именно количество зарегистрированных лиц, а не членов семьи.
 
3. Последним предложением в п.2.1. Договора Исполнитель нивелирует согласования с потребителем тарифов при их изменении и, фактически, «автоматизирует» их имплементацию к уже действующему Договору без согласия на это потребителя. Типовым договором такое не предусмотрено, как и НПА.
 
Это уже третья опасность. Потребителя сознательно ставят в условия, когда Исполнитель в бесспорном порядке имеет право изменять тарифы и срок их применения. Потребитель об изменении стоимости услуг может даже и не знать, до момента получения расчетного документа. Такие действия являются дискриминационными в отношении потребителя и могут быть расценены как нарушение норм антимонопольного законодательства.
 
4. В Договоре отсутствуют некоторые существенные условия, наличие которых предусмотрено Ст. 26 ЗУ ЖКУ. Например: составляющие тарифов на каждую из услуг, общая стоимость услуг; порядок контроля и отчета сторон; порядок обслуживания сетей и распределение полномочий относительно их эксплуатации и восстановление (ремонта); порядок осуществления ремонта.
 
Опасность в том, что существенными считаются условия, которые необходимы и достаточны для заключения договора. Это следует из ст. 638 ГКУ, согласно которой договор считается заключенным только тогда, когда между сторонами в нужной для соответствующих случаев форме достигнуто соглашение по всем существенным его условиям. Это означает, что при отсутствии хотя бы одного из таких условий договор не может считаться заключенным. К тому же, внутридомовые сети водоснабжения и водоотведения находятся в общей совместной собственности владельцев помещений (квартир) в доме. Соответственно без распределения полномочий относительно их эксплуатации (заключение договора сервитута, или иным путем) Исполнитель будет безвозмездно использовать их, неправомерно получая выгоду от этого.
 
5. Договор на предоставление услуг по централизованному снабжению холодной воды, услуг по водоотведению (с использованием внутридомовых систем), заключаемого Исполнителем с потребителем - физическим лицом, не являющимся субъектом хозяйствования, является договором присоединения, в соответствии с п.7. Ст.26 ЗУ ЖКУ.
 
Опасность кроется в том, что по Ст. 634 ГКУ, договором присоединения является договор, условия которого установлены одной из сторон в формулярах или других стандартных формах, которые могут быть заключены лишь путем присоединения второй стороны к предложенному договору в целом. Вторая сторона не может предложить свои условия договора.
 
 
Договор присоединения может быть изменен или разорван по требованию стороны, которая присоединилась, если она лишается прав, которые имела, а также если договор исключает или ограничивает ответственность второй стороны за нарушение обязательства или содержит другие условия, явно обременительные для стороны, которая присоединилась. 
 
Сторона, которая присоединилась, должна доказать, что она, исходя из своих интересов, не приняла бы этих условий при наличии у нее возможности участвовать в определении условий договора.
 
Соответственно, при заключении Договора, потребитель имеет право только согласиться на те условия, которые предлагает Исполнитель. И только после заключения Договора, потребитель получит возможность изменить его, что будет очень непросто
 
По итогам препарирования напрашивается вывод, что – «Куда ни кинь – выходит клин!». Где-то так оно и есть. Исполнители жилищно-коммунальных услуг достаточно свободно относятся к требованиям законодательства относительно содержания договоров, а законодательство фактически лишило рядового потребителя возможности изменять договоры до их заключению по некоторым основным видам коммунальных услуг. А именно, услуг по централизованному отоплению, и водоснабжению, водоотведению (с использованием внутридомовых систем). 
 
Предоставление определенным видам коммунальных договоров статуса «договора присоединения» без обязательства исполнителей услуг относительно безусловного и бессменного соблюдения форм типовых договоров является не чем иным, как дискредитацией прав потребителей на защиту своих интересов. Но, проблема еще и в том, что и сами типовые договоры требуют совершенствования и приведения в соответствие с новациями в законодательстве!
 
К сожалению, единого универсального рецепта противодействия такому положению дел нет. И неизменной является рекомендация, не спешить и внимательно относиться к документам, которые должны быть подписаны. Ни в коем случае не делать это в спешке, в абонентских отделах или из рук представителей исполнителей. Потребитель имеет право получить проект документа для его изучения и не обязан ставить свою подпись под давлением. 
 
Если при ознакомлении с содержанием договорных документов возникают вопросы, то надо или самому поискать ответы на них, или обратиться к специалистам. Сейчас стоимость услуг специалистов, при таких высоких тарифов и наличии угрозы значительных денежных потерь, окупятся сторицей. А в дополнение - сохраните здоровье и время.
 
Впрочем, несмотря на то, или самостоятельно будет проведена ревизия договорных документов, или она будет сделана специалистом, она должна быть осуществлена. В противном случае, риски финансовых потерь увеличиваются пропорционально неосведомленности. Ибо тот, кто знает откуда враг идет, вовремя частокол сделает.
 
Иван Смольный, специально для «Украины Коммунальной»

  

Реклама: При выборе машины необходимо учитывать некоторые моменты. Возникает вопрос – какие же они? Все это заключено в модели Toyota. Воспользовавшись ссылкой http://www.toyota-odessa.com.ua/models/highlander/, Вашему вниманию представлен уникальный автомобиль, который годами покоряет сердца автолюбителей.

 
Комментарии (1)
Коля Пухов1
05 июля 2015 г. 01:55
Загалом пересічні люди бояться вступати у якісь договірні відносини з державними структурами: ймовірність "узаконеного" шахрайства з боку посадових осіб велика, а ймовірність відшкодування збитків, нанесених громадянину державою, практично нульова.