ГлавнаяКолонкиАльтернативная энергетикаЧто делать с регистрацией граждан по месту жительства

Что делать с регистрацией граждан по месту жительства

Поэтому в 2002 году указом Президента институт прописки был отменен, и зашла речь о необходимости принятия закона о регистрации граждан по месту жительства. Его не смогли принять, а в 2003 году был принят закон «О свободе передвижения и свободном выборе места проживания». Проблема в


Поэтому в 2002 году указом Президента институт прописки был отменен, и зашла речь о необходимости принятия закона о регистрации граждан по месту жительства. Его не смогли принять, а в 2003 году был принят закон «О свободе передвижения и свободном выборе места проживания».

Проблема в том, что Украина как находилась в советском ментальном поле, так в нем и осталась. Приняли новый закон, но в новых терминах оставили старое содержание. Хотя в этом законе и предполагается, что отсутствие регистрации не ограничивает права граждан на содержание социальных и административных услуг, но по факту, когда человеку нужно устраиваться на работу, ребенка в детский сад или школу, получить медицинские услуги, открыть свое дело, то  обязательно требуется регистрация.

Даже формально мы не смогли перейти к другой форме, а в законе просто записали, что регистрация - это внесение сведений в паспортный документ о месте пребывания или жительства. Ранее в штампе было написано «прописан по адресу», а сейчас - «зарегистрированный по адресу», то есть изменилось только одно слово, а содержание осталось то же.

Такая ограниченная регистрация ведет к сдерживанию внутренней миграции населения, которая должна быть живым источником экономического роста. Есть регионы депрессивные, где не хватает рабочих мест, а есть регионы, где не хватает рабочей силы. Я не за отсутствие регистрации, я за ее другую форму. Возможно изменение формы регистрации приведет к возможности повышения экономического потенциала в тех регионах, где такой потенциал нужен. Наверное, в этом контексте и прозвучало заявление Акимовой о необходимости отказаться от регистрации. Я не думаю, что она говорила об отказе регистрации вообще, так как это очень сложный механизм, который абсолютно необходим.

Институт, которому абсолютно необходима регистрация, - это институт выборов. Но в этом случае регистрация в виде, каком она есть сейчас, может быть заменена Реестром избирателей. Есть еще один инструмент, который мы не смогли принять за 20 лет, - это общеукраинский реестр на собственность, и не только на недвижимость, а и на более-менее ценные вещи, цена которых выше законодательно обусловленной.

Если говорить об иностранных институтах регистрации, то там они называются сообщение о регистрации. То есть, человек сам уведомляет государство, где он проживает или находится в тот или иной период времени. Если у нее несколько объектов недвижимости, в которых человек может жить, то он указывает, на каком объекте он проводит большее количество времени, и его можно считать основным местом пребывания.

Поэтому в первую очередь реестр собственности недвижимого имущества, а во вторую очередь - других объектов собственности, могли бы стать дополнительным гражданским регистром населения Украины. Но основным должен оставаться общеукраинским реестр населения, и еще наверняка необходимо перейти к принципам сообщения. Но на сегодня есть большая проблема: хотя у нас довольно много недвижимости приватизировано, однако большое количество не находится в частной собственности. Если сейчас отменить регистрацию, то очень многие граждане лишатся права на бесплатную приватизацию. Именно регистрация по месту жительства в квартирах, которые на сегодня относятся к коммунальному имуществу, позволит этим людям получить в собственность эту квартиру.

Без увязки всех этих вопросов - собственности, избирательных процедур, сообщение регистрации, необходимости статистических и учетных данных, миграционных потоков населения внутри страны - отказываться от такого института рано, хотя это - логично. Было бы желание власти, сделать это можно. Однако никто ничего не хочет делать, потому что любые дискреционные полномочия у чиновника являются таковыми и на этом можно зарабатывать, в том числе и на регистрации. Хотя мы и говорим, что предоставление социальных или административных услуг привязано к регистрации, но эти вопросы очень просто решаются с помощью денег.

Против отмены регистрации выступают и правоохранительные органы, так как они до сих пор являются распорядителями этих баз данных, это облегчает их работу. Хорошо, что принят закон о защите персональных данных, потому что можно пойти на «Петровку» и купить любую базу данных: от справочной до базы БТИ и т.д., ибо все это - уголовное преступление.

Но держателями такой информации не должны быть правоохранительные органы, а только Минюст, который ведет общий реестр граждан, или местные органы власти. Содержания этой информации в правоохранительных органах создает риски перерастания в полицейское государство или тотального надзора за всеми гражданами Украины. В нормальной демократической стране любой орган подлежит гражданскому контролю, в том числе и правоохранительные органы. Это наша с вами дело смотреть, как они используют свои базовые инструменты.

Директор Украинского института публичной политики Виктор Чумак

Каждый хочет жить там, где ему хорошо. Выбор зависит от самого человека. Оформление ВНЖ в Польше, вот как один из вариантов будущего места жительства. Более детально ознакомиться с информацией можно на сайте immigrant.today.

 
Комментарии (0)