ИНФОГРАФИКА:
Опалювальний сезон у Євросоюзі
Як Україна пройшла найважчий в історії опалювальний сезон
Яка мінімальна температура у приміщеннях у країнах Європи
Роз'яснення, як оплачувати комуналку під час війни
Что делать, если дома холодные батареи
Состояние инфраструктуры «Укрзализныци»
Перечень льгот на ЖКУ, предусмотренных для участников боевых действий
Какие нормативы используются при расчете субсидии
Как рассчитывается жилищная субсидия и кому предназначается
Сколько лет должно служить дом, лифт или самолет
Производство электроэнергии из ВИЭ
В Ровно усилили контроль над расходом воды. Но законно ли?
Виробництво біометану може допомогти Україні створити розосереджену енергетичну інфраструктуру
Минэнерго против изменения механизма финансирования зеленой энергетики
Розробляється програма компенсації українцям тіла кредиту на встановлення сонячних панелей
«Если раньше за воду мы платили 60 грн, то уже в июне к оплате нам выставили 300 грн. Это, якобы, за то, что мы моем дома автомобиль, хотя в действительности мы этого не делаем», – рассказала жительница частного сектора Ирина.
Счета выше обычных жильцам частного сектора выставили после того, как у многих из них, начиная с мая, побывали работники «Ровнооблводоканала», и, руководствуясь распоряжением председателя облгосадминистрации от 1995 г. «Об утверждении норм расходов воды», проверили наличие у потребителей животных, автомобилей, приусадебных участков, бассейнов и прочего, что может потребовать дополнительных затрат воды.
Директор областного предприятия «Ровнооблводоканал» Сергей Дзезик объясняет: «Такую инвентаризацию мы проводили и раньше. Но делали это избирательно. А когда увидели, что существуют проблемы (например, за последний период мы обнаружили несколько десятков незаконных врезок в водопроводы), решили проверить всех потребителей, чтобы иметь реальную картину использования ими воды. Тем более что сейчас в государстве большое внимание уделяется тому, чтобы у всех потребителей велся учет воды. А в Ровно у 5 тыс. жителей частного сектора нет счетчиков на воду. В то же время, когда есть учет – это позволяет устанавливать фактические расходы воды, и тогда вопросов относительно норм ее использования не возникает».
Впрочем, по словам С.Дзезика, в частных домах жители города устанавливать счетчики не спешат, хотя в действительности используют воды больше, чем декларируют.
«Так, например, мы обнаружили, что один потребитель платил за воду только из расчета на двух человек, хотя у него в доме их живет пятеро. Умышленно он это делал или нет –неизвестно. Кроме этого, у него была занижена площадь приусадебного земельного участка. То есть, люди поливают приусадебные земельные участки, причем делают это круглосуточно, но не хотят за это платить. Еще один случай: обратился к нам потребитель, уверяя, что не поливает участок. Наши сотрудники выехали...а там скрученные шланги водопроводные лежат. И рядом – строительство летней кухни ведется. Наши сотрудники спрашивают: «А на строительство воду не используете?». «Использую», – все-таки признается потребитель. Что тут еще скажешь? Уверяю: перед нами не стоит задача просто начислить дополнительную плату человеку за воду, мы хотим лишь фиксировать реальные объемы потребления воды».
Такая работа по инвентаризации дала свой результат. По данным «Ровнооблводоканала», с мая уже 500 жителей частного сектора обратились с заявками на установку счетчиков на воду. И они продолжают и дальше это делать: каждый день на предприятие с такими заявками обращается 40-60 абонентов. Сергей Дзезик обещает продолжить работу по инвентаризации и в следующем году, поэтому советует тем, кто еще не установил счетчик, не затягивать.
Одновременно, как утверждают горожане, даже те жители, у кого уже есть счетчик, принимают контроллеров с облводоканала: «Приходили ко мне недавно, – рассказал житель Ровно Вячеслав. – Спрашивали, есть ли автомобиль, земельный участок, домашние животные, сколько жителей прописано в доме. Составили акт, который я также подписал, и ушли. Хотя счетчик у меня есть. Лично мне он более выгоден, потому что в доме прописано пять человек. А по моим наблюдениям, более 20 кубов в месяц мы не потребляем. Но есть некоторые вопросы. Например, если свинья умерла, то им что, сообщать об этом? То же самое с автомобилем – сегодня он есть, а завтра нет».
Председатель постоянной комиссии по вопросам защиты прав человека, законности и правопорядка горсовета Ровно Александр Лащук имеет свой взгляд на такую работу с потребителями: «Ко мне целыми группами обращаются жители с жалобами на то, что к ним приходят огромные счета с «Ровнооблводоканала». Они не могут понять, на основании каких норм им начисляют оплату. В абонентской службе «Ровнооблводоканала» мне объяснили, что основанием для таких щетов стало распоряжение председателя Ровенской ОГА от 2 ноября 1995 г. № 177. В нем указано, что эти нормы расходов воды для потребителей необходимо применять, предусмотрев необходимые средства в бюджете на установку счетчиков. Понятно, что ни в 1996 г., ни позже, согласно распоряжению, за бюджетные средства никто счетчиков в частном секторе не устанавливал и не собирался устанавливать. То, что на 16-ю годовщину распоряжение решили воплощать в жизнь в части оплаты счетов, а не установления счетчиков, у меня даже не вызывает удивления. Виной всему огромные долги, которые образовались в «Ровнооблводоканале» за хозяйничанье хозяйственников из области и города. Теперь они хотят погасить эти долги за счет обычных жителей».
Впрочем, в «Ровнообловодоканале» объясняют, что прибыли от такой работы с потребителями не получают. Ведь, когда идет интенсивное потребление воды на полив приусадебных участков, у них на 160-200 тыс. грн в месяц увеличиваются расходы на электроэнергию. Что касается установления счетчиков за бюджетные средства, то их, как объясняют на предприятии, имеют право устанавливать только в многоэтажках. Причем это должны быть не индивидуальные, а общедомовые приборы учета.
Законно ли действует «Ровнооблводоканал» ИА «Украина Коммунальная» объяснил юрист Ровенской областной общественной организации КИУ Вячеслав Горбенко:
«Все распоряжения председателей облгосадминистрации должны проходить регистрацию в управлении юстиции на соответствие законодательству. А органы государственной власти должны действовать в рамках Конституции и законодательства, за чем и следит управление юстиции. Кроме того, одна из статей Закона «О жилищно-коммунальных услугах» говорит, что все отношения между потребителем и поставщиком услуг должны рассматриваться в рамках заключенного между ними договора. То есть, если в договоре не оговорено того, что работники «Ровноблводоканала» время от времени совершают обходы и инвентаризацию, то тогда потребитель может выставлять претензии. Также жилой дом и территория вокруг него – это частная собственность, и человек имеет право не пустить на свой двор работников «Ровнооблводоканала», если этого в договоре не указано. Еще любое распоряжение председателя облгосадминистрации должно быть обнародовано. То есть, жителям частных домов должны были о нем сообщить».
Мирослава Шершень, специально для ИА «Украина Коммунальная»