ИНФОГРАФИКА:
Опалювальний сезон у Євросоюзі
Як Україна пройшла найважчий в історії опалювальний сезон
Яка мінімальна температура у приміщеннях у країнах Європи
Роз'яснення, як оплачувати комуналку під час війни
Что делать, если дома холодные батареи
Состояние инфраструктуры «Укрзализныци»
Перечень льгот на ЖКУ, предусмотренных для участников боевых действий
Какие нормативы используются при расчете субсидии
Как рассчитывается жилищная субсидия и кому предназначается
Сколько лет должно служить дом, лифт или самолет
Производство электроэнергии из ВИЭ
«Политическим камикадзе» не хватает средств на ЖКХ
Выплаты ВПЛ будут проверять по новой системе
Роз'яснення: скільки зареєстрованих осіб враховують при призначенні субсидії?
В Украине еще раз проиндексируют пенсии
Война и мир
Разрешение Совета федераций РФ на использование ограниченного российского военного контингента на территории Украины, которое в субботу получил Президент РФ Владимир Путин, заставило Украину мобилизироваться. Украинские военные в Крыму, который был оккупирован за сутки войсками соседней страны, остались верны присяге, украинцы во всех регионах вспомнили, наконец, что они граждане единой и неделимой страны, армия приведена в состояние полной боевой готовности, а энергетические объекты (АЭС и крупнейшие ТЭЦ) находятся под усиленной охраной. Тем не менее, несмотря на серьезность положения, «У.К.» решила обратить внимание читателей на то, с какими экономическими рисками может столкнуться ЖКХ страны, а соответственно, и потребители.
«Украина Коммунальная» уже писала о том, что новому Министру регионального развития, строительства и ЖКХ Владимиру Гройсману, по совместительству курирующему направление регионального развития Вице-премьеру, отрасль ЖКХ досталась в плачевном состоянии. Это и миллиардные долги теплоэнергетиков и водоснабжающих предприятий за энергоносители, и огромные суммы дебиторской задолженности, и устаревшие основные фонды предприятий ЖКХ. Еще одна немаловажная проблема отрасли – нехватка бюджетного финансирования. Остановимся подробнее на показателях государственных дотаций.
Согласно официальной статистике, обнародованной Минрегионом на официальном сайте ведомства, на расходы отраслей ЖКХ, строительного блока и регионального развития в первом квартале в госбюджете-2014 предусмотрено всего 289,5 млн грн. Из них в январе предполагалось профинансировать 96,3 млн грн, однако в действительности было выделено лишь 43% от запланированной суммы – 41,4 млн грн.
Примечательно, что впервые Минрегион в своем отчете о выполнении планов по бюджетному финансированию отрасли не указывает общую сумму бюджетных средств, предусмотренную в госбюджете на весь 2014 год, а лишь отмечает средства квартальных дотаций. Если обратиться к закону Украины «О государственном бюджете на 2014 год», то становится понятно почему. Согласно основному финдокументу страны, в этом году на финансирование ЖКХ, строительной отрасли и регионального блока запланирована ничтожно малая сумма средств. В частности, на общегосударственные расходы Минрегион получит лишь 3,2 млрд грн, из которых 2,9 млрд грн – из спецфонда.
Разумеется, что в условиях финансово-экономического кризиса, в котором находится Украина, а также из-за отсутствия средств в госказне, рассчитывать на увеличение бюджетного финансирования отрасли ЖКХ не придется. Вместе с тем, пока новоназначенный глава профильного Министерства Владимир Гройсман, не обозначил источники финансирования отрасли, а лишь уточнил, что отрасль «возьмет курс на децентрализацию» и усиление полномочий органов местного самоуправления. Очевидно, что в условиях военного конфликта с РФ и более глобальных энергетических проблем, проблемы ЖКХ не приоритетны для разрешения. Однако, следует помнить, что остановка работы предприятий отрасли автоматически может привести к полной остановке системы жизнеобеспечения Украины.
Обойдемся без лишних субвенций
Вместе с тем, результаты финансирования отрасли за первый месяц текущего года (за февраль отчетность пока не опубликована) свидетельствуют о катастрофической нехватке средств на нужды ЖКХ. В частности, на реализацию общегосударственных программ на январь было предусмотрено 80,97 млн грн, а выделено немногим более половины – 41,4 млн грн. С государственными субвенциями ситуация обстоит еще хуже – из запланированных 15,3 млн грн в первом месяце отрасль не получила ни копейки.
Те немногочисленные статьи расходов, которые предусмотрены в госбюджете на дотирование ЖКХ в январе не финансировались. Из предусмотренных на январь 33,6 млн грн, которые планировалось направить на реализацию проекта «Развитие городской инфраструктуры» в Николаеве (33,4 млн грн) и на мероприятия по координации мероприятий по обеспечению этого проекта (242,6 тыс. грн), выделено лишь 7,2 млрд грн на поиск и захоронение жертв войны и политических репрессий. Выплата субвенций местным бюджетам по погашению разницы в тарифах, а также на финансирование капитального ремонта и реконструкции систем водоснабжения не предусмотрены не только в январе, но и в первом квартале в целом. Всего с января по март отрасли ЖКХ полагается 100,1 млн грн.
Строительной отрасли повезло больше – из запланированных на январь 37,9 млн грн было выделено 31,9 млн грн. Основное финансирование было направлено на компенсацию процентной ставки в молодежном жилищном кредитовании и удешевлению ипотечных кредитов.
Читайте также: Бюджет ЖКХ: стабильное безденежье
Всего в госбюджете 2013 года было предусмотрено 8,3 мдрд грн, из которых выделено было лишь 4,9 млрд грн, а использовано и того меньше – чуть более 4 млрд грн. При этом жилищно-коммунальный блок получил всего 2,9 млрд грн, из которых было профинансировано 2,5 млрд грн, а строительная отрасль – 1,3 млрд грн, из которых было в действительности направлено 0,9 млрд грн.
Хроническое недофинансирование из государственного бюджета отрасли ЖКХ – тренд, который сформировался не вчера, и, каждый раз перенося вину за состояние ЖКХ на «папередников», ни одно украинское правительство не торопилось увеличить дотирование отрасли.
В принципе, причины такой «сдержанной финансовой политики» вполне понятны: отрасли ЖКХ на восстановление и модернизацию нужен ни один, и даже не два бюджета Украины. Однако ни одно правительство не смогло создать систему, которая заключала бы в себе комплексные механизмы реформирования отрасли, а также формировала бы условия для привлечения частного капитала на предприятия ЖКХ. Может быть, это удастся сделать действующему правительству «политических камикадзе».