ИНФОГРАФИКА:
Опалювальний сезон у Євросоюзі
Як Україна пройшла найважчий в історії опалювальний сезон
Яка мінімальна температура у приміщеннях у країнах Європи
Роз'яснення, як оплачувати комуналку під час війни
Что делать, если дома холодные батареи
Состояние инфраструктуры «Укрзализныци»
Перечень льгот на ЖКУ, предусмотренных для участников боевых действий
Какие нормативы используются при расчете субсидии
Как рассчитывается жилищная субсидия и кому предназначается
Сколько лет должно служить дом, лифт или самолет
Производство электроэнергии из ВИЭ
Тарифы на тепло «удвоили ставки»
В Кабмине планируют переработать вс систему теплоснабжения
В Киеве в прошлом сезоне стало меньше аварий на тепловых сетях
На кінець березня запаси вугілля на складах енергетичних підприємств 1,2 млн тонн
После полуторагодичного периода нормативной неопределенности, Министерство регионального развития, строительства и ЖКХ своим приказом уточнило алгоритм, формы и порядок расчета стоимости тепла по двум ставкам. В частности, документ предписывает механизм тарифных расчетов на услуги централизованного отопления и горячего водоснабжения, а также порядок формирования тарифов на три вида лицензированной деятельности теплоснабжающих предприятий: производство, транспортировку и поставку энергии.
Право было, формы не было
Жизненно необходимый теплоэнергетикам документ - приказ Минрегиона №605 от 3 декабря 2012 года – вступил в силу в январе текущего года. Принятие такого документа вызвано необходимостью устранить нормативный пробел, который усложнял работу естественных монополий, работающих в сфере теплоснабжения.
В частности, проблема, которую устранил приказ ведомства, состояла в том, что до сих пор предприятия отрасли, желающие применять двойную ставку, должны были предоставить национальному регулятору или муниципалитету расчет двухставочных тарифов на плановый период «по установленной такими органами форме с соответствующими расчетами». Такое требование было зафиксировано п.50 действующего Порядка формирования тарифов на тепловую энергию, ее производство, транспортировку и поставку, услуги по централизованному отоплению и поставке горячей воды, утвержденного постановлением правительства №869 «Об обеспечении единого подхода к формированию тарифов на жилищно-коммунальные услуги».
Однако, коллизия возникала из-за того, что в отличии от регулятора – Национальной комиссии, осуществляющей госрегулирование в сфере коммунальных услуг – местные власти такими полномочиями не наделены. При этом, действовавшие до утверждения Кабинетом Министров легендарного постановления №869 порядки и формы тарифных расчетов были отменены. Правда, на практике это не привело к полной блокаде двухставочных тарифов, но и их популяризации также не способствовало.
Читайте также: Тарифные механизмы заставят ЖКХ работать
Своим приказом Минрегион №605 «реанимировал» ранее отмененные алгоритмы. Кроме того, порядки расчетов документом предоставлены полномочия по применению двойной ставки тарифа муниципалитетам. То есть, теперь легитимная возможность применения двуставочных тарифов отныне появилась не только у крупных предприятий тепловой энергетики, но также у небольших операторов этого рынка.
Делаем тарифные ставки
Как известно, стоимость гигакалории тепла для крупнейших производителей, транспортировщиков и поставщиков тепла определяет отраслевой регулятор – Нацкоммуслуг. Ее лицензиатами являются более 270 теплоснабжающих предприятий, годовой объем производства тепла у которых превышает 20 тыс. Гкал, а объемы транспортируемой и поставляемой потребителям тепловой энергии составляет не менее 18 тыс. Гкал. Таким образом, Комиссия контролирует около 95% рынка тепловой энергетики. Все остальные предприятия – всего в Украине более 350 теплогенерирующих и теплоснабжающих компаний – попадают под юрисдикцию местных органов власти, которые определяют для них стоимость гигакалории тепла, а также предоставляют бытовым потребителям конечный продукт – услуги по централизованному отоплению и поставке горячей воды. Важно понимать, что регулятор определяет именно себестоимость гигакалории тепла, а цену конечного продукта – коммунальных услуг – для крупнейших предприятий устанавливают местные власти.
При этом всем теплоснабжающим компаниям предоставлено право выбора. Они могут предоставлять тепловую энергию населению как по одноставочным, так и по двухставочным тарифам – после утверждения их уполномоченным органом. Для каждого вида тарифов установлены свои требования. Для первого и самого простого вида тарификации устанавливается всего одна ставка, а оплата с потребителей за отопление или горячую воду взимается либо на протяжении всего года, либо сезонно – в отопительный период.
