ГлавнаяПубликацииТарифы ЖКХВ ВР появился законопроект о порядке погашения задолженности потребителей по оплате за ЖКУ

В ВР появился законопроект о порядке погашения задолженности потребителей по оплате за ЖКУ

В ВР появился законопроект "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно совершенствования порядка погашения задолженности потребителей по оплате за жилищно-коммунальные услуги", который с особой строгостью предлагает бороться с неплательщ
В Верховной Раде появился законопроект №3613 "О внесении изменений в некоторые законы Украины щодо Совершенствование порядка погашения задолженности потребитель по оплате за жилищно-коммунальные услуги", который с особой строгостью предлагает бороться с неплательщиками.
 
Авторами законопроекта являются три народных депутата от фракции "Слуга народа": М. Лаба, И. Кривошеев, А. Костюх.
 
Целью принятия законопроекта, по мнению депутатыв, является решение проблемы погашения задолженности населения за потребленные жилищно-коммунальные услуги, образовавшейся по состоянию на 1 октября 2020 года.
 
По данным Государственной службы статистики Украины, задолженность населения за потребленные жилищно-коммунальные услуги по состоянию на 01.05.2020 г.. Составила 63100000000 гривен, в том числе по видам услуг:
  • поставку и распределение природного газа - 25,6 млрд .;
  • поставку и распределение электрической энергии - 5,9 млрд;
  • централизованное отопление и горячее водоснабжение - 20,5 млрд .;
  • водоснабжения и водоотведения - 5,3 млрд .;
  • содержание домов и придомовой территории - 4,9 млрд .;
  • вывоз бытовых отходов - 0,97 млрд.грн.
Недополученные доходы не позволяют предприятиям выполнять возложенные на них обязательства, в частности своевременно рассчитываться за энергоносители, выплачивать заработную плату, платить налоги, сборы и обязательные платежи в бюджеты всех уровней.
 
Вместе с тем предприятия жилищно-коммунального хозяйства не могут обеспечивать население услугами надлежащего уровня и качества, не имеют возможности осуществлять мероприятия по модернизации и энергосбережения, инвестиционного развития.
 
При наличии значительного объема задолженности за потребленные жилищно-коммунальные услуги нарушаются права тех потребителей, которые платили эти услуги своевременно и в полном объеме, поскольку из-за недобросовестных потребителей они не могут рассчитывать на качественные услуги и бесперебойное их предоставления.
 
Наличие задолженности создает неравные условия для участников рынка жилищно-коммунальных услуг и повышает социальную напряженность в обществе, в частности между населением - потребителями жилищно-коммунальных услуг, добропорядочно и своевременно оплачивают жилищно-коммунальные услуги и теми, которые пренебрегают своим долгом по оплате за жилищно-коммунальные услуги.
 
Такие условия приводят к дестабилизации работы предприятий отрасли.
 
Законом Украины "О реструктуризации задолженности по квартирной плате, плате за жилищно-коммунальные услуги, потребленные газ и электроэнергию" установлен порядок реструктуризации задолженности за потребленные жилищно-коммунальные услуги.
 
Так предусмотрено, что задолженность, сложившаяся на дату вступления в силу настоящего Закона реструктуризируется на срок до 60 месяцев в зависимости от суммы долга и уровня доходов граждан на дату реструктуризации.
 
Для реструктуризации задолженности граждане заключают с предприятиями - поставщиками жилищно-коммунальных услуг договоры о ежемесячном равномерное погашение реструктуризированной задолженности и своевременную уплату текущих платежей за жилищно-коммунальные услуги.
 
При этом общая сумма платежей, вносимых гражданами на оплату текущих платежей и платежей на погашение реструктурированной задолженности не должна превышать 25 процентов доходов, определяемых при начислении субсидий для работающих граждан, и 20 процентов - для пенсионеров и других лиц, получающих любой виды социальной помощи.
 
При условии, если доходов граждан, заключивших договоры о реструктуризации задолженности, не хватит на полное погашение этой задолженности, срок действия договора продлевается до полного ее погашения.
 
Вместе с тем с 10 января 2006 года действует Закон Украины "О реструктуризации задолженности за предоставленные услуги по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий и коммунальные услуги, образовавшейся по состоянию на 1 декабря 2006 года", которым установлено, что задолженность по квартирной плате (плате за содержание жилья) и платы за коммунальные услуги (водо-, тепло-, газоснабжения, услуги водоотведения, электроэнергия, вывоз бытового мусора и жидких нечистот) нанимателей жилых помещений и собственников жилых домов или квартир, образовавшейся по состоянию на 1 декабря 2006 перед поставщиками указанных услуг, реструктуризируется в порядке, определенном Законом.
 
Указанные Законы Украины не позволяют обеспечить реструктуризацию задолженности, образовавшейся после 1 декабря 2006 года.
 
