ГлавнаяПубликацииЖильеУкраинцы близки к принудительному выселению

Украинцы близки к принудительному выселению

Продажа недвижимости за коммунальные долги - перспектива вполне реальная. Чем выше поднимутся тарифы, тем выше вероятность, что попытки выселения должников прочно войдут в жилищно-коммунальный быт, а бедные семьи останутся без крыши над головой.

Не секрет, что возможности населения по оплате жилищно-коммунальных услуг не безграничны. Резкий рост задолженности в 2014 году - тому наглядное подтверждение. Как следствие, в Украине снова заговорили о выставлении на торги жилья неплательщиков. Нашумевшее заявление председателя Святошинской РГА Ильи Сагайдака о том, что киевляне, задолжавшие за коммунальные услуги более 10 тыс. грн, рискуют потерять свои квартиры - лишь первый «звоночек». И хотя мэр Киева Виталий Кличко успокоил жителей столицы и заверил, что никто у них жилье не отберет, проблема остается.

Дети и возраст - не помеха

Во-первых, выселение должников из квартир - «изобретение» не новое. В Закон «Об исполнительном производстве» эта норма была включена еще в 1999 году. Поэтому прецеденты посягательства на недвижимость неплательщиков в Украине случаются регулярно. Иногда даже гремят на всю страну. Так, в 2011 году в Киеве коммунальщики грозились выселить 84-летнюю внучку «великого каменяра» Дарью Франко, а во Львове - семью с 13 детьми.
 
Во-вторых, в законодательстве, регулирующем принудительное выселение и продажу недвижимости, много «белых пятен». Парадокс в том, что норма о продаже квартир за долги «бьет» в первую очередь по малообеспеченным семьям, которые никаким другим ценным имуществом не владеют. При этом закон позволяет, фактически, выбрасывать должников на улицу. По сути, семьи, накопившие нешуточные долги, сегодня находятся в полной власти местных чиновников, ЖЭКов и поставщиков коммунальных услуг. И чем хуже дела с платежами, тем выше вероятность, что грозные предупреждения зазвучат не только в Киеве.
 
О повальной «экспроприации» речь не идет. Владельцу обычного жилья нужно очень постараться, чтобы попасть в группу риска. Даже если совсем не платить за ЖКУ год-два, оснований для отъема недвижимости, как правило, не возникает. Но принципиально это ничего не меняет, так как семьи, влезающие в коммунальные долги от безысходности, были, есть и будут. Особенно в нынешней ситуации, когда гривна дешевеет, а тарифы растут.
 
Напомним, глава НБУ Валерия Гонтарева недавно анонсировала скорое повышение тарифов на газ на 280% и тепло - на 66%. Кроме этого планируется рост цен на электричество (на 40%). 

Кодекс-защитник, кодекс-угроза

Примечательно, что от посягательств на жилье лучше всего защищены жильцы неприватизированных квартир. Действующим «Жилищным кодексом Украинской ССР» выселение за неоплату ЖКУ не предусмотрено вовсе. Объясняется это просто: кодекс - наследие советских времен. 
 
Исчерпывающий перечень оснований для выселения без предоставления жилья установлен статьей 116 Кодекса. Долгов по оплате жилищно-коммунальных услуг среди них нет. И изъять неприватизированную квартиру у должника тоже нельзя, так как он всего лишь наниматель.
 
Законотворцы уже неоднократно хотели переписать порядок выселения как из частного, так и из общественного жилья. На протяжении четырех созывов парламента Кабмин пытался протащить убойную норму о принудительном выселении должников из государственных и коммунальных квартир в судебном порядке - за неуплату коммунальных услуг от 7 месяцев. Отдельный сюрприз готовился и владельцам приватизированных квартир - изъятие жилья за долги по инициативе ОСМД, правда, с выплатой его рыночной стоимости. 
 
