ГлавнаяПубликацииБлагоустройствоМусорный кризис: чем дальше, тем страшнее

Мусорный кризис: чем дальше, тем страшнее

Внешнее проявление проблемы – мусорные завалы. К сожалению, редкие попытки выяснить первопричины возникновения мусорного кризиса в Николаеве пока не дали целостного понимания проблемы.
У Николаева есть все шансы стать вторым Неаполем. К сожалению, речь в данном случае не идет о европейской интеграции либо же о повышении уровня жизни или благоустройства украинского города. Возможность «переплюнуть» Неаполь у Николаева возникла благодаря… мусору. Дело в том, что итальянский Неаполь известен своими «мусорными кризисами», возникающими с завидной периодичностью. 
 
Практически ту же картину мы наблюдаем сегодня в Николаеве. Внешнее проявление проблемы – мусорные завалы, периодически становятся темой выпусков новостей даже национальных каналов. К сожалению, редкие попытки выяснить первопричины возникновения мусорного кризиса в Николаеве пока не дали целостного понимания проблемы. Поэтому репортерская группа «Коммунального портала» решила провести собственное журналистское расследование.

Реформа ЖКХ по-николаевски

Исполнителями услуг по вывозу отходов в Николаеве являются местные абонентские службы. Собственно говоря, сам этот факт – нонсенс, поскольку эти структуры не имеют ни необходимой техники, ни персонала, чтобы предоставлять услуги. Но, по гениальной задумке местных властей, эта проблема должна была решиться просто: абонентские службы заключали договора с перевозчиками, которые и предоставляли населению и организациям города услугу.
А сами они в то время должны были обеспечить составление договоров, оплату услуг и собственно взаиморасчеты. Все участники рынка в один голос утверждают, что подобная схема, если бы она работала так, как задумывалось – действительно нужное и полезное дело. Но, как часто бывает у нас в стране, созданные местными властями с самыми благими намерениями абонентские службы чуть ли не сразу же после создания превратились в инструмент обогащения определенных лиц. В итоге, вместо внедрения цивилизованных механизмов на рынке ЖКХ – дела нужного и весьма полезного, в Николаеве было создано обширное и глубокое коррупционное полукриминальное «болото», способное вызвать зависть даже у прожженных итальянских мафиози.
 
Так, еще в январе Николай Круглов, глава николаевской областной администрации, в интервью одному из изданий заявил, что «… в Николаеве построена (или сложилась) схема, позволяющая воровать деньги, собираемые с населения, не вывозить мусор – и при этом никто ни за что не несет ответственности!». По словам губернатора, еще в начале года он «направил соответствующие документы в горисполком и горсовет, а также в правоохранительные органы – для тщательной проверки».
 
В конце февраля стало известно, что КРУ Николаевской области провела проверку КП «Николевкоммунтранс» и его дочерних предприятий - пяти абонентских служб: ДП «Абонентская служба» Заводский», ДП «Абонентская служба «Центральный», ДП «Абонентская служба» Ленинский», ДП «Абонентская служба» Корабельный». В результате проверок, были выявлены финансовые нарушения на сумму 457,1 тыс. грн. В то время, как Николаев утопал в мусоре, а возчики во все инстанции жаловались на огромные долги абонслужб, руководители последних начисляли себе премии и допускали нарушения.
Компетентные люди, с которыми нам удалось пообщаться в Николаеве, «не на диктофон» утверждают, что именно на распределении финансовых потоков абонентские службы и делают свой «бизнес». Имея огромные долги перед перевозчиками, абонслужубы в части финансирования себя, любимых, затруднений не испытывают. А при расчетах в действие вступает коррупционный механизм, которым урезается финансирование «непричастных». А деньги получают «приближенные». Николаевские абонслужбы сегодня должны практически всем, но долг долгу рознь.
 
Практически при равных объемах предоставленных услуг одним перевозчикам, как оказалось, должны в разы больше, чем другим. Этот факт всплыл на одном из совещаний в департаменте ЖКХ Николаевского исполкома, когда один из депутатов задал прямой вопрос начальнику абонентской службы Заводского района. Чиновник так и не смог внятно ответить на вопрос, почему, например, при совместимых объемах абонслужба Заводского района должна ООО «Гринко-Николаев» около 550 тыс. грн, а «Корунду» около 130 тыс., или «Никспецсервису» - в районе 200 тыс грн.
 
Следуя определенной логике, можно предположить, что деньги платят тем, кто умеет «договариваться». Естественно, по определенной схеме, куда же без этого. Наш источник в исполкоме (к сожалению, анонимный, «не на диктофон»), дал понять, что в «мусорной» схеме Николаева имеют прямую заинтересованность главы районных администраций.
 
По его словам, все эти чиновники «причастны к коммерческим структурам, оказывающим услуги вывоза отходов, и имеют прямой интерес». Насколько правдива эта информация – вопрос к компетентным органам, мы можем только высказать предположение, что это было бы вполне логично. Имея реальные рычаги воздействия на абонентские службы, местные чиновники вполне могли обратить их деятельности себе на пользу. И тогда вопрос «почему перед одними перевозчиками долги больше, чем перед другими?», теряет смысл. Ведь и дураку понятно, что, имея контроль над финансовыми потоками, заинтересованные лица в первую очередь направляют их в свой карман.
 
