Нужен газ? Плати за сети!

Причиной большинства нарушений, по словам и.о. главы АМКУ Рафаэля Кузьмина, стало несовершенство нормативной базы в сфере предоставления услуг ЖКХ и злоупотребление этим компаниями-монополистами. ИА «Украина Коммунальная» решила вникнуть в суть проблемных вопросов, которые возникают у п

Причиной большинства нарушений, по словам и.о. главы АМКУ Рафаэля Кузьмина, стало несовершенство нормативной базы в сфере предоставления услуг ЖКХ и злоупотребление этим компаниями-монополистами.


ИА «Украина Коммунальная» решила вникнуть в суть проблемных вопросов, которые возникают у потребителей, и узнать мнение экспертов по этому поводу.

Топ-5 нарушений
В результате 66 проверок компаний, поставляющих газ и электроэнергию, по признакам нарушений конкурентного законодательства начато 60 дел, по 19 делам принято решение о привлечении монополистов к финансовой ответственности. Общий размер штрафа – 218 тыс. грн.

Итак, пятерка основных нарушений монополистов по версии АМКУ:

1. Установление экономически необоснованных цен на дополнительные услуги по выдаче технических условий.
2. Применение разных цен и условий выдачи технических условий.
3. Навязывание дополнительных, необязательных требований в технической документации.
4. Отказ от заключения прямых договоров с жильцами многоквартирных домов - членами ОСМД.
5. Взимание платы за дополнительные услуги, не предусмотренные действующими нормативно-правовыми актами.

Но, обо всем по порядку.

Заплати! Построй! Отдай!
В Украине уже давно существует практика, при которой потребители для получения услуг газо- и электроснабжения строят сети за собственные деньги.

Обычно, существует следующая схема: для строительства, скажем, газораспределительных сетей жители населенного пункта создают кооператив, который выступает заказчиком у соответствующей организации-застройщика. Между кооперативом и застройщиком заключается договор на строительство газопровода. Оплата этих работ осуществляется за счет взносов членов кооперативов. После окончания строительства кооператив становится собственником построенных сетей. Для получения услуги по поставке газа каждый из членов кооператива должен заключить договор с газоснабжающим предприятием - облгазом. И вот тут начинаются проблемы...

Облгаз имеет право поставлять природный газ по регулированным тарифам лишь по тем сетям, которые находятся у него на балансе: в собственности или в пользовании.

«Исходя из этого, получение потребителями услуги газоснабжения возможно лишь при условии передачи новых сетей субъекту хозяйствования, у которого есть лицензия на осуществление деятельности по распределению и поставке природного газа, то есть Облгазу, - отмечает в комментарии ИА «Украина Коммунальная» заместитель главы АМКУ Михаил Русинский. - В ст. 10 ЗУ «О природных монополиях» обозначены обязанности субъектов природных монополий, к которым относится прием на баланс сетей, построенных за счет потребителей или инвесторов, и компенсация этих затрат в размере и в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины».

В свою очередь облгазы и облэнерго, пользуясь нормативной неурегулированностью, требуют от потребителей безвозмездной передачи построенных газораспределительных сетей, как обязательного условия предоставления услуг газоснабжения, в противном случае - отказываются поставлять газ и электроэнергию.

Иногда, правда, газоснабжающие предприятия чисто символически возмещают эти затраты. К примеру, по информации М.Русинского, в марте 2011 года газопровод длиной 60 м, вместе со всей необходимой запорной арматурой и регулятором давления, построенный физлицом за собственные деньги, ОАО «Керчьгаз» выкупила за 29,8 грн.

При этом у облгазов в калькуляциях формирования тарифов не заложена статья, согласно которой должны аккумулироваться средства на покупку у потребителей сетей, построенных за их деньги. Поэтому облгаз, как правило, требует бесплатной передачи сетей.

Перед инвесторами стоит выбор: или бесплатно передать сети облгазу, или отказаться от намерений заключать договор на поставку газа, то есть, по сути, отказаться от услуги, ради которой и были осуществлены инвестиции.

Кроме этого, в случае, когда газопровод не передается на баланс облгаза, за границами правового поля остается решение вопроса относительно его содержания, ремонта и эксплуатации.

Это системные случаи, которые, согласно отчету АМКУ, выявлены во всех регионах страны.

Многие специалисты считают передачу сетей на баланс облгаза необходимостью. Юрий Сухомлинов, начальник отдела Департамента по вопросам нефтяной, газовой, торфяной, нефтеперерабатывающей промышленности и альтернативных источников энергии Министерства энергетики и угольной промышленности Украины уверен, что кооператив и любой другой потребитель не может самостоятельно обслуживать газопроводы. Для этого нужны специально подготовленные специалисты.

«Мы не видим, как может обслуживаться газопровод, кроме как облгазом, - полагает он. – Облгаз, в свою очередь, не может предоставлять услуги, если газопровод не находится в его собственности.

