ГлавнаяПубликацииТарифы ЖКХТарифные механизмы заставят ЖКХ работать

Тарифные механизмы заставят ЖКХ работать

Избранный украинским регулятором механизм тарифного регулирования имеет множество разновидностей, использующихся в США и Европе. В плюсах и минусах других методик тарифного регулирования разбиралась «Украина Коммунальная».

Сфера естественных монополий неотделима от отрасли ЖКХ. Однако тепло- и водоснабжающие компании, на услуги которых всегда стабильный потребительский спрос, убыточны. Менять ситуацию в Украине будут с помощью введения новых методов тарифного регулирования, которые уже утверждены Нацкомиссией, осуществляющей госрегулирование в сфере коммунальных услуг. В частности, пока для предприятий, имеющих лицензию регулятора на транспортировку тепловой энергии, предлагается метод стимулирующего регулирования или RAB (regulatory asset base)- метод. Однако, выбранный украинским регулятором механизм, отнюдь не единственный и имеет множество разновидностей, использующихся регулирующими органами США и Европы. В плюсах и минусах других методик тарифного регулирования разбиралась «Украина Коммунальная»

Регулирование рентабельности  (rate of return regulation)

В течение долгих лет преобладающим методом регулирования было регулирование рентабельности. И по сей день он широко используется во многих странах, например в США. При таком подходе регулируемая цена устанавливается на уровне, позволяющем предприятию покрывать свои операционные издержки и обеспечивать доходность используемого капитала:

Регулируемая цена обеспечивает предприятию возможность безубыточного функционирования, а инвесторам - возможность получения «справедливого» дохода. Таким образом, предприятие полностью покрывает свои финансовые потребности и получает возможность выхода на рынок капитала (например, для финансирования крупных инвестиционных проектов). Регулятор устанавливает тарифы на услуги предприятий ЖКХ, исходя из оценки экономических издержек.

Впрочем, недостатком этого метода является то, что у регулирующего органа, как правило, недостаточно информации о будущих издержках предприятия, в то время как монополист имеет возможность манипулировать предоставляемой информацией.

Читайте также: Правда и мифы естественных монополий

Кроме того, процедура регулирования и оценка расходов предприятий требует значительных затрат времени и денег. Анализ и проверка предоставленной монополистами информации требует проведения аудита. Таким образом возникает временной разрыв между изменением экономических условий и пересмотром тарифа. Поэтому многие регуляторы, использующие эту методику тарифного регулирования предусматривают возможность автоматического пересмотра тарифов в случае существенного изменения внешних экономических условий (pass through). Например, тарифы на коммунальные услуги автоматически пересматриваются при существенном изменении  цен на топливо и энергию.

Существенным минусом методики RRR является также и то, что у монополистов, фактически, отсутствуют стимулы снижать издержки и повышать производственную эффективность. Это связано с тем, что любое снижение затрат будет изъято у предприятия в ходе регулирования, и, наоборот, любое увеличение затрат можно будет переложить на потребителей. При этом, у предприятия появляются стимулы неоправданно наращивать свою производственную базу (стоимость активов), так как чем больше стоимость активов, тем больше амортизация и прибыль, а значит, и регулируемая цена.

RPI-X регулирования

Этот метод был специально разработан для того, чтобы простимулировать естественных монополистов к повышению эффективности, с тем, чтобы выгода, получаемая от этого, впоследствии переходила бы к потребителям в виде снижения цен. При данном подходе регулирующий орган устанавливает цену для предприятия на определенный период, обычно длящийся 5 лет. Предполагается, что данная цена позволит компании покрыть свои операционные издержки и заработать определенную прибыль при условии, если она будет работать так же эффективно, как образцовая (эталонная) компания. Роль последний обычно на себя берут регуляторы, создавая в сфере естественных монополий, так называемого эталонного виртуального конкурента.

Такая методика регулирование рентабельности широко применялась в США, где коммунальные предприятия, в большинстве случаев, изначально находились в частной собственности. Затем, эта форма регулирования естественных монополий RPI-X в 1984 году стала использоваться в Великобритании.