Что значительно усложняет отношения между потребителями и исполнителями жилищно-коммунальных услуг и нередко приводит к возникновению конфликтных ситуаций в части отказа исполнителей заключать договоры реструктуризации или установления неприемлемых сроков такой реструктуризации.
 
Сегодня одним из средств воздействия на должников является обращение предприятий жилищно-коммунального хозяйства в суд.
 
Судебные решения принимаются судами именем Украины и являются обязательными к исполнению на всей территории Украины (статья 124 Конституции Украины).
 

В соответствии со статьей 5 Закона Украины "Об исполнительном производстве" принудительное исполнение решений возлагается на органы государственной в иконавчои службы (государственных исполнителей) и в предусмотренных настоящим Законом случаях на частных исполнителей, правовой статус и организация деятельности которых устанавливаются Законом Украины "Об органах и лиц, осуществляющих принудительное исполнение судебных решений и решений других органов".

Практика исполнения судебных решений свидетельствует о том, что обычно суд выносит решение об уплате долга потребителем частями в течение нескольких лет, то есть в рассрочку. И при этом необходимо возместить уплату судебного сбора и расходов исполнительного производства.
 
В то же время с учетом размеров ставок судебного сбора для физических и юридических лиц при обращении в суд в соответствии с Законом Украины "О судебном сборе" большинство предприятий не имеют финансовой возможности вести претензионно-исковую работу по взысканию данной задолженности за потребленные жилищно-коммунальные услуги.
 
Так по информации Министерства юстиции Украины в течение 2018 года в органах государственной исполнительной службы находилось 252,2 тыс. Исполнительных документов о взыскании с граждан задолженности за коммунальные услуги на сумму 1800000000 грн.
 
Завершено государственными исполнителями 134,8 тыс. Исполнительных документов на сумму 864 300 000 грн.
 
Поэтому распространение практики обязательной реструктуризации жилищно-коммунальных долгов должно позволить избежать излишней судебной волокиты, не нужна ни потребителю, ни предприятию - исполнителю услуг.
 
Определена процедура поэтапного снижения уровня кредиторской задолженности за потребленные энергоносители, а именно:
  • возмещения из государственного бюджета задолженности по разнице в тарифах для населения и бюджетных учреждений;
  • реструктуризацию кредиторской задолженности путем заключения договора о реструктуризации сроком на 60 месяцев
  • при соблюдении требований процедуры реструктуризации и выплаты всей суммы долга предусматривается списание неустойки (штрафа, пени), инфляционных начислений, процентов годовых, начисленных на задолженность за потребленные энергоносители.

Вместе с тем, исполнителям услуг упрощается процедура подачи в суд исков к должникам, которые не заключат договоры реструктуризации, а судебные исполнители получат дополнительные механизмы воздействия на таких должников.

Таким образом, реализация проекта Закона позволит ускорить решение проблемы погашения задолженности населения за потребленные жилищно-коммунальные услуги, будет способствовать улучшению взаимоотношений между потребителями и исполнителями жилищно-коммунальных услуг и стабилизации финансового состояния предприятий отрасли.
 

Депутаты считают, что принятие законопроекта позволит предотвратить рост количества неплательщиков среди платежеспособных категорий граждан. 

 
Комментарии (4)
Коля Пухов
16 июня 2020 г. 21:33
У спекотну погоду замість гарячої води можна подавати у крани теплу воду - постачальник зекономить на підігріві газ, а споживач нічого не програє (на відміну від повного відключення).
Коля Пухов
18 июня 2020 г. 22:34
До уваги "КиївГазу". --------------Якщо у споживача є переплата, то у графі "ДО СПЛАТИ" її сума зазначається із знаком "мінус". А у Ваших платіжках у випадку переплати у цій графі записані нулі, що явно є неправильно. Оформлюйте платіжки згідно загальноприйнятих норм.
Коля Пухов
25 июня 2020 г. 00:34
А щодо опалення взимку, то для кутових квартир будинку температура теплоносія у батареях має бути вищою, ніж для серединних квартир. Цю диференціацію і досі не запроваджено, що приводить до того, що кутові квартири взимку холодні, а серединні - перегріті.
Коля Пухов
20 июля 2020 г. 09:43
Бо зараз так: коли споживач взимку скаржиться до ЖЕКу на прохолодну батарею у кімнаті, то жеківці приходять і вимірюють температуру повітря (!) у кімнаті, а не температуру батареї. Це  очевидне  з  підміною   шахрайство,  адже  споживач  скаржився  не  на  температуру  повітря,  яку,  можливо,  підвищує  електрообігрівачем,  а  на  температуру  батареї.   Але  жеківці  не  можуть  прохолодну  батарею  зробити  гарячішою,  і  також  не  можуть  зменшити  оплату  за  опалення,  тому  вдаються  до  такої  підміни.