По поводу требований облгазов обязательной передачи сетей в их пользование Ю.Сухомлинов лишь разводит руками, мол, большинство облгазов – это частные компании, и влиять на них сложно.

Сложно, но нужно, утверждают в АМКУ, ведь контроль деятельности природных монополистов – это задача государства.

По мнению, Юрия Андрийчука, члена Национальной комиссии регулирования электроэнергетики Украины, облгаз ни в коем случае не должен принуждать потребителей к передаче в свою собственность газораспределительных сетей. Это должна быть добрая воля потребителей, построивших газопровод.

Но Николай Бараш, директор Департамента расследований АМКУ, считает безвозмездную передачу сетей в собственность монополиста нонсенсом.

«Непонятно, почему потребитель, построив сети за свои деньги, не может получить компенсацию, - комментирует он. - Это все равно, что прийти за продуктами со своей тарой и заплатить за нее продавцу. Налицо классическое злоупотребление монопольным положением».

Повлиять на монополистов в силах государства, но как быть с посредниками? «Нет рычагов влияния на те же кооперативы, ООО, ПП и т.д. которые, построив за счет жителей сети, передают их на обслуживание облгазу или облэнерго, при этом требуя с потребителей дополнительную плату за свои услуги, - отмечает Татьяна Кулишова, заместитель директора Департамента исследований рынков АМКУ. - И эту плату они устанавливают сами, ставя потребителей в безвыходное положение – или плати, или отказывайся от услуги. В этой ситуации создается искусственная монополия. Именно эти отношения нужно урегулировать на законодательном уровне».

Перечисленные выше проблемы касаются и электросетей.

ТУ в свободном полете
Еще одна общая проблема – определение стоимости выдачи ТУ на подключение объектов потребителей к энергосетям.

К примеру, для подключения электроустановок к местным локальным электросетям, потребитель обязан получить у поставщика электроэнергии технические условия (ТУ) на подключение и выполнить их требования. «Но за одну и ту же услугу разные облэнерго требуют от заказчиков разные суммы, значительно отличающиеся друг от друга, - комментирует Владимир Высотин, начальник управления исследований рынков топливно-энергетического комплекса Департамента исследований рынков АМКУ. - Максимальная стоимость услуги по выдаче ТУ зафиксирована в Донецкой области – 1 680 грн. Минимальная – в Ровенской области – 408 грн. В то же время разница между максимальной и минимальной стоимостью услуги в Донецкой области составляет 1 273 грн, в Николаевской – лишь 80 грн».

Кроме самой стоимости услуги выдачи ТУ, проблемой остается и их условия. Так к перечню технических требований, которые непосредственно относятся к подключению электроустановок заказчика, часто включаются совершенно необязательные пункты. Это, опять же может быть требование бесплатной передачи на баланс облэнерго сетей, построенных за счет потребителя. И это притом, что заказчик и так вносит паевой взнос в местный бюджет на развитие инфраструктуры.

«Только одному «Харьковоблэнерго» за 2010-2011 гг. на выполнение ТУ бесплатно было передано имущества на сумму порядка 2 млн грн. При этом, к примеру, линия электропередач с длиной проводов 520 м с четырьмя железобетонными опорами была передана в собственность «Харьковоблэнерго» лишь за 20 грн», - отмечает Владимир Высотин.

Кроме бесплатной передачи на баланс, существуют случаи включения в состав ТУ требований по реконструкции и ремонту электроустановок и электросетей самого поставщика электроэнергии за счет заказчика.

«Например, ПАО «Энергоснабжающая компания «Николаевоблэнерго» техническими условиями обязал ООО «Укрмашбуд», ООО «Строительная компания «Контакт-Житлобуд» и других заказчиков установить дополнительное электрооборудование, которое при имеющейся мощности объектов не обязательно для установки, - сообщает Владимир Высотин. - Кроме этого, от ООО «Приват-житло-Миколаїв» требованиями ТУ предусматривалось проведение полной реконструкции трансформаторной подстанции, установка дополнительных трансформаторов, строительство высоковольтной воздушной линии электропередач протяженностью 4 км, общей стоимостью 14 млн грн».

В свою очередь Юрий Андрийчук считает, что ТУ для подключения объектов разных форматов и масштабов, находящихся в разных районах области не могут стоить одинаково. «Ведь разве можно сравнивать, к примеру, разработку ТУ на подключение киоска и завода с мощностью в сотни мегаватт, - спрашивает специалист и добавляет. - Стоимость ТУ вполне логично зависит даже от того, как далеко приходится добираться сотрудникам облэнерго на подключаемый объект».

В целом, соглашаясь с этим, в АМКУ отмечают, что если в ТУ заложены дополнительные услуги, должен существовать общий доступный для всех перечень возможных расходов с указанием конкретной стоимости, чтобы потребитель сам мог рассчитать свои затраты и понять, есть ли злоупотребления со стороны природных монополий.

