ГлавнаяПубликацииТарифы ЖКХУкраинцам «разблокируют» тарифы

Украинцам «разблокируют» тарифы

Населению следует ожидать новых изменений в сфере тарифного регулирования. В частности, стоимость услуг по централизованному водоснабжению и водоотводу планируется определять в зависимости от объемов потребления.

Новые дифференцированные тарифы должны быть экономически обоснованными, то есть, возмещать затраты водоснабжающих предприятий, а также содержать инвестиционную составляющую. Именно с такой инициативой отраслевой регулятор - Нацкомиссия, осуществляющая госрегулирование в сфере коммунальных услуг - обратился к правительству, предложив к рассмотрению проект постановления, которым предусматривается изменить порядок формирования тарифов.

Воду «разольют» по блокам

Согласно проекту, который обнародован на официальном сайте регулятора, новый механизм тарифных расчетов базируется на блочной системе. То есть предлагается определить пять категорий потребления (блоков), где первые четыре будут рассчитываться согласно приборами учета воды, а последняя - по нормативам. Первый блок будет базовым для всех (не более 2 кубических метров потребления ежемесячно), а впоследствии стоимость водопотребления будет увеличиваться вместе с ростом объемов потребления воды на каждые 4 кубометра.

При этом, тариф установлен для каждой категории потребления будет фиксированным. Например, если человек ежемесячно потребляет 20 кубометров воды, то он уплатит за 2 кубических метра по цене, установленной для первого блока, еще 4 кубометра - по цене второго блока и т.д. Довольно сложная формула расчетов предполагает, что каждый следующий блок потребления будет больше предыдущего на 10%, т.е. разница между первым и четвертым может составить 40%. Но максимальная финансовая нагрузка придется на тех потребителей, квартиры которых не оборудованы счетчиками.

Впрочем, это не первая попытка Нацкомпослуг ввести блочный порядок тарифообразования на холодное водоснабжение и водоотвод. Впервые об этом было сказано специалистами Комиссии еще в декабре 2011 года. Тогда дифференциальную систему расчетов регулятор обещал ввести в прошлом году, а в 2013 году - предложить своим лицензиатам такую методику тарифных расчетов, согласно которой доход предприятий зависел бы от объемов поставки ресурсов.

Читайте также: Тарифы ЖКХ требуют выравнивания

Что помешало Комиссии воплотить свои планы в жизнь, «Украине Коммунальной» так и не удалось узнать - регулятор отказался отвечать на запрос редакции. Но в сопроводительной записке к проекту постановления отмечается, что введение дифференциальной блочной системы тарифообразования позволит ежегодно (до 2014 года) снижать потребление ресурсов минимум на 3%, установить тарифы на уровне окупаемости и отказаться от механизма перекрестного субсидирования отрасли. В том же документе указано, что установление единого для всех первого блока позволит защитить 16% домохозяйств от изменения тарифов, а других потребителей будет стимулировать к экономии и установке счетчиков на воду.

Все для людей

Целесообразность таких шагов поддерживает и высшее руководство государства. «Правительство предлагает часть бремени бюджетной компенсации разницы в тарифах возложить на богатых. Мы будем совершенствовать систему дифференцированных тарифов для тех, кто безболезненно может платить рыночную стоимость теплоснабжения и других коммунальных услуг. Это социально справедливая система, отрицать которую - просто нонсенс», - недавно заявил Премьер-министр Николай Азаров.

Идея дифференцированного тарифообразования не новая. Именно по такому принципу в Украине уже формируются цены на электроэнергию и природный газ для населения. Основная логика такого подхода - защитить беднейшие слои потребителей путем предоставления им минимального объема услуг по приемлемой цене.

Социально ориентированный подход в целом поддерживают многие эксперты. «Идея неплохая, кто больше потребляет должен больше платить. Ведь большие объемы воды идут на частные бассейны и сауны, а вот обычному потребителю так много воды просто не нужно», - убежден заместитель директора по научной работе государственного научно-исследовательского института проблем водоснабжения «УкрВОДГЕО» Владимир Костенко. Кроме этого специалист отмечает, что любые прогрессивные инициативы будут напрасными без серьезной модернизации сетей водоснабжения и водоотведения. «Показатель потерь воды в сетях в 30% считается нормальным, а в некоторых регионах эти потери достигают 70% и более. В итоге все это переводится на конечных потребителей», - рассказал «Украине Коммунальной» господин Костенко. 

