ГлавнаяВыбор редакцииФинансирование ЖКХРеформа ЖКХ не может быть одновекторной

Реформа ЖКХ не может быть одновекторной

Если не вникать в суть всех проблем, с которыми столкнется реформа ЖКХ, а лишь поверхностно смотреть на отдельные аспекты реформирования, то можно наделать ошибочных выводов

Неоднократно говорилось о том, что реформа ЖКХ – это сложный процесс, который должен нести в себе кардинальные перемены, причем в разных плоскостях. Ведь эти изменения своим следствием должны иметь не только повышение качества предоставляемых услуг и улучшение условий проживания каждого гражданина, а работать на повышение безопасности. Не секрет, что сфера ЖКХ неразрывно связана с безопасностью каждого из нас, безопасностью всего государства.

 В первую очередь, необходимо понимать, что эффективное развитие рынка ЖКХ возможно только при условии сбалансированности интересов всех субъектов – как поставщиков услуг иинвесторов, так и потребителей.

Основными задачами, которые должны быть решены после того, как будет проведена реформа ЖКХ, являются: техническое перевооружение и повышениеэнергоэффективности зданий; обновление производственной базы предприятий,снижение энергоемкости производства и создание условий для перехода экономикина рациональное использование и экономное расходование энергетических ресурсов.

А это возможно только при условии стимулирования конкуренции, привлечения к работе в области капиталовложений частных инвесторов. Также не менее важным является надлежащее финансирование наиболее социально значимых мероприятий за средства государственного бюджета.

Но, если не вникать в суть всех проблем, с которыми столкнется реформа ЖКХ, а лишь поверхностно смотреть на отдельные аспекты реформирования, то можно наделать ошибочных выводов.

Проблема также заключается в том, что различные «эксперты»по-разному трактуют будущее реформы ЖКХ и предлагают, казалось бы,взаимоисключающие способы и средства воплощения ее в жизнь. В частности,проблема стоит в выборе форм управления жилищным фондом, обеспечении развития конкурентного рынка, определения и реализации основных направлений урегулирования отношений между всеми участниками отношений и проч.

Однако нужно понимать, что реформа ЖКХ не может бытьодновекторной и заключаться в применении только одних положений и отказе отдругих. Наоборот – такая реформа призвана создать условия, которые позволятразвивать отрасль в различных направлениях, которые будут взаимовыгодными идополнять друг друга.

Так, уже давно ни у кого не вызывает сомнений то, чтосубъекты хозяйствования – участники рыночных отношений в ЖКХ – могут принадлежать к разным формам собственности (как коммунальной, государственной, так и частной), и при этом им должна быть предоставлена возможность эффективно осуществлять свою работу по предоставлению жилищно-коммунальных услуг. Но есть много других не менее стратегически важных вопросов, которые затрагивает реформа ЖКХ и которые требуют профессионального обсуждения и принципиального решения.

В связи с этим требует пересмотра и внесения изменений значительная часть действующих нормативно-правовых актов в этой сфере, и неменьшая потребность – в  разработкеновых.

Например, что касается развития рынка услуг по управлению жильем, то здесь стоит отметить, что пока действующим законодательством определено недостаточно механизмов реализации своих прав совладельцами многоквартирных домов (предусмотрено только создание ОСМД и ЖСК). Сегодня в Верховной Раде находится на рассмотрении проект реформы ЖКХ, предусматривающий создание механизмов избрания способа управления жильем путем проведения общегособрания совладельцев многоквартирного дома, что обеспечит возможность реализации своих прав теми, кто не имеет возможности и желания объединять усилия для создания юридического лица в виде ОСМД.

В этом контексте следует отметить, что дискуссии, которые постоянно пытаются разжечь в обществе относительно необходимости обязательного создания таких объединений в каждом доме как единого механизма реализации своих прав совладельцами многоквартирных домов - безосновательны.

Кроме того, на сегодня все начинают понимать, что для того,чтобы обеспечить управление жилищным фондом на должном уровне, не достаточно лишь декларативной передачи «бразд правления» совладельцам таких многоквартирных домов, или же стимулирования «размножения» большого количества управляющих, не относящиеся к государственной и коммунальной форме собственности. Напротив, государство должно определить и четко регламентировать требования к качеству такого обслуживания независимо от того, кем оно осуществляется.