Двухставочный тариф предполагает, что оплата за услуги условно разбивается для потребителей на две части: одна - в виде абонентской платы взимается на протяжении всего года, вторая – только в период непосредственного предоставления услуги (отопление). При этом, общая сумма платежа за полученное тепло, рассчитанная на основании одноставочного, либо двуставочного тарифа - примерно одинакова, то есть, потребителям, рассчитывающимся по двум ставкам платить больше тех, у кого эта ставка тарифа едина, не приходится.
История тарифообразования
Процесс оплаты коммунальных услуг по двум ставкам в Украине продолжается с переменным успехом уже тринадцатый год – с момента издания в сентябре 2000 года Правил расчета двухставочного тарифа на тепловую энергию и горячую воду. В 2006 году постановлением №955 Кабмин разрешил предприятиям применять как двухставочные, так и одноставочные сезонные тарифы. Спустя год в Порядке закрепили исключительно двухставочные тарифы. А в 2011 году тарифный паритет был восстановлен Кабмином: постановлением №869 предусмотрено применение как одноставочных, так и двухставочных тарифов.
Читайте также: Для кого тепло стоит дороже?
На практике это привело к тому, что 2008-2009 годах двухставочные тарифы на тепло стали применяться в большинстве украинских городов. Они были установлены в 16-17 областных центрах. В частности, в Харькове, Запорожье, Луганске, Одессе, Николаеве, Львове, Ивано-Франковске. Однако в последние годы в Украине наблюдается обратный процесс. Так, с 1 января 2013 года на уплату услуг по отоплению и поставке горячей воды по одноставочному тарифу вернулось Запорожье.
Однако для тепловых энергетиков все же более удобно работать с применением двуставочных расчетов. Это, прежде всего, объясняется тем, что разбитый на две ставки тариф обеспечивает монополисту компенсацию операционных затрат. То есть разбивка тарифа на две составляющие – условно-постоянные затраты (содержание теплосетей) и условно-переменные затраты (поставку тепла в отопительный сезон) позволяет поставщикам тепла добиваться значительной финансовой оптимизации.
Тарифные неясности
Тем не менее, «тарифный вопрос» настолько политизирован, что даже такая безобидная его составляющая, как процесс утверждения и применения двухставочных тарифов, не раз использовался как повод для «подогрева» негативных и протестных настроений граждан. Возможно, именно поэтому почти все опрошенные нами операторы рынка теплоснабжения прокомментировать ситуацию согласились лишь на условиях анонимности. Нацкоммуслуг предоставить какие-либо комментарии и вовсе отказалась.
«Мы столкнулись с непониманием потребителями сути двухставочных тарифов. Люди привыкли платить за отопление во время получения услуги, а когда оплата частично переносится на лето, у них возникает подозрение, что деньги расходуются непрозрачно. Несмотря на то, что мы предоставляли тысячи разъяснений потребителям, в том числе и через СМИ - люди все равно не понимают. Не понимают они и того, что при применении двухставочных тарифов речь идет не об улучшении качества услуги, а, прежде всего, о «неухудшении». Ведь своевременная подготовка технологического оборудования к тепловому периоду – это залог успешного теплоснабжения на протяжении отопительного периода», - пояснил представитель теплопоставляющей компании одного из областных центров. «Нами такие тарифы никогда не применялись, и вряд ли когда-нибудь будут, - заявил «У.К.» руководитель областного теплоснабжающего предприятия, также пожелавшего остаться не известным. - Двухставочные тарифы – это неудобно. Прежде всего, потому, что трудно объяснить населению, почему люди должны платить полгода много, а полгода мало. К тому же, от нас сейчас ничего не зависит – раньше тариф утверждал город, сейчас утверждает регулятор – Нацкоммуслуг».
Читайте также: Коммунальщикам опустошат карманы
В то же время участники рынка утверждают, что в случае необходимости, можно обойтись и расчетами по более понятной населению одноставочной схеме. «В Полтаве – так сложилось исторически – применяется круглогодичный одноставочный тариф, то есть равные платежи в течение всего года», - сообщил «Украине Коммунальной» директор ОКП «Полтаватеплоэнерго» Владимир Чернявский. По его словам, одноставочный тариф - понятный для потребителя, и справедливый. «Ведь у людей нет сезонности доходов, они получают одинаковый доход в течение всего года. Поэтому сезонные колебания расходов для них неудобны. По сути, недостаток в круглогодичном равномерном одноставочном тарифе только один – существование кассового разрыва и невозможность полных своевременных расчетов за потребленный природный газ», - отметил господин Чернявский. Теплоэнергетик уверен, что проблему кассовых разрывов можно решить с помощью привлечения кредитных ресурсов: «Цена покрытия кассового разрыва при этом очень небольшая - она не превышает 2% от годовой стоимости потребления природного газа».
В частных домах люди устанавливают твердотопливные котлы. Это отличный способ регулировать температуру комнат в зависимости от погодных условия и сезонов года. На сайте http://www.aton.ua Вашему вниманию представлен каталог данной продукции. Заходите и делайте свой выбор.