Кстати, о существовании в Николаеве коррупционной схемы с вывозом и утилизации мусора еще осенью прошлого года, во всеуслышание, заявил губернатор Николай Круглов.

Чем дальше, тем страшнее

Но банальным «бизнесом на финансовых потоках», если он существует, дело не должно ограничиваться. Любая преступная группировка, получив частичный контроль над любым источником финансирования, стремится полностью прибрать его к рукам. Так происходит в Неаполе, и почти то же можно увидеть, если присмотреться, и в Николаеве. Одни перевозчики не устают жаловаться на систему, сокрушенно подсчитывая долги, тогда как другие «молчат в тряпочку» и, судя по всему, прекрасно себя чувствуют.
 
Показательна ситуация, сложившаяся в районе Намыв с начала этого года. «Никспецсервис», обслуживающая этот район, с 15 января прекратила вывоз отходов. Компания собрала контейнеры и просто ушла. Тут же появилисьскандальные заявления мэра о том, что, дескать, у победителя тендера не оказалось ни техники, ни контейнеров для предоставления услуги. На самом же деле, как нам стало известно, «Никспецсервис» ушел с Намыва не в один день. Компания заранее предупредила власти о том, что в случае непогашения задолженности за предоставленные услуги будет вынуждена прекратить работу.
 
Наши источники в компании утверждают, что «Никспецсервис» предварительно направила письмо мэру, в котором заявила о невозможности предоставлять слуги с 1-го января текущего года. Тем не менее, после наступления указанной даты, Намыв обслуживался еще две недели – перевозчики пошли навстречу городу и жителям района, которые, в принципе, не виноваты в возникновении проблем. И лишь после того, как стала понятна бесперспективность работы в этом районе, «Никспецсервис» вынужден был прекратить обслуживание. Ну, а кто виноват, что в Намыве до сих пор не вывозится мусор – вопрос риторический, читатель сам легко сможет на него ответить.
 
Кстати, о технике и контейнерах. По предварительной информации, в Николаеве только один из перевозчиков (называть компанию не будем по соображениям объективности) имеет свой собственный контейнерный парк. А подавляющее большинство возчиков использует в работе городские контейнера.
 
В этом не было бы ничего плохого, если бы не одно «но» (которое, надеемся, тоже станет объектом пристального внимания со стороны компетентных органов): ходят неподтвержденные слухи, что эти контейнеры из муниципальной собственности чудесным образом перекочевали во владение частных фирм. При стоимости одного мусорного бака в районе 2-3 тыс. гривен это весьма выгодный бизнес: прибрав к рукам тысячу баков, счет идет на миллионы.
 
Точно так же обстоят дела с техникой. Наши источники утверждают, что некоторые частные перевозчики в Николаеве спокойно работают на арендованной у города технике, при этом, по слухам, стоимость такой «аренды» выглядит смешной. Если это правда, то вывоз мусора в Николаеве в немалой степени финансируется из городского бюджета (точнее, бюджет города недополучает немаленькие средства), в то время, как мер Чайка сожалеет, что на текущий год в бюджете города выделено всего 1 миллион гривен для закупки контейнеров (которые потом куда-то деваются?) и в Николаеве даже нет обычных урн.

Свет в конце тоннеля

Но все-таки, надо сказать, усилиями областной администрации мусорная проблема Николаева начинает сдвигаться с мертвой точки. С лета прошлого года, после нашумевшего выступления с открытым письмом одного из перевозчиков Николаевский горсовет принял решение о ликвидации абонентских служб и даже назначил дату – 1 октября прошлого года. Правда, опомнившись, позже эту дату из своего решения изъял. И теперь в Николаеве, как любит говорить весьма известный в интернете мер другого города, образовалась «коллизия». С одной стороны, судьба абонентских служб предрешена.
 
С другой – непонятно ни когда это произойдет, ни как. Тем более непонятно, что будет с миллионными долгами, которые накопили абонентские службы за годы существования, кто будет их погашать, как и когда.
 
Перевозчики, с которыми нам удалось пообщаться, высказывают надежды, что в самом ближайшем будущем в городе все-таки возникнет цивилизованная схема в сфере обращения с отходами, исключающая любую возможность махинаций на этом рынке. Все надежды возлагаются на губернатора, поскольку городские власти вряд ли в состоянии эффективно противоборствовать собственному детищу и распутывать коррупционные узлы, в которых сами могут иметь интерес.
 
Кстати, Николаев уже в течение нескольких лет безуспешно ищет инвесторов для решения мусорной проблемы. Свои проекты на суд города представляли разношерстные инвесторы, среди которых отметились румыны,англичане, наши соотечественники совместно с Литвой. В феврале в Николаеве, как сообщал мер города, должна была начать работать французская фирма с инвестициями в 1,5 миллионов евро. Но что-то французов в городе пока, увы, не слышно. Закономерный вопрос: о каких инвестициях может идти речь, когда сфера вывоза отходов в городе настолько непрозрачна?
 
Существующие проблемы способны отпугнуть любого, даже самого лояльного, инвестора. Разве что в город зайдут итальянские инвестиции, с вполне предсказуемым происхождением. Но это уже из разряда шутки. А если серьезно, остается лишь надеяться, что в ближайшее время проблемы на рынке вывоза и утилизации отходов в Николаеве все же разрешатся. В Николаеве может наступить мусорный коллапс – ну совсем, как в итальянском Неаполе! 
 
 
Комментарии (0)