ГлавнаяПубликацииТеплоэнергетикаТеплоснабжение: в новый год с новым запретом

Теплоснабжение: в новый год с новым запретом

С подачи Кабмина многие жители многоэтажек могут остаться без права перехода на автономное или индивидуальное отопление. Но зато с перспективой наложения штрафов в размере до 1360 грн - за самовольное отключение батарей.

Три недели в Верховной Раде томится правительственный проект закона №3742 относительно «усовершенствования отношений в сфере теплоснабжения». Его уже завизировали 7 парламентских комитетов, в том числе профильный комитет по ЖКХ. В общем, путь к принятию проекта открыт. Проблема в том, что за его красивым названием скрывается в основном ужесточение правил обеспечения населения теплом и горячей водой.

Наибольший резонанс вызвала норма проекта об установлении для «самовольщиков» штрафов в размере до 1700 грн. Однако, на самом деле, он интересен «не штрафом единым». Ключевое нововведение проекта — введение регламентированных территорий теплоснабжения. Это — самое существенное и самое спорное из всех изменений, запроектированных Кабмином.

Батареи котлам не друзья

Суть регламентации, предусмотренной проектом, проста — разработчики предложили разделить территории населенных пунктов на зоны с определенным типом теплоснабжения — согласно схеме теплоснабжения, утвержденной местными властями. На регламентированной территории теплоснабжения может действовать либо система централизованного теплоснабжения, либо система автономного теплоснабжения, либо система индивидуального теплоснабжения.
 
Проще говоря, на территории централизованного теплоснабжения прямо запрещается установка автономных систем отопления или индивидуальных котлов. При этом зонирование по типам теплоснабжения предусмотрено для всех видов территорий населенных пунктов: как запланированных к застройке, так и уже застроенных.
 
Правда, практическое воплощение требований о районировании — задача не из простых. Как известно, вольница в оснащении квартир индивидуальными системами отопления закончилась в 2007 году, когда Минжилкоммунхоз наложил запрет на отсоединение от систем централизованного отопления отдельных квартир и подъездов. К этому времени многие владельцы жилья успели обзавестись персональными котлами. Поэтому «островки» индивидуального отопления в городах расположены хаотично. И местные власти при всем желании не смогут безболезненно поделить многоэтажный сегмент на зоны. Беспроблемное выделение территорий индивидуального отопления в многоквартирном фонде в большинстве случаев невозможно даже в теории.
 
Фактически проект Кабмина предоставляет местным властям всего две возможности: либо изначально отказаться от районирования территорий, то есть проигнорировать нововведения, либо нарезать территории «по живому» — в основном в пользу теплосетей и централизованного теплоснабжения.
 
«Фокус» в том, что для многих владельцев квартир результат в обоих случаях будет один — введение законодательного запрета на установку индивидуальных котлов. А все потому, что проект содержит оговорку: в случаях, когда в населенном пункте не утверждена схема теплоснабжения либо в ней не определены регламентированные территории, все застроенные районы города «по умолчанию» считаются регламентированными территориями системы централизованного теплоснабжения. Исключение предусмотрено лишь для проектов нового строительства, которыми предусмотрено подключение автономной либо индивидуальной систем теплоснабжения.
 
 
Ситуацию усугубляет ряд обстоятельств. Во-первых, далеко не во всех городах утверждены схемы теплоснабжения. В конце 2014 года Минрегион отчитался, что треть населенных пунктов не имеет схем теплоснабжения. С тех пор положение мало изменилось: ведомство пыталось ввести в законодательство норму, запрещающую строительство, ремонт и реконструкцию зданий в городах без схем теплоснабжения, но безуспешно.
 
Во-вторых, кабминовский проект не отвечает на вопрос: что делать владельцам индивидуальных котлов и жителям домов с автономным отоплением, если их жилье находится в зоне централизованного теплоснабжения. Фактически они оказываются вне закона и приравниваются к «самовольщикам». Это значит, что теплосети смогут подавать на них в суд и требовать подключения к системе централизованного отопления. Сегодня подобные разбирательства — по поводу самовольной обрезки радиаторов отопления, — теплосети легко выигрывают.
 
Правда, норму о признании «по умолчанию» территорий населенных пунктов зоной централизованного теплоснабжения Кабмин предложил ввести в действие с отсрочкой — с 1 января 2017 года. Однако это вряд ли можно назвать решением проблемы. Просто срок формирования в Украине одной гигантской зоны централизованного теплоснабжения без права отключения от нее немного отодвигается.

Привет из прошлого

Примечательно, что регламентация зон теплоснабжения — отнюдь не изобретение Кабмина-2015. В действительности, это — «привет» от Кабмина Николая Азарова и Нацкоммуслуг. Проект №3742 — слегка доработанный и отредактированный вариант проекта, разработанного и презентованного Минрегионом в апреле 2015 года. Однако это вторичный проект. Первоначально идею о необходимости повышения штрафов за самовольное отключение от теплосетей и зонирования территорий сформулировала Нацкомуслуг — еще в 2012 году. В 2013 году Кабмин подал соответствующий проект — №3142, — в Верховную Раду. Теперешний проект — его наследник: отредактированный и смягченный вариант. При этом ключевые положения о регламентированных территориях в обоих проектах тождественны.
 