 
Эти нормы присутствовали в проекте Жилищного кодекса 1999 года и в проектах 2000 и 2003 годов, поданных в парламент правительствами Виктора Ющенко и Николая Азарова. Если учесть, что на тот момент средний срок задолженности по ЖКУ в Украине приближался к 12 месяцам, возможности для принудительного выселения маячили необозримые. К счастью, к 2005 году идея радикального пресечения неплатежей в ЖКХ себя дискредитировала-исчерпала, и депутаты отказались от ее реализации. 
 
В последнем варианте проекта Жилищного кодекса, отклоненном в 2011 году, о принудительном отчуждении приватизированных квартир не упоминалось вовсе, а о выселении из жилья общественного фонда говорилось опосредованно. Тем не менее, возможности выселения должников из государственных и коммунальных квартир он предоставлял беспрецедентные. Проект требовал, чтобы договора о аренде квартир заключались лишь срочные, а за систематическую неуплату/недоплату коммунальных платежей позволял расторгать договора досрочно с последующим выселением. При таком подходе выставить нанимателя за дверь можно и с копеечными долгами. 
 
Пока это несбывшиеся мечты законотворцев, но все идет к тому, что в случае успешного завершения эпопеи по замене советского Жилищного кодекса новым, именно эти нормы (или похожие) в нем будут прописаны, так как они гармонируют с Гражданским кодексом. Утешает лишь то, что львиная доля квартир уже приватизирована. 

Долг арестом красен

Что же касается принудительной продажи приватизированных квартир, сегодня она зиждется на трех ключевых нормах. С 2010 года иски о взыскании коммунальных долгов судами рассматриваются в приказном порядке, то есть по упрощенной процедуре, когда вердикт выносится одним росчерком пера, заочно, без приглашения владельца жилья. С 2011 года должники лишены права самостоятельно определять имущество, на которое налагается взыскание, а Закон «Об исполнительном производстве» дополнен нормой, запрещающей налагать взыскание на квартиру, если это единственное жилье должника, а сумма долга не превышает размера 10 минимальных зарплат - 12,18 тыс. грн (а не 10 тыс. грн). В комплексе нововведения 2010-2011 гг. значительно упростили процедуру законного отъема недвижимости. 
 
Впрочем, наложение взыскания на квартиру за коммунальные долги - крайняя мера. По закону, должнику сначала предоставляется возможность добровольно оплатить долг в течение недели. Само же взыскание в первую очередь налагается на денежные средства, если их не хватает - на движимое или ценное имущество, затем на отдельный земельный участок (если такой есть), недвижимое имущество и в последнюю очередь - на квартиру, в которой должник проживает. Но и здесь - на жилье сначала налагается арест, проводится оценка стоимости, и лишь после этого квартира выставляется на торги. Для принудительного выселения нужен отдельный вердикт суда, что еще больше усложняет процедуру. 
 
Так что должник обычно располагает временем для спасения жилья. Если квартира - единственное жилье, - можно оплатить часть долга, чтобы сумма задолженности не превышала установленный барьер в 10 минимальных зарплат. 
 
Поэтому на практике взыскание, как правило, ограничивается наложением ареста и психологической атакой. Во Львове, например, в 2007 году в одном лишь Сыховском районе госисполнители арестовали более 800 квартир. Случаются и явные перегибы: в Днепропетровске в 2011 году «стреножили» квартиру за долг в 5 тыс. грн. А вот о реальных случаях продаж квартир с молотка история пока умалчивает.
 
 
Однако, это не значит, что должникам не грозит «экспроприация» жилья. Уже в обозримой перспективе, - через год-два, а то и раньше, - можно ожидать резкого увеличения количества арестов квартир. В обстановке шоковой тарифной политики, это практически неизбежно. А дальше - как взыскатели на душу положат. 
 
