ГлавнаяПубликацииТарифы ЖКХТарифы на газ: повысить, нельзя оставить

Тарифы на газ: повысить, нельзя оставить

Общеизвестно, что тарифы на природный газ для населения в Украине очень низкие. Они не только гораздо ниже, чем в странах Европы или цены импортируемого в Украину газа, но также в среднем ниже, чем внутренние цены на газ в России.

Углубление диспропорций на «газовом рынке»

С 2007 года для населения в Украине действует прогрессивная тарифная сетка на природный газ, дифференцированная в зависимости от годовых объемов потребления. Чем больше потребляешь, тем больше платишь за каждый кубический метр газа. С одной стороны, это кардинально отличается от классического бизнес-подхода - оптовый покупатель всегда платит дешевле, в частности, как это принято в Европе. С другой - это имеет преимущество: некоторые группы потребителей экономят газ, чтобы не перейти в более «дорогую» категорию. 
 
 
Что бы не писали государственные мужи, но Украина больше 20 лет живет с административно-командной системой ценообразования на энергоносители для населения. Никакие красивые слова вроде «газовый рынок» и «независимый регулятор» этого не изменили. В течение многих лет идут разговоры о сокращении потребления газа и повышения тарифов, но как только дело доходит до дела - заигрывание с избирателем выступает на первый план. В 2006-2010 годах тарифы для населения выросли в 6 раз, но с 2010-го года и до этого времени остаются неизменными, несмотря на рост цен на импортируемое топливо. 
 
 
В то же время цены на природный газ для промышленности выросли в 10 раз при высшей базе сравнения, и в настоящее время считаются экономически обоснованными. 
 
 
Рост цен на газ для промышленности, а также сокращение промышленного производства, привели к значительному сокращению потребления газа промышленностью. В результате этого, при практически стабильном уровне потребления населением, доля бытовых абонентов в структуре потребления природного газа выросла с 23% в 2005 году до 33% в 2013-м. Таким образом, относительно низкие тарифы на газ для населения при значительной его доле в структуре потребления привели к углублению диспропорций на «газовом рынке». На «рынке», потому что рынка нет. 
 

Население как потребитель газа

В 2013 году 13,72 млн потребителей, которые отнесены к категории бытовых, потребили 16,8 млрд куб. м. природного газа. При этом потребление природного газа первой группой абонентов (годовой объем потребления до 2,5 тыс. куб.м.) составляло 73,7% от всего потребленного газа населением, вторая группа (от 2,5-6 тыс. куб.м./год) - 25,5%, соответственно, на третью и четвертую группу пришлось менее одного процента. 
 
 
Поэтому очевидно, можно констатировать, что около 90% всех домохозяйств платят в среднем в месяц не более 150 грн, а около 60 грн. Это примерно 5-13% от прожиточного минимума. Сама по себе цифра незначительная, но именно в этой категории находятся наименее защищенные слои населения - пенсионеры и семьи с низким уровнем дохода. Поэтому повышение тарифов на газ повлияет в первую очередь на них. 

 
 
 
 Много лет (а в последние недели особенно интенсивно) ведется разговор о повышении тарифов на газ для населения. Чаще всего это связывают с требованиями Международного валютного фонда (МВФ). Но, каковы будут последствия такого повышения, и, что следует предпринять для защиты наиболее уязвимых слоев населения?
 
Перед тем, как перейти к собственно анализу последствий повышения тарифов, стоит понимать откуда берется газ, который потребляет население, и почему он такой «дешевый». Во-первых, следует четко осознать, что при широкой прогрессивной тарифной сетке на природный газ средневзвешенный тариф для населения близок к тарифу первой категории - 840 грн/тыс. куб. м. Во-вторых, в структуре тарифа на газ для населения цена товарного природного газа составляет лишь 43% или 360 грн/тыс. куб.м (без НДС).
 
