ГлавнаяПубликацииПолитикаСтратегия «Украина - 2020» не для ЖКХ

Стратегия «Украина - 2020» не для ЖКХ

Украина определилась с планом развития на следующую пятилетку. Среди наиболее приоритетных 8 реформ и 2 программы. Реформа жилищно-коммунального хозяйства в этот список не попала. Зато значительное внимание обращено на децентрализацию.

В начале недели, 12 января, Президент Украины Петр Порошенко подписал Указ №5/2015 «О Стратегии устойчивого развития «Украина - 2020», в котором соответственно определены стратегические цели развития страны в ближайшие 5 лет, а также показатели их достижения, направления и приоритеты. 

Отметим, впервые о «Стратегии реформ -2020» Глава государства сообщил 25 сентября прошлого года в разгар предвыборной агитационной кампании, за месяц до начала внеочередных выборов в Верховную Раду Украины. Причем на публичной презентации «Стратегии-2020» Президент говорил настолько обобщающе и широко, что, фактически, предметно на ней не останавливался. Даже на экономической части, которая является стратегическим моментом всего развития государства. Сложилось впечатление, что речь шла не о настоящей «дорожной карте» страны на ближайшую пятилетку, а о декларационной заявке Петра Порошенко в качестве лидера одного из участников парламентской кампании-2014. 
 
И вот наконец общество получило от Администрации Президента целостный документ с заглавием - «Стратегия устойчивого развития «Украина - 2020». Им признано, что без немедленного проведения системных и глубоких реформ, государство обречено в дальнейшем остаться на задворках современного глобализированного мира. Целью реформ определено является достижение европейских стандартов жизни и достойного места Украины в мире. Документ содержит 62 реформы. Приоритетными считаются 8 реформ и 2 программы. Акцентируется на 25 ключевых показателях успешности развития страны. 
 
В частности, первоочередными определены: реформа системы национальной безопасности и обороны, обновление власти и антикоррупционная реформа, судебная и реформа правоохранительной системы, децентрализация и реформа государственного управления, дерегуляция и развитие предпринимательства, реформа системы здравоохранения и налоговая реформа. Среди приоритетов также реализация двух программ: энергонезависимости и популяризация Украины в мире и продвижение интересов государства в мировом информационном пространстве. 
 
При этом заметим, реформа жилищно-коммунального хозяйства, к сожалению, не признана Главой государства приоритетной, а потому конкретные цели и пути ее проведения остаются тайной. 
 
 
Между тем, несмотря на слухи о сворачивании процесса децентрализации в Украине, под эгидой которой прошел весь 2014 год, ее проведение и реформы государственного управления в «Стратегии-2020» является одним из первоочередных задач государственной власти на ближайшие 5 лет. 
 
Целью этой реформы является построение прозрачной системы государственного управления, создание профессионального института государственной службы, обеспечение ее эффективности. 
 
Результатом внедрения реформы должно стать создание эффективной, прозрачной, открытой и гибкой структуры публичной администрации с применением новейших информационно-коммуникативных технологий (е-правительства), которая способна производить и реализовывать целостную государственную политику, направленную на общественно устойчивое развитие и адекватное реагирование на внутренние и внешние вызовы. 
 
Целью политики в сфере децентрализации является отход от централизованной модели управления в государстве, обеспечение местного самоуправления и построение эффективной системы территориальной организации власти в Украине, реализация в полной мере положений Европейской хартии местного самоуправления, принципы субсидиарности, вездесущности и финансовой самодостаточности местного самоуправления. 
 
Приоритетом в управлении публичными финансами должно стать повышение прозрачности и эффективности их распределения и расходования. Процесс осуществления государственных закупок должна быть максимально прозрачным и учитывать общие принципы конкуренции. Коррупционную составляющую во время осуществления государственных закупок обещают ликвидировать. 
 