По словам президента Ассоциации «Питьевая вода Украины» Владимира Скубченко, кроме устаревших сетей, особое внимание нужно уделить самой структуре тарифа, в которую, среди прочего, включены чрезмерные административные расходы. «Например, существенно возросли административные расходы Киевского водоканала. Сейчас их аппарат минимум вдвое больше, чем в советское время, хотя уровень потребления воды в столице за последние годы существенно уменьшился, в том числе за счет свертывания промышленных мощностей», - уверяет эксперт.

Острые углы тарифообразования

Инициативы Комиссии касаются больного вопроса: как быть с теми, кто не имеет счетчиков? Ведь у сотен тысяч потребителей просто нет средств чтобы установить дешевые средства учета. Получается, что государство сознательно «загоняет» бедных граждан в высшую тарифную категорию!

Читайте также: Жилищно-коммунальные счеты позволят сэкономить

Для решения этой проблемы эксперты предлагают ввести специальную государственную программу для малообеспеченных семей по установке счетчиков. «Безусловно, на первом этапе такие меры потребуют определенных финансовых вложений, но впоследствии государство сможет сэкономить на этом значительные средства», - уверен эксперт Ассоциации «Укрводоканалэкология» Александр Асадчев.

Впрочем, в отраслевой ассоциации сомневаются, что введение блочного метода тарифообразования избавит государство от выплаты компенсации тарифной разницы, поскольку регулятор не сможет установить экономически обоснованные тарифы на воду. «Сейчас для Нацкоммуслуг сложно утвердить экономически обоснованный тариф, поскольку он может означать рост цен на 50 - 70%. Поэтому они считают, что приняв градацию тарифов предприятия смогут покрыть все расходы на производство, транспортировку, распределение питьевой воды и водоотведения. Но, если разобраться, то никто серьезно не просчитывал, каким образом это может произойти на практике. Возможно, что подавляющее большинство потребителей войдет в дешевую категорию, и, тогда только те, которые не имеют счетчиков будут платить по крупнейшими тарифам. В итоге, предприятия все равно не получат экономически обоснованных тарифов. И в этом есть определенное предостережение», - опасается господин Асадчев.

Беспокоит экспертов и сложность механизма расчета новых тарифов, ведь введение существенной дифференциации может стимулировать не только водосбережения, но и махинации с показателями счетчиков. «Такие проблемы существуют и сейчас. На уровне государства необходимо решить вопрос коммерческого учета воды. Необходимо законодательство в этом направлении чтобы четко определить, что является средством коммерческого учета. Если сейчас на свой страх и риск решают, что квартирные счетчики являются коммерческими средствами учета, тогда к ним должны быть выставлены определенные требования, определен единый класс точности», - отметил эксперт. При этом, специалисты отрасли предупреждают и об отсутствии в Украине мощной сервисной службы, которая могла бы осуществлять надлежащую и оперативную поверку миллионов новых счетчиков.

 
Комментарии (2)
Андрій Осадчий1
05 февраля 2013 г. 09:30
"якщо людина щомісяця споживає 20 кубометрів води, то вона сплатить за 2 кубічних метри за ціною, яка встановлена для першого блоку, ще 4 кубометри – за ціною другого блоку і т.д"- я так розумію, що Нацрегулятор і до цього моменту не дуже любив працівників служб обліку та реалізації, оскільки вважає реалізацію не пов'язаною з ліцензованою діяльністю, а тепер просто хоче домогтися суіцидів контролерів та бухгалтерів, адже для таких обрахунків потрібен неабиякий людський ресурс, а Нацрегулятор змушує скорочувати контролерів
Иван Смольный1
06 февраля 2013 г. 14:40
У квартирі де встановлено лічильник, мешкають 4 особи, споживають певну кількість води у місяць, наприклад - 8 кубів. Відповідно сплачують за куб. по тарифу для третього блоку. Тепер є чотири квартири у яких встановлено лічильники та мешкає по одному споживачу, кожний з яких споживає у місяць - 2 куби. Разом теж 8 куб. Але останні будуть сплачувати за куб. по тарифу першого блоку, приблизно на 30% дешевше. Чи я дурний? Чи нас усіх дурниками вважають?!