ГлавнаяНовости ЖКХФинансирование ЖКХЧастный капитал привлекут в ЖКХ

Частный капитал привлекут в ЖКХ

Кабмин подготовил стратегия развития государственно-частного партнерства. Планируется упростить доступ частного капитала в масштабные инфраструктурные проекты.

Правительство намерено упростить доступ частного капитала в масштабных инфраструктурных проектов через механизм государственно-частного партнерства. Несмотря на принятие профильного закона еще в 2010 году, этот механизм так и не заработал, и, судя по документу, может заработать только до 2018 года. По оценкам юристов, этому препятствуют как невозможность судебной защиты инвестором прав собственности, так и ненадежность государства как коммерческого партнера. Об этом сообщает «Коммерсантъ».

В Кабинете министров намерены сделать реально действующим механизм государственно-частного партнерства (ГЧП). Проект закона об одобрении стратегии развития ГЧП вынесен на сегодняшнее заседание правительства. Документ рассчитан на реализацию в 2014-2018 годах. Напомним, профильный закон был принят еще в 2010 году. При его создании брался за основу мировой опыт: механизм ГЧП должен был позволить привлечь частный капитал в инфраструктурные проекты, в первую очередь в строительство автомобильных дорог и различные проекты ЖКХ. Несмотря на ожидания вложений, частные инвесторы проектов не нашлись. В Международной финансовой корпорации такой результат год назад объяснили отсутствием законов, способных провести реформирование в секторах, которые планируется привлекать частный капитал.

Разработанная Минэкономразвития стратегия должна решить эту проблему. Создание инфраструктуры, включая реформирование законодательства, запланировано на 2014-2015 годы. Еще три года правительство планирует заниматься совершенствованием системы ГЧП. В МЭРТ не берутся прогнозировать возможный приток капитала в проекты ГЧП.

Развития ГЧП препятствует, по мнению правительства, отсутствие законодательно описанных механизмов компенсации убытков частных партнеров, которые возникли при нарушении условий договора государством, в том числе из-за отсутствия гарантий государственного партнера по его бюджетными обязательствами. Еще одна проблема, с которой сталкивается частный инвестор, желающий принять участие в ГЧП,- это отсутствие компенсации разницы тарифов. Есть проблемы и у государственного инвестора в законодательстве отсутствует механизм изменения частного партнера в случае невыполнения им своих обязательств. В такой ситуации взаимодействие частного и государственного капитала ограничивается лишь рамками закона «О концессиях».

По оценкам юристов, развития ГЧП в Украине препятствует ненадежность государственного партнера.

В нынешней ситуации возможности Кабмина дополнительно ограничены низкими рейтингами страны и неясными перспективами экономического роста. Дисбалансы в системе бюджетирования делают проблемы неспособности государства выполнить свои инвестиционные обязательства хроническими. Девальвация гривни способна резко увеличить объем обязательств государственного партнера, тем более в нынешних условиях, когда запланирован рост бюджетных доходов выглядит сомнительным.

Напомним, реформы в ЖКХ повсеместно стали частью экономических преобразований, но конкретные пути их реализации зависели от финансовых возможностей и общего хода экономических реформ в данной стране.

 
Комментарии (0)