ГлавнаяИнтервьюТарифы ЖКХТеплоэнергетика: хочет ли государство спасти предприятия ТКЭ от уничтожения?

Теплоэнергетика: хочет ли государство спасти предприятия ТКЭ от уничтожения?

За последнее время правоохранительные органы возбудили уголовные дела в отношении нескольких руководителей предприятий ТКЭ. И почти каждую неделю появляется сообщение об открытии новых дел. Что сейчас происходит в отрасли и в чем проблема?  Согласно закону Украины «О Национальной комисси

За последнее время правоохранительные органы возбудили уголовные дела в отношении нескольких руководителей предприятий ТКЭ. И почти каждую неделю появляется сообщение об открытии новых дел. Что сейчас происходит в отрасли и в чем проблема? 

Согласно закону Украины «О Национальной комиссии регулирования рынка коммунальных услуг Украины», установленные тарифы должны 100% возмещать расходы. В противном случае это будет нарушение закона. Увы, но средний уровень Украины по возмещению затрат в тарифе составляет сегодня всего 62%, а уровень платежей населения за полученные услуги - 85%. Газовая же составляющая в структуре тарифов насчитывает 60-70%. Таким образом, денежных поступлений в теплоснабжающие предприятия не хватает, дабы рассчитаться с бюджетом, заплатить за энергоносители и выплатить заработную плату. Это главная проблема. Но вины руководителей предприятий в этом нет, это объективная реальность. Мало того. Предприятия не могут свободно распределять свои денежные поступления, согласно постановлению КМУ от 3 декабря 2008г. № 1082, это делает государство. Фактически, государство нарушило закон, не установив 100% тарифы. Оно самостоятельно распределяет денежные поступления предприятий, а ответственность несет руководитель предприятия. Разве это справедливо? 

И сколько уголовных дел уже заведено на сегодняшний день? 

Мы не проводим мониторинг уголовных дел. На конференции (17 мая состоялась научно-практическая конференция «Ресурс» на тему «Модернизация коммунальной теплоэнергетики», - ред.) Ко мне подходили несколько руководителей и говорили, что именно из-за неуплаты средств за газ против них были возбуждены уголовные дела. 

Но существуют и случаи, когда возбуждались уголовные дела из-за неуплаты заработной платы. Хотя предприятия Ассоциации не имели долгов по зарплате. Как я уже подчеркивал, вины руководителей теплоснабжающих предприятий в том, что не выплачивается вовремя заработная плата и существуют долги за природный газ, нет. Убыточные тарифы теплоснабжающим предприятиям установило государство и именно оно распоряжается их деньгами, поэтому государство и должно нести ответственность. Но, к сожалению, происходит наоборот - уголовные преследования руководителей теплоснабжающих предприятий за газовые долги, образовавшиеся из-за убыточных тарифов, а также неплатежей населения и бюджетных организаций. 

Становится очевидным, что самый простой выход из этого положения - повышение тарифа на тепловую энергию. Обращались ли Вы к Национальной комиссии регулирования электроэнергетики (НКРЭ) по этому поводу? 

Да, обращались. И получили от НКРЭ ответ, что работа в этом направлении ведется, но, к сожалению, очень медленно. Если тариф на тепловую энергию поднимут хотя бы до уровня возмещения расходов, например, через год - тогда и можно будет требовать от нас и 100% оплаты за газ. 

Кроме того, разница между нынешним тарифом и себестоимостью производства тепловой энергии составляет почти 40%. Она включает в себя стоимость газа, электроэнергии и зарплату, и другие расходы. Но почему все эти 40%, компенсирующиеся государством, идут на оплату газа. Было бы логично, если бы эти средства тоже распределялись, согласно постановлению КМУ № 1082, но этого не происходит. 

Какие еще проблемы сегодня «мешают» предприятиям ТКЭ нормально функционировать? 

Кроме вышеназванных, я бы выделил следующие проблемы. В частности, в законодательном плане - это постановление КМУ от № 1082 3 декабря 2008, приказ Минтопэнерго от 15 июля 2010г.№ 288. Кроме того, игнорирование НАК типового договора на поставку природного газа предприятиям теплоэнергетики и большое количество проверок теплоснабжающих предприятий. 