 
В-третьих, объемы газа для населения берутся из объемов добычи государственных компаний ОАО «Укргаздобыча» и ГАО «Черноморнефтегаз», которые в 2013 году добыли 16,8 млрд куб. м. Ровно столько, сколько было потреблено населением в прошлом году. При этом, цены на товарный газ регулируются государством через НКРЭ, и с 1 января 2014 составляют для ОАО «Укргаздобыча» - 349,2 грн/тыс. куб. м. (без НДС), а для ГАО «Черноморнефтегаз» - 452 грн/тыс. куб. м (без НДС). При существующих объемах добычи газа этими компаниями, средневзвешенная цена товарного природного газа составляет тех же 360 грн/ тыс. куб. м. (без НДС), что и заложенные в средневзвешенный тариф для населения. 
 
Именно по этой причине тарифы на газ для населения оставались низкими. Но стоит понимать, что это возможно лишь в условиях жесткого регулирования тарифов на газ через НКРЭ, и при наличии достаточных ресурсов природного газа собственной добычи государственными компаниями. 
 
Казалось бы, все эти условия остаются неизменными. НКРЭ никуда не умчалось, а ПАО «Укргаздобыча» - в государственной собственности. Почему бы не оставить тарифы на том же уровне? Именно этот аргумент часто используют апологеты «электоральных войн» в независимости от партийного окраса. Поэтому стоит разобраться подробнее, для того чтобы не стать очередной жертвой «электоральной Санта-Барбары».

Повышение тарифа - необходимость 

Как говорил современный классик, ничего ниоткуда не берется и никуда не исчезает. Так и с газом. Если весь дешевый газ собственной добычи идет на население, то из него ничего не остается, а на промышленность и теплокоммунэнерго идет дорогой импортный газ. 
 
С промышленностью все понятно. Чем меньше она потребляет ресурсов и по как можно более низкой цене, тем более она конкурентоспособна. А высокая конкурентоспособность собственной промышленности - это мечта любой страны. В идеале было бы хорошо, чтобы на промышленность шел газ собственной добычи. Но в настоящее время этих объемов недостаточно. 
 
С теплокоммунэнерго тоже не все так просто. При существующей ситуации, когда население потребляет газ собственной добычи по низкому тарифу, - 840 грн/тыс. куб.м., а теплокоммунэнерго, которое вырабатывает тепло для того же населения, - по тарифу 1309 грн/ тыс. куб. м, имеет место ценовая дискриминация одних групп населения в интересах других. Возникает логичный вопрос, почему одна часть населения получает 1,5 раза дешевле газ, чем другая? Логического объяснения этому нет, но очевидным является другой вывод - на всех не хватает дешевого газа собственной добычи.
 
Есть два пути выхода из этой ситуации. Первый - наращивание добычи газа, второй - сокращение потребления. 
 
Для того, чтобы наращивать добычу, необходимые инвестиции, которые необходимо вернуть за счет продажи того же газа. Учитывая, что текущие отпускные цены на газ ОАО «Укргаздобыча» едва покрывают текущие расходы, наращивание добычи потребует повышения тарифов. При этом добыча газа с каждым годом становится все дороже и дороже, а ресурсы газа являются исчерпывающими. Поэтому, это в долговременной перспективе заранее проигрышный вариант. 
 
 
Для того, чтобы сокращать потребление, тоже необходимы инвестиции, но уже в сектор потребления. Каждый сэкономленный населением кубометр газа может быть направлен в другие сектора, что уменьшит зависимость Украины от импорта газа из России. 
Возникает вопрос: а как сделать так, чтобы инвестиции пошли на сокращение потребления природного газа населением? Ответ прост и сложен одновременно, - повысить тарифы на газ! Это тот инструмент, который очень широко опробован во многих странах, начиная от энергоизбыточной Норвегии, и, заканчивая энергодефицитной Германией. 
 
Поэтому в Украине рано или поздно придется повышать тарифы на газ для населения. Уровень, на который необходимо повысить тариф, - вопрос сложный, но ответ на него можно найти.
 
Пока стоит обратиться к примеру. По имеющейся информации, обнародованной новым главой НАК «Нафтогаз Украины» Андреем Коболевим 26 марта, тарифы на газ для населения будут повышены с 1 мая на 50%. Поскольку рост тарифов в первую очередь окажет негативное влияние на малообеспеченные слои населения, многие специалисты и представители МВФ рекомендуют компенсировать эти расходы через механизм адресной денежной помощи. 
 
