ГлавнаяПубликацииТеплоэнергетикаПрисоединять ли присоединять? - вот в чем вопрос

Присоединять ли присоединять? - вот в чем вопрос

Присоединять или не присоединять к сетям ЦТ новых, независимых производителей тепловой энергии, способные производить дешевую тепловую энергию? Это вопрос не только технический, но и организационный, законодательный, экономический и экологический.
Присоединять ли присоединять к сетям централизованного теплоснабжения новых, независимых производителей тепловой энергии, способные производить дешевую тепловую энергию в т.ч. из возобновляемых источников энергии, на ТЭЦ или путем преобразования сбросного энергетического потенциала?
 
Это вопрос не только технический, но и организационное, законодательное, экономическое и экологическое.
   
Закон Украины «О теплоснабжении» предусматривает общие гарантии присоединения к тепловым сетям как для потребителей, так и для производителей тепловой энергии. Содействие развитию конкурентных отношений на рынке тепловой энергии относится к основным принципам государственной политики в сфере теплоснабжения. При этом ряд практических проблемных вопросов присоединения к тепловым сетям связана с недостаточной реализацией уполномоченными органами своих полномочий, предусмотренных законодательством.
 
О административные преграды, которые не способствуют разработке схем теплоснабжения и препятствия для разработки долгосрочных инвестиционных программ предприятий теплоснабжения рассказывалось в предыдущих статьях «Отсутствие адекватной госполитики «загоняет»т еплоснабжения Украины в состояние глубокого упадка» и «Что препятствует тепловикам в разработке и реализации программ?» 
 
Законом определено, что деятельность в сфере теплоснабжения может осуществляться субъектами хозяйствования всех форм собственности и организационно-правовых форм, в том числе на основе договоров аренды, подряда, концессии, лизинга и других договоров. Транспортировка тепловой энергии относится к сфере естественных монополий и, как правило, осуществляется предприятиями коммунальной формы собственности.
 
Сейчас в Украине отсутствует положительный опыт передачи в управление или пользование исключительно тепловых сетей, без источников генерации. Этот объективный факт связан с низкой экономической эффективностью предоставления услуг по транспортировке тепловой энергии, высоким уровнем износа тепловых сетей и несовершенной политикой тарифообразования. Таким образом, исключительно транспортировки тепловой энергии является убыточным и покрывается за счет переноса затрат на производство тепловой энергии. Распределение расходов предприятий теплоснабжения по каждому виду лицензируемой деятельности и установления отдельных тарифов на производство, транспортировку и поставку тепловой энергии должно способствовать прозрачности и объективности определения расходов.
 
Отсутствие отдельного тарифа на транспортировку тепловой энергии препятствует реализации возможности транспортировки тепловой энергии от сторонних производителей, которые готовы поставлять более дешевую тепловую энергию потребителям.
 
Законом предусмотрено, что любые теплогенерирующие организации, использующие различные технологии производства тепловой энергии, имеют равные права доступа на рынок тепловой энергии. Теплогенерирующим организациям предоставляется право доступа как к магистральным, так и в распределительных тепловых сетей, а теплотранспортирующая организации обязаны присоединить теплогенерирующую организацию, намерен осуществлять деятельность по производству тепловой энергии. Теплоснабжающие организации, осуществляющие деятельность по поставке тепловой энергии с использованием собственных тепловых сетей, обязаны обеспечить равноправный доступ к этим сетям всех субъектов хозяйственной деятельности в соответствии с заключенными договорами. Основным условием для присоединения является выполнение технических условий и заключения договора на присоединение к тепловой сети.
 
Собственно присоединение к тепловым сетям осуществляется после получения и выполнения потребителем или производителем тепловой энергии технических условий. Технические условия на присоединение к собственным тепловых сетей, согласно указанным выше нормам законодательства, выдает субъект хозяйствования, осуществляющий деятельность по транспортировке тепловой энергии.

Разработка и утверждение правил предоставления и согласования технических условий на подключение к сетям (сооружений) теплоэнергетики больше не является полномочием Минрегиона после Указа Президента Украины от 10.09.2014 г. № 715/2014 «Об утверждении Положения о Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг. В то же время, НКРЭКУ до сих пор не реализовала свои полномочия по разработке и утверждении порядка (методики) присоединение к тепловым сетям, расчета платы за присоединение и финансирование услуг по присоединению. Для присоединения к тепловой сети сторонних производителей в схемах теплоснабжения населенных пунктов, а также в инвестиционных программах предприятий теплоснабжения должны быть предусмотрены соответствующие решения. 

Как правило, предприятия теплоснабжения, занимающих монопольное положение на рынке централизованного теплоснабжения тепловой энергии, и пользуются несовершенством действующего законодательства, ищут любой повод для отказа в выдаче технических условий на присоединение или устанавливают необоснованные требования к присоединению. Теплоснабжающие организации, является одновременно и производителями тепловой энергии, не заинтересованы присоединять сторонних производителей, поскольку могут потерять часть потребителей и доходов, так же как и не заинтересованы закупать более дешевую тепловую энергию. В то же время, сторонние производители тепловой энергии, на условиях конкуренции, могут предложить более дешевую тепловую энергию из альтернативных видов топлива или возобновляемых источников энергии, сбросную тепловую энергию технологических процессов или тепловую энергию от ТЭЦ и когенерационных установок.
 
Таким образом, ограничение доступа сторонних производителей тепловой энергии к тепловым сетям препятствует реализации прав потребителей выбирать источники или теплопоставляющую организацию, а также препятствует реализации полномочий органов государственной власти - по обеспечению защиты прав и экономических интересов потребителей.
 
Основными нормативно-правовыми актами, которыми установлено полномочия ключевых игроков в сфере присоединения/подключения к тепловым сетям, на сегодня являются:
 
• Закон Украины «О теплоснабжении» от 02.06.2005 г.. № 2633;
• Закон Украины «О государственном регулировании в сфере коммунальных услуг» от 09.07.2010 г.. № 2479;
• Закон Украины «О Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг» от 22.09.2016 г.. № 1540;
• Закон Украины «О комбинированном производстве тепловой и электрической энергии (когенерации) и использовании сбросного энергопотенциала» от 05.04.2005 г.. № 2509;
• Закон Украины «О регулировании градостроительной деятельности» от 17.02.2011 г.. № 3038.
 
 
Евгений Олейник*, специально для ИА «Украина Коммунальная»
 
 
* Статья подготовлена ​​по материалам проекта USAID «Муниципальная энергетическая реформа в Украине». Мысли авторов, высказанные в этой публикации не обязательно совпадают с позицией Агентства США по международному развитию (USAID) или правительства Соединенных Штатов Америки.
 
 
 

Вы хотите заменить старую кухню, но при этом хотите сэкономить? Вашему вниманию готовая кухня на портале https://vizitmebel.com.ua/. большой выбор мебели со склада по доступной цене.

 
Комментарии (0)