Так, постановление КМУ № 1082 было опротестовано Генеральной прокуратурой Украины, как противоречащее действующему законодательству, но оно и сейчас продолжает почему-то действовать. Согласно Приказу Минтопэнерго № 288, внедрена методика, влекущая за собой 1,5 млрд. грн. убытков теплоснабжающим предприятиям, а источников для покрытия этих убытков у них нет. Несмотря на то, что существует типовой договор, утвержденный постановлением КМУ № 1087 от 7 октября 2009, НАК его игнорирует, навязывая теплоснабжающим предприятиям свои кабальные договоры. 

Хотел бы отметить следующее. Основное оборудование систем теплоснабжения городов Украины физически и морально изношено, что влечет за собой значительные потери энергоресурсов и снижает надежность теплоснабжения и качество услуг. Отрасль требует проведения масштабной реконструкции и модернизации. Но, ни один инвестор не рискнет вкладывать свои средства, если по факту нет 100% возмещения затрат в тарифе, а предприятие, собственно, не может свободно распоряжаться своими средствами. Вот почему эти проблемы уничтожают отрасль теплоэнергетики. 

В прошлом месяце директор ГК «Газ Украины» Эдуард Швыдкой говорил, что если предприятия ТКЭ не смогут покрыть долги, то им «предложат» перейти на другие виды топлива. Возможно ли это сделать? 

А за какие средства мы перейдём на другие виды топлива? У предприятий забрали все средства на газ, поэтому нет даже средств на проведение ремонтных работ, да и в бюджете денег нет. Нужны капитальные инвестиции в предприятия отрасли, а это может быть лишь тогда, когда будет осуществляться финансирование государственной программы, предусматривающей частичный переход на альтернативные виды топлива. 

ДК «Газ Украины» перед началом каждого отопительного сезона требует погашения всех долгов. Однако предприятия ТКЭ, несмотря на все трудности, сами пытаются подойти к новому отопительному сезону без существенных долгов за газ. Но пока мы не будем иметь понятную тарифную политику, пока не будет выстроена цепочка ответственности от потребителя к производителю тепловой энергии, мы не рассчитаемся с ДК «Газ Украины». 

Основная тема последних месяцев, о которой говорит и Президент, и Премьер-министр, - это внедрение единой методики тарифообразования на ЖКУ. Возможно ли это быстро сделать в теплообеспечении? Какие существуют трудности с внедрением единой методики тарифообразования для предприятий ТКЭ? 

На сегодняшний день существует порядок формирования тарифов на производство, транспортировку и поставку тепловой энергии, утвержденный Постановлением Кабмина № 955 в 2006 году с последующими изменениями. Есть также методика НКРЭ, в разработке которой мы принимали участие. Хотя по другим документам местной власти предоставили инициативу. 

Если в этом плане что-то будет приниматься, то, конечно, мы обязательно внесем свои предложения. Пока же весь процесс на уровне дискуссий, хотя мы располагаем методикой, которую можно доработать. 

Сейчас ситуация в городах разная. Если в одном городе предприятия занимаются теплоснабжением от котельной до дома, то в другом - от котельной к батарее каждой квартиры. То есть это не один договор на дом, а тысячи договоров с каждой квартирой, которые заключить, на самом деле, очень сложно. Поэтому и нужно совершенствовать и утверждать типовой договор на поставку тепловой энергии. 

Можно пойти и другим путем, когда предприятие заключает договор с держателем (владельцем) дома. Если бы перевели все предприятия на такую модель, и сказали бы, что так должно быть, вот тогда возможен разговор о единой методике. Если же предприятие имеет на балансе внутридомовые системы и другое «имущество», то это уже совсем другое дело. Тариф здесь, конечно, будет несопоставимым. 

Есть также вопросы и разницы в цене на газ для разных категорий потребителей. 