 
Во сколько же обойдется адресная денежная помощь для малообеспеченных? К малообеспеченным относим домохозяйства, где средний доход на человека составлял менее 1,2 тыс. грн на мес. («У.К.» - прожиточный минимум на конец 2013 года составил 1176 грн). Согласно проведенного авторами опроса, доля малообеспеченных домохозяйств в Украине составляет 20% или 3,4 млн, что близко к последних официальных данных (16% в 3 квартале 2013 года). При этом, из них газифицировано около 2,8 млн домохозяйств, среди которых 1,9 млн домохозяйств используют газ для нужд индивидуального отопления. По результатам опроса, средний объем потребления природного газа малообеспеченными домохозяйствами с индивидуальным отоплением составляет около 2,4 тыс. куб. м. природного газа в год. В результате увеличения тарифов на газ на 50%, средняя годовая оплата этой категорией домохозяйств увеличится на около 870 грн. Таким образом, общая сумма адресной денежной помощи малообеспеченным слоям населения для компенсации повышения тарифов на газ на 50% составит около 1,7 млрд грн на год. 
 
Велика эта сумма, и где ее взять? Ответ прост и очевиден. При описанной выше структуре тарифа на газ для населения, повышение тарифа на 50% приведет к росту государственных доходов компании ОАО «Укргаздобыча» и ГАО «Черноморнефтегаз» на более чем 5,6 млрд грн на год. За счет этих средств можно профинансировать не только адресную денежную помощь малообеспеченным слоям населения (1,7 млрд грн/год), а также наполнить специальный фонд для целевого финансирования программ по сокращению потребления природного газа населением (1,9 млрд грн/год) и вложить средства в поддержание и расширение добычи природного газа государственными газодобывающим компаниями (2 млрд грн/год). 
 
 
Таким образом, повышение тарифов на газ для населения должно стать одним из основных шагов в повышении энергетической независимости Украины.
 
Алексей Хабатюк, Константин Тадля, эксперты "Фонду экологических инвестиций" специально для ИА "Украина Коммунальна".
 

Реклама: На сегодняшний момент смеситель является важным элементом сантехники для каждого жилища. Без него не обойтись на кухни, а вот купить смеситель для кухни Вы можете в нашем интернет магазине. У нас представлена широкая линейка смесителей на любой вкус: от обыкновенных до смесителей с термостатом, что позволит Вам задать комфортную для Вас температуру!

 
Комментарии (1)
Sergiy
28 марта 2014 г. 12:07
Не зовсім все враховано. 1.Необхідно негайно переглянути норми споживання в сторону зниження для приготування іжі,оскільки змінилася структура побутового обладнання(ел.чайники,мультіварки та інше).Оріентовний навар близько 3 млрд. грв. в рік у газопостачальних підприємств по тарифу 0,73 та плюс реалізачія необлікованого газу мінімум по 1.5 грн.Всього близько 10 млрд.2.Середньостатична сімя із 3 чоловік по нормі сплачує за газ до 20 грв.При наявності квартирного обліку до 10 грн.Чи вплине на бюджет сімї тариф в 1.0 грн.при наявності обліку? Відповідь очевидна -газопостачальні підприємства мають використати навар на встановлення квартирного обліку ,в першу чергу отримувачам субсибій.3.Споживаті з приватному секторі обладнаному приладами обліку мають на першому етапі отримати щомісячну різницю розраховану відносно середньомісячного попереднього споживання. 3.Тарифи на ТЕ мають бути економічно обгрунтовані а різницю ,пільги та субсидії має отримувати безпосередній споживач після сплати спожитих енергоносіїв, по чеку в банківській установі або страховій компанії при відсутності коштів б банку. 4. В квартири має продаватися товар( теплова енергія , вода питна та гаряча) як газ та ел.енергія. Якщо співвласники найняли виконавця комунальних послуг то виконавець придбає товар на межі будинку.