ИНФОГРАФИКА:
Опалювальний сезон у Євросоюзі
Як Україна пройшла найважчий в історії опалювальний сезон
Яка мінімальна температура у приміщеннях у країнах Європи
Роз'яснення, як оплачувати комуналку під час війни
Что делать, если дома холодные батареи
Состояние инфраструктуры «Укрзализныци»
Перечень льгот на ЖКУ, предусмотренных для участников боевых действий
Какие нормативы используются при расчете субсидии
Как рассчитывается жилищная субсидия и кому предназначается
Сколько лет должно служить дом, лифт или самолет
Производство электроэнергии из ВИЭ
Взращивание энергоэффективности
Скасовано обмеження на виплати виробникам електроенергії з ВДЕ
Українська ГТС дає виробникам біометану доступ до клієнтів
Украина получит более 420 млн евро от Дании на восстановление и энергетику
Из-за энергетического кризиса и обострения экологической ситуации в крупных городах, в последние годы резко приобрели значимость вопросы рационального использования энергетических ресурсов. Энергосбережение и энергетическая эффективность стали учитываться при формировании национальных программ и при проектировании зданий в развитых странах с начала 1970-х годов.
Первый проект энергоэффективного здания был разработан в 1972 году в Манчестере, США. Основная задача проекта заключалась в необходимости доказать снижение энергопотребления от применения архитектурных и инженерных решений, направленных на энергетическую эффективность.
Необычный проект был реализован в Финляндия. Его главной задачей было сравнение энергопотребления двух внешне одинаковых секций здания «EKONO-house». Уникальность заключалась в том, что при строительстве одной секции были использованы существующие на тот момент стандарты и технологии, а вторая секция спроектирована с учетом энергосберегающих решений.
Сегодня для многих стран проблемы энергосбережения стоят особенно остро, несмотря на то, что энергоемкость мирового ВВП за последние 30 лет снизилась в 2 раза. Можно обозначить некоторые инструменты, которые применяются в мировой практике для повышения энергетической эффективности.
Законодательные инициативы – инструмент, эффективный в тех странах, где население априори законопослушно. Согласно ст. 9 Директивы Европейского союза (ЕС) об энергетической эффективности зданий (Directive on the Energy Performance of Building - EPBD) страны-члены ЕС должны гарантировать, что к 31 декабря 2020 года энергетические характеристики всех новых зданий будут соответствовать аналогичным показателям зданий с минимальным или нулевым потреблением энергии. Так называемая цель «20–20–20» означает, что к 2020 году на 20% сократится потребление первичной энергии, 20% будет составлять доля энергии, полученная из возобновляемых источников, на 20% произойдет снижение выбросов углекислого газа.
Германия является признанным мировым лидером энерго- и ресурсосбережения, несмотря на то, что доля альтернативных источников энергии составляет около 16%. В то время как в Австрии этот показатель достигает 70%. В соответствии с принятым в Германии законом «Об использовании возобновляемых источников энергии для получения тепла» к 2020 году доля альтернативных источников для получения тепла должна возрасти с 6,6 до 14 %.
Способы снижения энергопотребления до установленных норм федеральные земли определяют самостоятельно в индивидуальном порядке. В соответствии с законом об энергоэффективности, в США с 2005 года предусмотрено территориальное управление энергосбережением.
Каждый штат наделен широкими полномочиями в данной сфере. В Германии для населения предусмотрены денежные поощрения (компенсации, бонусы и скидки на оплату коммунальных платежей) при достижении требований энергоэффективного законодательства, вместо строгих предписаний и штрафов. Собственникам новостроек подобные поощрения предоставляются в случае перевыполнения требований закона. На стимулирование затратных энергосберегающих мероприятий немецкая Федеральная служба экономики и экспорта ежегодно выделяет 500 млн евро.
Читайте также: Госэнергоэффективности: Средства ЕС на энергосбережение находятся в Казначействе.
В Японии в 1980-х годах были приняты нормативы для жилых зданий, предусматривающие уменьшение энергопотребления на отопление и кондиционирование до 40%. В 1997 году произошло ужесточение норматива до 60%. Строительные компании получали более выгодные условия кредитования при соблюдении этого требования.
Инструменты финансового регулирования применимы в основном для производителей энергоресурсов. В штате Коннектикут по условиям финансовой программы, поощряющей «энергоэффективный бизнес», компании, решившие повысить энергоэффективность, могут рассчитывать на существенную скидку от энергопоставляющих компаний, а также беспроцентный кредит на внедрение новых технологий.
В США при осуществлении энергосберегающих мероприятий предоставляются налоговые льготы. При регулировании тарифообразования энергетических компаний топливная составляющая полностью переносится на потребителя. Тарифы на электроэнергию зависят от уровня надежности энергоснабжения, предусмотренного контрактом: при согласии потребителя на отключение в период перегрузки сети, тарифы для него снижаются.
Развитие энергоснабжения в Дании регламентируется национальными программами. Энергетический план на 2001-2030 годы ориентирован на снижение затрат на производство энергии и улучшение экологии. Широко развито экономическое стимулирование энергосбережения. Предоставляются различного рода субсидии:
-инвестиционные субсидии при повышении цен для потребителей тепловой энергии при переводе систем централизованного теплоснабжения на работу от ТЭЦ и установок на биомассе,
-субсидии на устройство в районах с системами централизованного теплоснабжения таких систем в жилых домах, построенных до
В Норвегии главным принципом формирования цены на электроэнергию является отражение её рыночной стоимости, так как высокие цены на ресурсы обеспечивают более быструю окупаемость энергосберегающих мероприятий.
Отдельно выделим механизмы, стимулирующие собственников жилых помещений к проведению энергосберегающих мероприятий. Во-первых, это различные субсидии. Например, в Германии в 2008 году были выделены субсидии на энергосберегающую реконструкцию зданий в размере 1,5 миллиардов евро. Для собственников жилья, планирующих произвести реконструкцию дома с целью повышения его теплотехнических характеристик, предусматривается снижение налогов на 20%. Также неплохим стимулом признаются банковские кредиты со сниженной процентной ставкой.
Аналогичные механизмы применяются и в других странах. Например, во Франции к собственникам, утепляющим дома, сданные в эксплуатацию до 1977 года, применяются налоговые льготы в размере 40%. В США энергетические компании устанавливают льготные тарифы на оплату энергии для энергоэффективных зданий.
Читайте также: Энергоэффективность: в зоне риска
В Австрии на отопление и горячее водоснабжение домашние хозяйства расходуют около 4,5% своего бюджета. Правительство страны с помощью специализированного банка осуществляет субсидирование по нескольким направлениям: охрана окружающей среды и энергосбережение (25%), инвестиции для оборудования ТЭЦ (от 10 до 20%), гранты на улучшение тепловых характеристик старых домов (25-30%).
Резюмируя, можно отметить, что во всех странах, где наблюдаются значительные успехи в решении вопросов энергетической эффективности, решающая роль принадлежит государству. Фундаментальные проекты в сфере энергосбережения в жилищном фонде финансируются в большей степени из бюджетных средств и различных специализированных фондов. Конечно, существует обширная нормативно-правовая база, регулирующая отношения в данной области. Еще на стадии проектирования применение требований энергоэффективности носит обязательный характер. Развиты технологии строительства пассивных и активных домов. Одним из ключевых моментов широкого внедрения энергосберегающих технологий являются высокие тарифы на коммунальные ресурсы. Малейшая экономия дает ощутимый экономический эффект для потребителей.
По материалам издания "ЭСКО"