Печально то, что в этой ситуации у должников есть только одно право - погашать долги. Даже если им самим должны - государство или работодатели. Отсутствие доходов - не повод для остановки исполнительной процедуры. Еще более печально, что долги растут автоматически, так как отказаться от предоставления услуг по содержанию многоэтажек, газо- и теплоснабжению практически невозможно.

Не стоит выселять героев? 

Попытки защитить владельцев квартир, конечно, были. В 2003 году в Верховную Раду подавали проект, который налагал запрет на принудительное выселение за коммунальные долги участников ВОВ, ветеранов, пенсионеров, инвалидов, безработных, одиноких граждан и семей с детьми. Документ «протосковал» 2 года в парламенте и даже преодолел первое чтение, но в конечном итоге был отозван. 
 
В 2012-2013 гг. в Верховной Раде «томился» еще один проект о введении моратория до 1 января 2015 года на принудительную реализацию жилья в связи с задолженностью по оплате ЖКУ. Он защищал от продажи квартиры, являющиеся единственным жильем - до полного погашения долгов перед их владельцами: выплаты зарплат, стипендий и пенсий. Однако и этому проекту не удалось стать законом. 
 
Тем не менее, как минимум один охранный документ в активе у должников есть. В 1999 году парламент принял Постановление №512-XIV «Об оплате жилищно-коммунальных услуг населением Украины», которое запрещает властям и предприятиям выселять граждан за неуплату коммунальных услуг в связи с невыплатой зарплаты, пенсии или неназначением субсидии. Кстати, отключать квартиры от электричества и водоснабжения оно также запрещает. Постановление до сих пор действует, хоть и пребывает в забвении и не применяется.
 
Это досадно, но намного важнее, чтобы наступление на коммунальных должников в Украине не закончилось применением приложения Закона «Об исполнительном производстве», согласно которому неплательщик может остаться с одним костюмом, матрасом и двумя комплектами белья. 
 
Валентин Хорошун, специально для ИА «Украина Коммунальная»
 
Комментарии (3)
Terror1
25 февраля 2015 г. 10:37
Для тепловиков, которые не могут отрезать батареи, это было бы отличной альтернативой.
Коля Пухов
28 февраля 2015 г. 19:46
У 2010-2013 роках держава потурбувалася, щоб тисячі найбільш соціально незахищених працівників залишились без роботи у зв"язку з так званими "ліквідаціями" державних установ. А тепер держава піклується, щоб ці залишені нею без засобів існування та досі не працевлаштовані, не мали права на субсидію чи компенсацію.----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Людина звільнена з роботи з державної установи за п.1 ст.40 КЗпП за розпорядженням державних органів про "ліквідацію" цієї установи і не працевлаштована, тобто не має ніякого доходу саме з ініціативи держави. "Ліквідована " держустанова лише змінила код ЄДРПОУ, робоче місце звільненого працівника не скорочувалось. Більш того, на це робоче місце був прийнятий пенсіонер. Рік перебування на обліку у центрі зайнятості не дав позитивного результату. Тепер, у 2015 році, у наданні житлової субсидії цій людині відмовляють, тому що вона не працює. На усі доводи і докази, що вона не працює за розпорядженням державних органів ( тобто, фактично держава вирішила, щоб ця людина не працювала), можна почути роз"яснення посадовців, що це не має ніякого значення. Отже, не працює -- значить субсидії немає. Тоді ця людина звертається по так звану компенсацію, але ті самі посадовці рахують, що вона має дохід на рівні прожиткового мінімуму, тобто 1218 грн. на місяць, тобто, компенсації також немає. Виходить, що держава фактично забрала у цієї людини засоби існування, і тим більше, можливість платити за комунальні послуги.
Sergiy
03 марта 2015 г. 14:37
Якщо мене виселять з бараку площею 70 м. кв. в комфортне житло 50 м. кв..чи буду я суперечити?І більшість з хрущовок на печерську будуть раді переселитися в Бровари(або інший населений пункт)) тільки по розуму. А не по принципу ,,я начальник ти дурень,,