Отсюда вытекает необходимость при проведении реформы ЖКХ определить критерии минимальных требований к управителям. Также на государственном уровне должен быть решен вопрос подготовки кадров, которые будут работать в этой сфере. Практика убеждает в том, что здесь особого внимания заслуживают ОСМД. Ведь, как было указано выше, жилищно-коммунальная отрасль напрямую связана с безопасностью каждого из нас. Поэтому при выполнении всего комплекса работ по содержанию жилищного фонда обязательно должны соблюдаться все существующие стандарты, нормативы, нормы, порядки и правила, регламентирующие требования кнадлежащей эксплуатации многоквартирных домов. Следует помнить, что значительная часть работ, выполняемых в этой сфере, относится к работам повышенной опасности, поэтому соблюдение требований безопасности труда (охрана труда) должно быть обеспечено независимо от того, кто осуществляет содержание жилого фонда, – предприятие или ОСМД, самостоятельно держа в штате соответствующих работников.

Вопрос надлежащего урегулирования отношений между участниками рынка жилищно-коммунальных услуг – это давно назревшая и наболевшая проблема, которую призвана реш. С ней чуть ли не на каждом шагу сталкиваются и ОСМД, и другие предприятия и организации, работающие в этой сфере.

Вопрос привлечения инвестиций в отрасль является, пожалуй, «кровным» вопросом в реформе ЖКХ – поскольку без привлечения таких средств отрасль вряд лиспособна выбраться из долговременного кризиса. Здесь следует отметить, что впарламенте уже находятся на рассмотрении законопроекты (разработанные профильным министерством и народными депутатами), принятие которых, как надеемся, положит начало долгожданным изменениям в этой сфере.

Итак, начало настоящих реформ в ЖКХ возможно только приусловии:

• предоставления совладельцам многоквартирных домов возможности избрания альтернативных способов управления жилищным фондом и самостоятельного определения исполнителей тех или иных видов жилищно-коммунальных услуг;

• совершенствования и создания взаимовыгодной модели отношений между участниками рынка жилищно-коммунальных услуг;

• создания единых стандартов и требований по качеству услуг в жилищно-коммунальной сфере, в частности, по управлению и содержанию жилищногофонда;

• создания в ЖКХ и ОСМД законов для вложения частных инвестиций.

 

Надо отдать должное новому министру регионального развития, строительства и ЖКХ Украины Анатолию Близнюку, который понимает всю сложность ситуации, имеющейся в жилищно-коммунальном секторе, и занимает активную позицию по отношению к реформе ЖКХ. Профильным министерством уже подготовлен и готовится целый ряд новых нормативно-правовых актов, призванных урегулировать важные вопросы в этой непростой сфере. Это, в частности, касается введения инвестиционной составляющей и налоговых стимулов для инвестирования в производство, создание более благоприятных условий модернизации жилищного фонда.

Следует отметить, что на 2012 и последующие годы планируется закладка в Госбюджет средств на: техническую модернизацию и капитальный ремонт лифтов, проведение мероприятий потермомодернизации жилищного фонда, реализации социально значимых программ потепловому обеспечению, водоснабжению и вывозу бытовых отходов. Ведь направление средств из государственного бюджета является едва ли не важнейшей составляющей поддержки и эффективной реализации реформы ЖКХ.

Если говорить о перспективах реформы ЖКХ 2012 года, то здесь следует отметить, что развитие реформы жилищно-коммунальной отрасли будет зависеть оттого, какими будут приоритеты. А как мы ожидаем – политическая составляющаябудет играть не столь большую роль, что позволит принять и внедрять в жизнь новые законодательные нормы, направленные на комплексное реформирование и развитие этого сектора экономики

Реформа ЖКХ требует комплексного подхода и дальновидности. А также масштабной работы.

Конечно, непросто засучить рукава и разгребать все тепроблемы, которые накопились не за одно десятилетие. Необходимо глубокое понимание особенностей деятельности и суть всех проблем отрасли. Мы уже потеряли достаточно времени на подготовку к изменениям в существующей системе. Пустые дискуссии, к сожалению, не смогут воплотить реформ.

Собственно сейчас наступила такая пора, когда другого выхода, кроме того, чтобы действительно браться за работу, засучив высоко рукава, нет. Хотя, действительно, работа в такой непростой и социально важной сфере в основном является неблагодарной и рискованной для любого деятеля, который настроен навести в ней порядок. Здесь необходимо не только мужество,выносливость, но и холодный разум и решимость для принятия «непопулярных» решений.

 

Юлия Головатюк, заместитель исполнительного директора по правовым вопросам «Федерации работодателей ЖКХ Украины», специально для ИА«Украина Коммунальная»

Личность необходимо развивать культурно и духовно. Этого можно достичь, посещая выставки. Выставки в Украине дают вам возможность узнать о самых последних тенденциях, мировых достижениях в интересующих вас отраслях.

 
Комментарии (0)