Возникает лишь один вопрос - хватит ли политической воли у Президента Украины, Кабинета Министров и народных депутатов достичь поставленных «Стратегией - 2020» целей по ликвидации коррупции в сфере государственных закупок и достижение максимальной прозрачности процесса расходования средств из государственного бюджета? Не будут ли, в очередной раз, слова власть имущих расходиться с их реальными делами? Почему ради достижения стратегических целей просто не взять и на ближайшем пленарном заседании проголосовать одним пакетом за законопроект № 2012а «Об открытости использования публичных средств», который с сентября прошлого года ждет своего рассмотрения, законопроект «О внесении изменений в Закон Украины «Об электронной цифровой подписи» и изменения в другие акты законодательства, относительно внедрения электронной системы государственных закупок? 
 
Программа энергонезависимости, как первоочередная программа «Стратегии - 2020», ставит своей главной задачей - обеспечение энергетической безопасности и переход к энергоэффективному и энергосберегающему использованию и потреблению энергоресурсов с внедрением инновационных технологий. Основными целями государственной политики в этой сфере являются: снижение энергоемкости валового внутреннего продукта (на 20% к концу 2020 года) путем обеспечения (внедрение) 100% обязательного коммерческого учета потребления энергоресурсов (энергии и топлива), переход к использованию энергоэффективных технологий и оборудования, в частности через механизм привлечения энергосервисных компаний, реализации проектов с использованием альтернативных источников энергии; обеспечение максимально широкой диверсификации путей и источников поставок первичных энергоресурсов, в частности нефти, природного газа, угля, ядерного топлива, наращивание добычи отечественных энергоносителей, внедрение прозрачных конкурентных правил разработки и использования месторождений энергоносителей; либерализация рынков электрической и тепловой энергии, угля и газа, переход на новую модель их функционирования; интеграция энергосистемы Украины с европейской континентальной энергосистемой ENTSO-E; реорганизация публичного акционерного общества «Национальная акционерная компания «Нафтогаз Украины» соответственно к Третьему энергетическому пакету Европейского Союза; полная реформа системы цено - и тарифообразования на энергию и топливо, в частности, пересмотр механизма формирования баланса энергоресурсов, отказ от перекрестного субсидирования и государственного дотирования; привлечение иностранных инвестиций в энергетический сектор Украины, в частности в модернизацию Единой газотранспортной системы Украины, электрогенерирующих мощностей и электросетей; реформа угольной отрасли и привлечения стратегических инвесторов, приватизация перспективных и ликвидация (консервация) убыточных угледобывающих предприятий; модернизация инфраструктуры топливно-энергетического комплекса.
 
 
Что можно сказать о такой программе энергонезависимости? Опять общие фразы без определения конкретных сроков достижения тех или иных целей, снова нет прямого запрета на закупку природного газа и других энергоресурсов в северного «братского народа». Конечно, это можно попытаться объяснить тем, что, мол, стратегия на то и стратегия, чтобы указывать путь «духа» изменений, а не быть «сухой конкретикой». Но, о какой диверсификации энергоресурсов может идти речь, если Украина вновь заключила договор на покупку электроэнергии из Российской Федерации, пусть даже ради обеспечения электричеством Луганской, Донецкой области и Крыма, если НАК «Нафтогаз» подписывает с «Газпромом» дополнительные соглашения к контракту на гарантированные объемы поставок природного газа до марта 2015 года, если у нас до сих пор чиновники отчитываются о выполнении плана газификации городов?
 
Даже если этот документ и воспринимать как указатель государственному аппарату, остается непонятным, зачем Президент вообще затронул вопросы, которые находятся вне зоны его прямой компетенции, установив обязанность Кабинета Министров ежегодно до 15 февраля утверждать планы действий по реализации «Стратегии - 2020» и информировать ежеквартально до 15 числа месяца, следующего за отчетным, о ходе выполнения плана ее реализации, ведь мы живем в парламентско-президентской, а не президентско-парламентской республике (т.е. тональность экономической политики государства все-таки определяет правительство)? Или это следует воспринимать как «оговорку по Фрейду», что переписывая Конституцию, Петр Порошенко попытается де-факто вернуть полномочия Януковича-Кучмы?
 
Константин Меркулов
 
 

 

Реклама: Вы хотите, чтобы о вашем продукте узнали много людей и у вас пошли продажи? Почтовая рассылка вот, что для вас нужно. Заходите на ресурс и узнавайте подробности!

 
Комментарии (0)