И это при том, что проект 2013 года главное научно-экспертное управление парламента забраковало. Помимо прочего эксперты раскритиковали и нормы проекта о регламентации территорий теплоснабжения. По их мнению, у зонирования населенных пунктов два существенных недостатка. Во-первых, оно лишает жителей многоэтажек свободы выбора — намертво привязывает их к какому-то одному типу теплоснабжения. А фактически — к теплосетям, что противоречит идеологии энергоэффективности — максимальной диверсификации источников теплоснабжения. Во-вторых, введение регламентированных территорий, по сути, консервирует существующую систему и никак не стимулирует внедрение перспективных моделей теплоснабжения.
 
В экспертном вердикте по проекту 2013 года подчеркнуто, что нельзя допускать причинения вреда системам централизованного теплоснабжения, однако акценты в госрегулировании должны быть смещены не на «принудиловку» — запрет отключения, — а на модернизацию существующих систем и их адаптацию к возможной диверсификации теплоснабжения, чтобы потребитель имел возможность свободного отключения и, соответственно, был свободен в выборе поставщиков.
 
Кроме этого, по мнению экспертов, новая система взаимоотношений потребителей с поставщиками тепла должна строиться таким образом, чтобы потребитель не был «рабом» централизованного теплоснабжения и при возникновении форс-мажорных обстоятельств — после потери работы, вынужденного переезда и т. п. мог отказаться от дальнейшего получения услуг во избежание ситуации, когда по навязанным обязательствам приходится отвечать имуществом. Все эти претензии в полной мере применимы и к теперешнему проекту Кабмина.
 
Кстати, в 2013 году представители Нацкоммуслуг, обосновывая необходимость зонирования территорий, акцентировали внимание на том, что в многоквартирном фонде наиболее целесообразна система централизованного отопления. Годы прошли, а приоритеты не изменились.

Схемы замыкаются на область

Среди остальных нововведений, предусмотренных проектом №3742, наиболее значима «отвязка» от центральных органов власти. Сейчас Закон «О теплоснабжении» предписывает крупным населенным пунктам с населением свыше 20 тыс. человек согласовывать схемы теплоснабжения с Минрегионом. Проект процедуру либерализирует — низводит ее до уровня облгосадминистраций, с которыми горсоветы и сельсоветы должны будут согласовывать схемы теплоснабжения. По мнению разработчиков, это будет способствовать дебюрократизации.
 
 
Две нормы из действующего закона проект изымает вовсе: пункт, разрешающий проектирование и строительство объектов теплоснабжения лишь компаниям, имеющим соответствующие лицензии. А также пункт, который позволяет оснащать объекты теплоснабжения за государственный счет исключительно на тендерных началах.
 
В то же время, проект дополняет Закон «О теплоснабжении» определением системы индивидуального теплоснабжения и рядом норм, которые сегодня прописаны на подзаконном уровне. Например, требованием соблюдать при отключении порядок, установленный Минрегионом.

И о штрафах за все

Что же касается пересмотра штрафов за самовольное отключение — это очередная реминисценция проекта 2013 года. В этой части за два года вообще ничего не изменилось.
 
Кабмин предложил усилить статью 150 КУоАП: изъять из нее наказание в виде предупреждения, а к нарушителям применять исключительно штрафы: с граждан взимать от 340 до 1360 грн, а с юрлиц — от 850 до 1700 грн.
 
Определенный резон в этом, безусловно, есть, поскольку сейчас статья 150 предусматривает символическое наказание для граждан— предупреждение или штраф в размере до 51 грн.
 
Как следствие, админкомиссии при горсоветах штрафуют «самовольщиков», но ни к каким практическим последствиям это не приводит. После чего теплосети судятся с нарушителями самостоятельно. Так, при рассмотрении дела 176/965/13-ц по иску теплосети к «самовольщику» апелляционный суд Днепропетровской области выяснил, что протокол об админнарушении в отношении ответчика был составлен еще в 2009 году. В конечном счете нарушителю предписали подключиться к централизованному отоплению, но лишь после того, как в суд обратилась теплосеть, а дело дошло до второй инстанции — в феврале 2015 года. По делу 686/25039/14-ц ситуация аналогичная: в 2015 году Хмельницкий межрайонный суд предписал «самовольщику» подключить батареи, но произошло это спустя 13 месяцев после наложения на него штрафа. И подобных примеров можно привести много.
 
Впрочем, с учетом того, что плата за централизованное отопление сейчас порой измеряется уже не сотнями, а тысячами гривен, неизвестно, насколько сильным будет сдерживающий эффект новых штрафов.
 
Нюанс ужесточения ответственности, предложенной Кабмином, в другом. Статьей 150 установлены штрафы не только за самовольное отключение от централизованного теплоснабжения, а за нарушение правил пользования жилыми домами в целом. На практике, штрафы налагаются по самым разным поводам: за недопуск к местам общего пользования, за ведение хозяйственной деятельности в жилом помещении, и даже за банальную задолженность по коммунальным услугам.
 
При этом символическое наказание назначается даже за серьезные нарушения. Например, в рамках дела №607/8517/15-а Тернопольский межрайонный суд рассмотрел иск об отмене штрафа в 17 грн., наложенного за самовольную перепланировку квартиры.
 
Если проект №3742 будет принят, такие парадоксальные случаи останутся в прошлом. Правда, очень часто судебные разбирательств по статье 150 КУоАП граждане выигрывают, но это уже совсем другая история.
 
Владимир Артеменко, специально для ИА «Украина Коммунальная»

В доме поломался лифт? В данном случае необходимо обратиться к помощи специальных служб. Вашему вниманию представлен ремонт и сервисное обслуживание лифтов. Более детально ознакомиться с информацией можно на сайте eurolift.com.ua.

 
Комментарии (0)