Именно. Потому что для тех, кто живет в квартире и греется от батареи, газ, идущий на отопление, стоит 1 039 грн за 1 тыс. куб. м.. Для тех же, у кого автономная система отопления, - 726 грн за 1 тыс. куб. м. Государство населению предоставляет газ по разной цене и говорит: вам - украинский газ, а вам - российский. Это несправедливо и экономически необоснованно. 

Возможно ли, как говорит Президент, распространить закарпатский опыт отказа от централизованного теплоснабжения и перехода на автономные системы всей Украины? Хотя бы в малых городах. 

Движущей силой для децентрализации теплоснабжения стала розничная цена газа для индивидуальных потребителей. Повышение стоимости природного газа обусловило повышение уровня неплатежей, ускорив темпы децентрализации из-за роста разрыва в ценах. Это усилило мотивацию потребителей к внедрению индивидуальных систем отопления. Во всем мире цены для розничных потребителей выше, чем для оптовых. Это дает возможность предприятиям (в том числе и монополиям) работать прибыльно. К сожалению, у нас это происходит наоборот. 

Настоящая стоимость перехода от централизованного к индивидуальному отоплению - это оплата замены отопительных устройств, дымовой трубы, систем вентиляции, замена газовых и электрических сетей. Кроме того, это намного большее загрязнение окружающей среды. С внедрением индивидуального отопления острее становятся вопросы безопасности потребителей. Только за 2009 г. в Украине от взрывов индивидуальных газовых котлов произошло 179 несчастных случаев. Кроме того, известен печальный опыт Албании, Армении, Грузии, большей части Молдовы и Азербайджана. В этих государствах централизованное теплоснабжение разрушено. 

Для коммунальной теплоэнергетики ключевым элементом таких реформ могут стать централизованные системы теплоснабжения. Подтверждением этого тезиса может служить опыт развития систем теплоснабжения в государствах Западной Европы, а также в Чехии, Германии и Прибалтийских государствах. Системы ЦТ с использованием технологий комбинированной выработки тепловой и электрической энергии стали доминирующими в государствах Западной Европы. В последние десятилетия такие системы создавали Финляндия, Дания, Норвегия, Австрия. Сходство энергетической политики этих государств и массовое распространение ЦТ обусловлено рядом факторов. 

К тому же в централизованных системах теплоснабжения существуют несколько неоспоримых преимуществ. Это и вывод взрывоопасного технологического оборудования из жилых домов, и локализованная концентрация вредных выбросов на источниках, где с ними можно эффективно бороться, и возможность работы с различными видами топлива, включая местное.

Крышные котельные и индивидуальные системы отопления экономически целесообразны лишь в местах, где плотность тепловых потоков в существующей сети малые и / или сети не существует, а затраты на ее строительство превышают сметную стоимость крышных котельных. Индивидуальные системы отопления целесообразно применять также в частных и малоквартирных домах (менее 3 этажей, - ред.) 

Сейчас ведется много разговоров о концессии. В частности, в столице продолжается процесс передачи «Киевэнерго» в концессию. Придет ли частный капитал на другие предприятия ТКЭ? Решит ли основные проблемы предприятия ТКЭ факт его перехода в частную собственность? 

В тех тяжелых условиях, в которых сейчас находятся предприятия ТКЭ, о концессии сложно говорить.  Ситуация на сегодняшний день такова, что частный капитал сюда не придет. Если бы для теплоснабжающих предприятий установили такие правила игры, как, например, в электроэнергетике, тогда отрасль была бы привлекательной. Тогда можно было бы вкладывать средства. 

Учитывая то, что уже месяц идет подготовка к новому отопительному сезону, можно ли определенно сказать, в каких городах ситуация с подготовкой худшая и в зимний период возможны серьезные аварии? 

В нашей ассоциации объединены предприятия, у которых не было крупных аварий и, надеюсь, вопреки всему, не будет. На предприятиях ТКЭ работают ответственные люди, которые, несмотря на трудности, все равно подготовятся к новому отопительному сезону. Поэтому срывов не должно быть. 

Файдер Максим специально для «Украины Коммунальной».

 
Комментарии (0)