Сегодня же, если заказчик заподозрил, что стоимость ТУ необоснованно завышена, он может обратиться в инспекцию Госэнергонадзора. И только специалисты инспекции могут квалифицированно сказать, насколько необходимы были затраты, заложенные в стоимость ТУ. Это идет в разрез требованиям Президента относительно единой методики разработки тарифов по всей Украине.

«По большому счету, любая плата за ТУ – это ненормально при рыночных отношениях. Разве можно представить себе, что на конкурентном рынке кто-то будет брать деньги с клиентов только за то, что он их нашел. Но так как наша сфера монополизирована, плата за ТУ существует. Но отличатся в несколько раз она не может, - все же настаивает Николай Бараш.

Напомним также, в соответствии с распоряжение Кабмина от 09.09.2009 г. №1139, Мирегионстрой, Минэкономики, Минтопливэнерго, НКРЭ вместе с Госпредпринимательством должны были разработать порядок компенсации и возмещения потребителям затрат на строительство газовых и электрических сетей, а также установить граничный размер цен для расчета за разработку ТУ на подключение к сетям объектов градостроительства. Но, нормативно-правовой акт, который бы регулировал эти вопросы, до сих пор отсутствует.

Монополии против ОСМД
Еще один вопрос, который требует правового урегулирования – это взаимодействие природных монополий и потребителей, которые объединились в ОСМД.

Суть проблемы в том, что каждое ОСМД – это юридическое лицо, взаимоотношение с которым регулируется правилами предоставления электроэнергии для юрлиц. Поэтому потребителям, объединившимся в ОСМД, облэнерго выставляют тариф за электроэнергию на уровне 36,48 грн, что на 30 % больше, чем платят жильцы домов, обслуживаемые жилищно-коммунальными предприятиями (28,02 грн).

Специалисты видят причину в некоторых злоупотреблениях энергоснабжающих компаний, и в отсутствии понимания сути самих ОСМД.

«Вообще непонятно, зачем ОСМД брать на себя все то, что касается расчетов за потребленные ресурсы? - спрашивает Юрий Андрийчук. - Ну, были у энергоснабжающих компаний прямые договоры с каждым жителем, пусть бы они и оставались. Тем более что поставщик не имеет права отказать в этом.

Хотя, как уверяет Виталий Шаповаленко, заместитель министра по вопросам ЖКХ, поставщики ресурсов часто все же отказываются заключать прямые договоры с жителями домов, где создано ОСМД.

Будем наивно надеяться, что основная причина этого - не умышленные злоупотребления облэнерго, а несовершенная норма действующего законодательства.

Это же несовершенство порождает вопрос об общедомовых счетчиках коммерческого учета потребленных ресурсов.

Шеф, два счетчика!
Согласно отчетам АМКУ, поставщики ресурсов и услуг принуждают пользователей, входящих в состав ОСМД, за свой счет устанавливать придомовые счетчики для коммерческих расчетов за потребленные ресурсы. Но проблема даже не в том, что потребителям приходится из собственного кармана платить 800-2 000 грн за установку счетчиков. Сложность в том, что общедомовые счетчики планируют использовать для расчета жильцов за потребленные ресурсы в целом. Но это в корне неправильно. «Я считаю, что общий придомовой счетчик не может быть расчетным, - говорит Юрий Андрийчук. - Этот счетчик должен показывать, сколько потребляется энергии на обеспечение нормального функционирования дома: на освещение и обогрев мест общего пользования, работу лифтов, подкачку воды, освещение придомовой территории и т. д. По такому счетчику раньше с энергоснабжающими компаниями рассчитывались ЖЭКи, теперь это будут делать ОСМД. И все, вопрос можно считать решенным».

Звучит, вроде бы, складно, но, как отмечают в АМКУ, в этом вопросе все еще нет общего государственного подхода.

Как видим, проведенные АМКУ проверки поставили перед государством ряд вопросов, нуждающихся в законодательном урегулировании.

Во-первых, нужно разобраться, нужно ли возмещать потребителям затраты на строительство и реконструкцию газовых и электрических сетей и сооружений, и как это делать.

Во-вторых, необходимо определить состав, содержание и порядок выдачи технических условий, а также порядок определения стоимости услуг по их разработке.

И, наконец, надо нормативно установить методику расчета стоимости электроэнергии для членов ОСМД.

Напомним, 18 августа было решено создать до конца месяца рабочую группу для урегулирования правовых вопросов во взаимоотношениях потребителей и природных монополистов. Возглавит работу группы Национальная комиссия регулирования электроэнергетики Украины.

Остается ждать и надеяться, что проблемы, с которыми сталкивается отрасль уже не первый год, будут если не решены, то хотя бы наконец-то нормативно урегулированы.

Евгений Ридош, специально для ИА «Украина Коммунальная».

 

Любой товар можно приобрести в магазине. Однако, не всегда на прилавках магазинов имеется желаемый товар. Где их можно приобрести? Товары из Китая, вот например, представлены на сайте ukrbao.com.ua. Осталось дело за малым – зайти и выбрать интересующий товар.

 
Комментарии (0)