Суть методики в том, что регулирующий орган, прежде всего, оценивает экономию, которой компания сумела добиться за счет повышения эффективности в предыдущий  период, и переводит эту экономию в первоначальное снижение цены. Затем регулятор оценивает, каковы были бы потребности «эталонной» компании для покрытия своих операционных издержек, на обновление основных фондов, на расширение и улучшение своих активов. Принимая во внимание эти затраты, регулирующий орган вычисляет величину ежегодного снижения цены в реальном выражении. Данная величина устанавливается таким образом, чтобы дать предприятию возможность получить «справедливую» доходность своих активов. После этого предприятие может ежегодно повышать цены в соответствии с ростом индекса потребительских цен, за вычетом корректирующей величины.

Читайте также:Тарифный пасьянс

Преимущества этого регуляторного механизма также в том, что при этом регулятор занимается детальной проверкой финансово-хозяйственной деятельности предприятия. В мировой практике также известны разновидности этой методики: регулирование цен отдельно для каждого вида деятельности; регулирование средневзвешенной цены нескольких видов деятельности при заданной структуре реализации («корзина цен» — price basket); регулирование максимально допустимого размера выручки на единицу продукции (revenue yield).

В случае такого регулирования, процедура становится значительно проще и дешевле: существенно уменьшаются затраты на сбор и анализ информации о финансово-хозяйственной деятельности регулируемого предприятия. У предприятия появляются стимулы к увеличению производственной эффективности, а у инвесторов — к вложению капитала, так как экономический эффект от мероприятий, направленных на повышение эффективности, не будет немедленно изъят в ходе пересмотра цен. Предприятие становится заинтересованным в снижении издержек. Регулирование RPI-X в значительной степени разрывает связь между затратами и процессом формирования тарифов.

Впрочем, несмотря на очевидные преимущества, регулирование по RPI-X не свободно от недостатков. Во-первых, компания может получить прибыль только в том случае, если она будет работать с большей эффективностью, чем от нее ожидает регулирующий орган. Следовательно, предприятие заинтересовано в том, чтобы ожидания регулирующего органа были настолько низки, насколько это возможно. В этой ситуации регулирующий орган находится в невыгодном положении, так как в своей работе он вынужден полагаться на информацию, которую ему предоставляет само предприятие. Сам по себе факт того, что предприятие заинтересовано в том, чтобы управлять регулирующим органом (вне зависимости от того, делает ли оно это в реальности), дает регулирующему органу основания подозревать предприятие в недостоверности предоставляемой им информации, а это вносит нестабильность в процесс установления цены (тарифа).

Читайте также: Новая политика тарифов ЖКХ: «за» и «против»

Во-вторых, нарушается нормальный график осуществления капиталовложений. Один из побочных эффектов RPI-X состоит в том, что предприятие становится заинтересованным в осуществлении всех мероприятий по сокращению издержек в начале регулируемого периода, поскольку в этом случае оно сможет аккумулировать всю величину получаемой экономии за весь период. В конце регулируемого периода стимулы для повышения эффективности и сокращения издержек у компании практически исчезают.

В-третьих, в рамках данной системы регулирования стимулы к повышению эффективности капиталовложений неясны. Если компания снижает величину своих капиталовложений, то регулирующему органу довольно трудно определить, инвестирует ли компания более эффективно или просто инвестирует в меньших объемах.

Участие в прибыли  (profit-sharing regulation)

В связи с несовершенством системы регулирования RPI-X, возникла идея создания стимулирующей методики, позволяющей более быстро воспользоваться преимуществами от снижения затрат монополиста. Для установления тарифа регулирующий орган использует прогнозируемые значения издержек компании, а после этого осуществляет мониторинг фактических издержек предприятия. Если они оказываются меньше прогнозировавшихся, то тарифы должны снизиться на величину, позволяющую изъять у монополиста часть полученной прибыли. Другими словами, предприятие должно быть готово к тому, что если оно начнет получать прибыль больше, чем прогнозировалось, то тарифы должны снизиться до уровня, при котором компания будет получать только прогнозировавшуюся величину прибыли. Данная система регулирования потребует детального мониторинга фактических затрат и прибыли предприятия и может быть весьма сложна для воплощения. Кроме этого, ослабеют стимулы компании к снижению издержек.

Любое дело должно сопровождаться успехом. Данный термин имеет разные наименования – производительность, продуктивность и рентабельность. Возникает вопрос - что такое рентабельность? Получить ответ Вам поможет информация, выложенная на сайте ktovdele.ru.

 
Комментарии (0)